Развитие речи дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст — это важный период в развитии речи ребёнка, период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. На всех этапах обучения звукопроизношению используются упражнения в форме игр, фольклор и художественная литература, пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам, насыщенное определённым звуком.

Наиболее важно при обучении звукопризношению использовать разнообразные приемы обучения детей, стимулирующие речевую активность дошкольника.

Приёмы обучения:

- вызывание звука на основе подражания;

- рассказ – драматизация;

- указания и объяснения;

- скороговорки;

- дидактические игры;

- чтение и пересказ коротких рассказов.

Хорошо развития речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

В нашем МДОБУ работа всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей) ведется в нескольких направлениях:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  • нормализация работы мимических мышц;
  • формирование просодических компонентов речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие основных фонематических процессов;
  • устранение общего недоразвития речи;
  • нормализация основных психических процессов.

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью в МДОБУ было принято решение разнообразить работу с детьми. В комплексном преодолении общего недоразвития речи наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. Кроме традиционной пальчиковой гимнастики широко используются модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками: “Разноцветные прищепки”, “Пальчиковый бассейн”, различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными щетками и мячами, перебирание четок, бус, элементы Су-Джок терапии. Широкое распространение получили игры с песком, водой, глиной, тестом. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира.

Нетрадиционные методы логопедического воздействия включены в рабочую программу и используются комплексно на занятиях специалистов. Данные методы могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Для этого разработана картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов логопедического воздействия, подобраны консультации для родителей. Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепления здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.

В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. За основу взяты упражнения Коноваленко С. В.: упражнения с шариком, упражнения с ложкой, статические артикуляционные упражнения для губ без предмета, упражнения с водой (“не расплескай воду”), упражнения для губ и языка с бинтом.

Активно используются артикуляционные упражнения в сочетании с движениями рук и работой над дыханием.

1. Дыхательное упражнение “Ракета”.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [А], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2-3 раза.

2. “Болтушка”

Рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.

3. “Накажем непослушный язык”

Покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.

Подобные упражнения способствуют координации речи с движением, нормализации мышечного тонуса, дыхания.

Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помимо общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики помогают нетрадиционные формы ее проведения: биоэнергопластика, театр пальчиков и языка, комплексные разминки и т.д.

С целью нормализации мышечного тонуса каждое занятие начинается с дыхательных и расслабляющих упражнений. Применение на занятиях психогимнастики, релаксационных упражнений, психофизической гимнастики помогает снять повышенное мышечное напряжение (релаксационные упражнения), улучшает работу лицевых мышц, способствует подвижности артикуляционного аппарата (психогимнастика), способствует расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Параллельно с формированием звуковой культуры речи предусматривается развитие диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на развитие умений, необходимых для общения.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность, и если нужно вносить соответствующие изменения и поправки.

На начальном периоде ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи как средство общения. Детей учат выражать просьбы и желания словами, отвечать на вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?), развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться ко взрослому и детям по по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои вопросы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку темы для разговора с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формами речевого этикета (здороваться, прощаться в детскуом саду…), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делать? Зачем?).

Без участия речи ребенок не может осознавать мир. Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме. Благодаря тому, что отражение действительности приобретает словесную форму и, следовательно, “его содержание выступает для человека в объективных явлениях — явлениях языка, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными. Таким образом, у ребенка есть спонтанный психологический стимул к овладению родной речью. Воспитатель должен только разумно направить его речевое развитие — поставить его в зависимость от ознакомления с окружающим.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Ведь логичная богатая речь – залог успеха во многих областях.

Хочется поделиться некоторыми некоторыми упражнениями, направленными на развитие речи, которыми мы активно пользуемся в нашем детском саду.

Упражнения на обогащение словарного запаса

“Добавь слово” (3-4 года)

Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Затем воспитатель говорит детям, что к ним пришла Катя. Она тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, маме, папе, братику и сестричке. А что именно умеет делать Катя, дети должны будут сейчас угадать.

Катя: Я умею постель…(застилать).

Я умею пол…(подметать).

Я умею пыль…(вытирать).

Я умею посуду…(мыть).

Я умею цветы…(поливать) и т. д.

“Ты кто?” (4-5 лет)

Цель: употреблять в речи глаголы, называть признаки предметов.

К детям приходит кукла Таня, она читает стихотворение А. Барто “Козленок”.

- Про кого говорит Таня? Что она о нем рассказала?

- Что Таня делала? (Говорила, рассказывала стихи)

- Что она сейчас делает? (Сидит, стоит, машет рукой)

- Сначала вы слышали Танин голос, она говорила, а теперь она… (молчит, замолчала).

- Как вы думаете, что Таня умеет делать? А теперь расскажите ей, что вы умеете делать? (рисовать, мыть посуду, играть, гулять и т.д.).

“Шагайка-называйка” (5-7 лет)

Подбери по 5 слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперед.

- Я знаю молочные продукты…

- Я знаю комнатные растения…

- Я знаю перелетных птиц…

- Я знаю луговые цветы...

- Я знаю головные уборы…

- Я знаю животных жарких стран…

Упражнения на развитие грамматического строя речи

“Кузовок”

Цель: образование уменьшительно-ласкательных слов.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнет игру. Ему дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,
Клади в него, что на – ок.
Обмолвишься – отдашь залог.

Ребенок отвечает: “Я кладу в кузовок…” и называет нужное слово (сапожок, башмачок, утюжок, воротничок, сахарок, колпачок, гребешок и т.д.). Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в кузовок залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, спрашивая: “Чей залог выну, что тому делать?” Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким – то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на части и т.д.).