Конспект урока по теме "Проценты" с применением документ-камеры. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока.

Образовательная: ознакомить учащихся с понятием “процент”; научить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; научить учащихся находить 1% от числа; совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая: развивать умение осмысленного быстрого чтения информации, её группировки по заданному основанию; формировать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.

Воспитательная: воспитывать способность к взаимопониманию, навыки сотрудничества и коммуникативные умения при работе в группах.

Основная идея урока: обучать не конкретным знаниям, а способам их добывания.

Оборудование: компьютер, документ-камера, материал про проценты из различных средств информации, тексты, карточки, оценочная шкала.

Способы реализации поставленных задач: организация самостоятельной деятельности учащихся, работа в парах, в группах, осуществление обратной связи (контроль, самоконтроль и самооценка).

Логика развития урока

I этап: Организационный момент.

II этап: Актуализация знаний. Определение темы и постановка целей урока.

III этап: Изучение нового материала.

Самостоятельная работа в парах (текст “Проценты”).

Презентация продукта (выступление пар).

Решение заданий из учебника. Составление алгоритмов.

IY этап: Самоконтроль.

Y этап: Домашнее задание.

YI этап: Итог урока. Рефлексия по процентной шкале оценок.

Ход урока

I этап: Организационный момент

Начинаем устный счёт.
Он ум в порядок приведёт.
На уроке пригодится.
Просьба к классу – не лениться,
Дружно руки поднимать,
На вопросы отвечать.

II этап: Актуализация знаний. Определение темы и постановка целей урока

Фронтальный опрос: мотивация на тему урока.

№1. 300 800 1500 15 31,4 180,5 7

Найдите одну сотую часть от каждого числа. Как это сделать?

№2. Проведём перекличку дробей-двойников. Для десятичной дроби назовите соответствующую обыкновенную дробь и наоборот.

0,5 - …(1/2); 1/4 - …(0,25); 0,125 – … (1/8); 1/5 – …(0,2); 0,75 - …(3/4)

№3. Некоторые дроби в повседневной жизни получили особые названия.

Какие?

1/2 - … (половина)

1/3 - … (треть)

1/4 - … (четверть)

1/100 - … ??? (выносится на “Доску вопросов”, на которую будут помещаться все вопросы, возникающие по ходу урока)

Учитель: В течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.

№4. (Используется документ-камера)

Прочитайте информацию (вырезка из газеты “Аргументы и факты” демонстрируется через документ-камеру).

Текст: “75% всех игрушек в мире производится в КНР”.

Вариант 1: Дети прочитали знак “%”.

Вопрос: Где ещё вы видели этот значок-символ или слышали слово

“процент”? (Через документ-камеру учитель демонстрирует

примеры – этикетки, рекламные вырезки, упаковки и т.п.).

Вариант 2: Дети не прочитали знак “%” (он выносится на “Доску вопросов”).

Учитель: Что это такое? Вам предстоит сегодня это узнать.

В современном мире важно уметь читать и понимать информацию из любых источников. Поэтому сегодня на уроке мы будем изучать …

Учащиеся сами формулируют и записывают в свои тетради тему “Проценты”.

III этап: Изучение нового материала

Учитель: Какое слово спряталось в слове “процент”? (Цент).

Слово “процент” происходит от латинского слова pro centum, что буквально означает “со ста”, “на сто”.

Учащиеся записывают в тетради определение:

Процент – это сотая часть целого.

1% = 1/100 = 0,01

№1. Прочитайте: 3%, 9%, 121%, 3,8%. (Задание демонстрируется через документ-камеру)

Учитель: Если появилось новое слово (термин), то про него обычно узнают (появляются вопросы на “Доске вопросов”)

  1. История слова?
  2. Как появился символ “%”?
  3. Где применяется?
  4. Как решать задачи ?

Как только в течении урока ответ на вопрос найден, он снимается.

Учитель: А где вы можете найти ответы на поставленные вопросы?

Ученики: В учебнике, у учителя, спросить у родителей, в интернете, …

Учитель: В школьной библиотеке есть книга “За страницами учебника математики”, авторы – И.Я.Депман и Н.Я.Виленкин. Из неё я выбрала информацию о процентах. На каждом столе лежит текст. Сейчас вы поработаете с текстом в парах. А затем объединитесь в группы. Давайте разделимся на 3 группы:

I ряд: “Историки”.

II ряд: “Детективы”.

III ряд: “Практики”.

У каждой группы своё задание. Приступайте к его выполнению.

Самостоятельная работа по парам с текстом “Проценты”

Каждая пара получает свой текст с заданием. Выполнив задание, пары объединяются в группы по рядам. После обсуждения каждая группа представляет свой “продукт”.

I ряд: “Историки”.

II ряд: “Детективы”.

III ряд: “Практики”.

Презентация продукта (выступление групп).

(Демонстрация продукта с помощью документ-камеры)

Учитель: Ребята! Посмотрите на “Доску вопросов”. Может мы уже ответили на некоторые из них? (Убираются первые вопросы)

Вопрос: Как решать задачи с процентами?

Решение заданий из учебника. Составление алгоритмов.

№1561 (учебник Н.Я. Виленкина ).

Вывод алгоритма.

Запись в тетрадях:

№1562 (учебник).

№1563(учебник). Вывод.

Запись в тетрадях:

IY этап: Самоконтроль

Задание с самопроверкой: Заполни таблицу.

Обыкновенная дробь   1/10     1/2    
Десятичная дробь       0,25   0,75  
Проценты 1%   20%       100%

Проверка осуществляется с помощью документ-камеры.

Алгоритм решения задач на нахождение 1% от числа.

Как найти 1% от числа?

Через документ-камеру демонстрируется фрагмент упаковки кефира.

Задача 1

На упаковке кефира есть знакомая нам уже запись 1%.

Что означает эта запись? (Массовая доля жира в граммах)

Сколько жира (в граммах) содержится в пачке кефира, если его масса 500 г.

Ответ: 5 г.

Решение:

1 способ: Если речь идет о проценте от данного числа, то всё это число принимается за 100 %. Раз 1% - это одна сотая часть, то надо число разделить на 100.

2 способ: Ранее мы сделали вывод, что деление числа на 100 можно заменить умножением на 0,01. Поэтому, чтобы найти 1% от числа, нужно умножить его на 0,01.

Вспомните первый номер устного счета. Как иначе можно сформулировать задание к нему? (Найдите 1% от числа).

Задача 2

Учитель: Ребята! Очень важно научиться ориентироваться в процентных данных из окружающего мира. Это в далёком прошлом с процентами были связаны только денежные расчёты. Сегодня проценты встречаются повсюду.

Задание: объясни смысл процентов в каждом случае.

(Примеры демонстрируются с помощью документ-камеры). 

  1. Этикетка “Кухонные помощники”, 100% хлопок.
  2. Этикетка “Костюм “Тройка”, 40% - шерсть, 40% - вискоза, 20% - полиэстер”.
  3. Молоко “Домик в деревне”, 3,5%; сметана 20%.
  4. Дисконтная карта, 5% скидка.
  5. Текст из газеты “Аргументы и факты”.
  6. Реклама йогурта “Актимель”.
  7. Опрос на сайте “Комсомольской правды”.

Y этап: Домашнее задание

  1. Подготовить примеры из жизни представления информации с помощью процентов.
  2. Учебник: стр.236-237,  №1598, 1599, 1565, 1595 (повторение).

YI этап: Итог урока. Рефлексия по “процентной шкале оценок”

Учитель: Урок заканчивается. Подводя итог урока, давайте посмотрим, на все ли вопросы мы нашли сегодня ответы?

Вопросы: “Где новый термин применяется в жизни?” и “Как решать задачи с новым понятием?” ещё не закрыты.

Этим мы и займёмся на следующих уроках.

Объявление оценок тем, кто активно работал на уроке.

Рефлексия по “процентной шкале оценок”.

Учащиеся оценивают по “процентной шкале оценок” насколько они усвоили материал сегодняшнего урока.