Цели урока.
Образовательная: ознакомить учащихся с понятием “процент”; научить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; научить учащихся находить 1% от числа; совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающая: развивать умение осмысленного быстрого чтения информации, её группировки по заданному основанию; формировать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать способность к взаимопониманию, навыки сотрудничества и коммуникативные умения при работе в группах.
Основная идея урока: обучать не конкретным знаниям, а способам их добывания.
Оборудование: компьютер, документ-камера, материал про проценты из различных средств информации, тексты, карточки, оценочная шкала.
Способы реализации поставленных задач: организация самостоятельной деятельности учащихся, работа в парах, в группах, осуществление обратной связи (контроль, самоконтроль и самооценка).
Логика развития урока
I этап: Организационный момент.
II этап: Актуализация знаний. Определение темы и постановка целей урока.
III этап: Изучение нового материала.
Самостоятельная работа в парах (текст “Проценты”).
Презентация продукта (выступление пар).
Решение заданий из учебника. Составление алгоритмов.
IY этап: Самоконтроль.
Y этап: Домашнее задание.
YI этап: Итог урока. Рефлексия по процентной шкале оценок.
Ход урока
I этап: Организационный момент
Начинаем устный счёт.
Он ум в порядок приведёт.
На уроке пригодится.
Просьба к классу – не лениться,
Дружно руки поднимать,
На вопросы отвечать.
II этап: Актуализация знаний. Определение темы и постановка целей урока
Фронтальный опрос: мотивация на тему урока.
№1. 300 800 1500 15 31,4 180,5 7
Найдите одну сотую часть от каждого числа. Как это сделать?
№2. Проведём перекличку дробей-двойников. Для десятичной дроби назовите соответствующую обыкновенную дробь и наоборот.
0,5 - …(1/2); 1/4 - …(0,25); 0,125 – … (1/8); 1/5 – …(0,2); 0,75 - …(3/4)
№3. Некоторые дроби в повседневной жизни получили особые названия.
Какие?
1/2 - … (половина)
1/3 - … (треть)
1/4 - … (четверть)
1/100 - … ??? (выносится на “Доску вопросов”, на которую будут помещаться все вопросы, возникающие по ходу урока)
Учитель: В течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.
№4. (Используется документ-камера)
Прочитайте информацию (вырезка из газеты “Аргументы и факты” демонстрируется через документ-камеру).
Текст: “75% всех игрушек в мире производится в КНР”.
Вариант 1: Дети прочитали знак “%”.
Вопрос: Где ещё вы видели этот значок-символ или слышали слово
“процент”? (Через документ-камеру учитель демонстрирует
примеры – этикетки, рекламные вырезки, упаковки и т.п.).
Вариант 2: Дети не прочитали знак “%” (он выносится на “Доску вопросов”).
Учитель: Что это такое? Вам предстоит сегодня это узнать.
В современном мире важно уметь читать и понимать информацию из любых источников. Поэтому сегодня на уроке мы будем изучать …
Учащиеся сами формулируют и записывают в свои тетради тему “Проценты”.
III этап: Изучение нового материала
Учитель: Какое слово спряталось в слове “процент”? (Цент).
Слово “процент” происходит от латинского слова pro centum, что буквально означает “со ста”, “на сто”.
Учащиеся записывают в тетради определение:
Процент – это сотая часть целого.
1% = 1/100 = 0,01
№1. Прочитайте: 3%, 9%, 121%, 3,8%. (Задание демонстрируется через документ-камеру)
Учитель: Если появилось новое слово (термин), то про него обычно узнают (появляются вопросы на “Доске вопросов”)
- История слова?
- Как появился символ “%”?
- Где применяется?
- Как решать задачи ?
Как только в течении урока ответ на вопрос найден, он снимается.
Учитель: А где вы можете найти ответы на поставленные вопросы?
Ученики: В учебнике, у учителя, спросить у родителей, в интернете, …
Учитель: В школьной библиотеке есть книга “За страницами учебника математики”, авторы – И.Я.Депман и Н.Я.Виленкин. Из неё я выбрала информацию о процентах. На каждом столе лежит текст. Сейчас вы поработаете с текстом в парах. А затем объединитесь в группы. Давайте разделимся на 3 группы:
I ряд: “Историки”.
II ряд: “Детективы”.
III ряд: “Практики”.
У каждой группы своё задание. Приступайте к его выполнению.
Самостоятельная работа по парам с текстом “Проценты”
Каждая пара получает свой текст с заданием. Выполнив задание, пары объединяются в группы по рядам. После обсуждения каждая группа представляет свой “продукт”.
Презентация продукта (выступление групп).
(Демонстрация продукта с помощью документ-камеры)
Учитель: Ребята! Посмотрите на “Доску вопросов”. Может мы уже ответили на некоторые из них? (Убираются первые вопросы)
Вопрос: Как решать задачи с процентами?
Решение заданий из учебника. Составление алгоритмов.
№1561 (учебник Н.Я. Виленкина ).
Вывод алгоритма.
Запись в тетрадях:
№1562 (учебник).
№1563(учебник). Вывод.
Запись в тетрадях:
IY этап: Самоконтроль
Задание с самопроверкой: Заполни таблицу.
Обыкновенная дробь | 1/10 | 1/2 | |||||
Десятичная дробь | 0,25 | 0,75 | |||||
Проценты | 1% | 20% | 100% |
Проверка осуществляется с помощью документ-камеры.
Алгоритм решения задач на нахождение 1% от числа.
Как найти 1% от числа?
Через документ-камеру демонстрируется фрагмент упаковки кефира.
Задача 1
На упаковке кефира есть знакомая нам уже запись 1%.
Что означает эта запись? (Массовая доля жира в граммах)
Сколько жира (в граммах) содержится в пачке кефира, если его масса 500 г.
Ответ: 5 г.
Решение:
1 способ: Если речь идет о проценте от данного числа, то всё это число принимается за 100 %. Раз 1% - это одна сотая часть, то надо число разделить на 100.
2 способ: Ранее мы сделали вывод, что деление числа на 100 можно заменить умножением на 0,01. Поэтому, чтобы найти 1% от числа, нужно умножить его на 0,01.
Вспомните первый номер устного счета. Как иначе можно сформулировать задание к нему? (Найдите 1% от числа).
Задача 2
Учитель: Ребята! Очень важно научиться ориентироваться в процентных данных из окружающего мира. Это в далёком прошлом с процентами были связаны только денежные расчёты. Сегодня проценты встречаются повсюду.
Задание: объясни смысл процентов в каждом случае.
(Примеры демонстрируются с помощью документ-камеры).
Y этап: Домашнее задание
- Подготовить примеры из жизни представления информации с помощью процентов.
- Учебник: стр.236-237, №1598, 1599, 1565, 1595 (повторение).
YI этап: Итог урока. Рефлексия по “процентной шкале оценок”
Учитель: Урок заканчивается. Подводя итог урока, давайте посмотрим, на все ли вопросы мы нашли сегодня ответы?
Вопросы: “Где новый термин применяется в жизни?” и “Как решать задачи с новым понятием?” ещё не закрыты.
Этим мы и займёмся на следующих уроках.
Объявление оценок тем, кто активно работал на уроке.
Рефлексия по “процентной шкале оценок”.
Учащиеся оценивают по “процентной шкале оценок” насколько они усвоили материал сегодняшнего урока.