Программное содержание.
Материал: ковёр-самолёт, карточки, фокусник, таблицы, условные мерки, цифры, знаки, цветик-семицветик, осьминожка, “плюсик”, цветочная клумба, баба Яга, пироги, волшебные палочки, кукла-девочка, кукла-мальчик, речевой домик, сундук, схемы по речевой гимнастике и гимнастике для глаз.
Ход занятия
Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в путешествие, нам надо сделать хорошее дело (хороший поступок).
Перед нами сидит грустная девочка Женя.
Скажите, из какого произведения она?
- Цветик-семицветик.
Это сказка или рассказ?
- Сказка.
Как вы догадались, что это сказка?
- Здесь присутствуют волшебные предметы.
Кто написал эту сказку?
- Валентин Катаев.
Почему Женя грустная?
- Она хочет помочь мальчику Вите, но остался всего один лепесток и тот пропал.
Ребята, поможем Жене?
- Да.
Но на чём мы отправимся?
На пароходе? - Глубоко.
Пешком? - Далеко.
На поезде? - Шумно.
Мы сегодня с вами будем волшебниками. Чтобы отправиться в путешествие, давайте используем, волшебные предметы.
- Сейчас я вам загадаю загадку. Отгадав ее, вы узнаете, на чем будем путешествовать:
Самолет совсем простой,
Разноцветный, расписной.
Нет мотора и колес
Куда хочешь - вмиг повез.
- Путешествовать мы будем на ковре-самолете.
- Посмотрите все цветы на ковре перевёрнуты надо решить примеры и украсить ковёр.
10+6= 7+10= 10+4= 10+2= 10+8= 9+10= 10+1= 3+10= 5+10= 10+10=
Мы не можем сесть на ковёр самолёт, пока не выполним задание.
- Пуск! Ковёр самолёт взлетел.
Мы летим над облаками
Вот и море перед нами.
Море шире, иль река?
- Ну, конечно море. Река уже.
Вот под нами тёмный лес,
Выше дерево иль куст?
- Ну, конечно дерево выше, а куст ниже.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не ошиблись вы опять.
Впереди большой овраг.
Вижу остров я ребята
Встреча с кем-то нас здесь ждёт.
Да, мы с вами пролетаем над заповедником.
Двое шустрых поросят,
Так замёрзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им.
***
Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая волков здесь недавно прошла,
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки восемь следов,
Сколько, скажите, здесь было волков.
Мы не можем приземлиться, надо назвать чётные и нечётные числа первого и второго десятка. 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19
Все выходим на полянку. Интересно, куда же мы попали. Поляна вся в цветах.
Встаньте дети меж цветами.
Не топчите их ногами.
Верно, здесь наш лепесток.
Может в этом чудесном доме
Наш волшебный лепесток?
Посмотрите, что находится вокруг дома
Слева - лес, справа - дом, сзади - поле, спереди - озеро.
Не открывается дверь домика, надо нам решить задачи по данным выражениям
5+3= 6-2=
Может быть теперь, откроется дом. Давайте все вместе попробуем его открыть.
Стоит в поле теремок
(пальцы раздвинуты в стороны)
На двери висит замок
(пальцы переплетены в замок)
Открывайте двери дети
(движения сомкнутыми кистями влево-вправо)
Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг
(движения сомкнутыми кистями к себе и от себя)
Пришёл Петя-петушок
(пальцы подняты вверх, изображая гребешок)
И ключом открыл замок
(пальцы размыкаются, соединим изображая крышу
дома)
- В домике живёт фокусник. Он знает, где лепесток, но не может нам подсказать, пока мы его не раскрасим: цифру 1 - красным цветом, 2 - синим, 3 - зелёным, 4 – коричневым.
- Дорогой фокусник, не встречал ты лепесток?
Как же, как же не встречал
По дорожке подобрал
Положил в свой сундучок
Сохранил и приберёг.
Большого труда мне это стоило. Баба-Яга заколдовала цифры. Появились в саду 5 гусениц. Прилетела цифра 1 и встала рядом с цифрой 5. Сколько их стало?-15.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы их стало меньше.
- Надо выполнить действие вычитания.
Далеко-далеко в горах живет знак минус. Давайте, его позовем.
Минус, минус выходи!
Минус, минус помоги.
Сделай добрые дела
Будем дружными всегда.
Гора раздвинулась, вышел Минус.
Ребенок:
Я – минус
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю
А свою роль лишь выполняю.
15-10=5 (осталось 5 гусениц)
- А как можно очистить сад от гусениц? (5-5 =0)
Фокусник:
- Вы узнали, как мне трудно было уберечь этот лепесток. Теперь можно помочь Вите выздороветь. За ваши старания я вам возвращаю лепесток.
- Ребята, нам пора отправляться в детский сад. Давайте пройдём к ковру-самолёту.
Но вот беда, змей Горыныч сжёг все мосты. Нам надо построить новый мост, но для этого надо выполнить задание. В данных выражениях вместо снежинки надо поставит знак “ +”, “-”.
- Молодцы, хороший, крепкий мост получился. Теперь можно пройти на ковер-самолет.
Но, чтобы ковёр-самолёт взлетел надо расшифровать код. Я буду называть числа, а вы называйте соседей чисел: 3,5,7,4,9,1.
Прилетели мы в детский сад, а Витя с Женей играют в догонялки. Женя благодарит нас за то, что мы нашли лепесток и угощает пирогами. Можно съесть тот пирог, которого хватит детям ровно по количеству. Перед вами 2 пирога. Посчитайте, на сколько частей поделён один пирог и второй.
Какой формы пирог можно будет съесть?
Можно съесть пирог прямоугольной формы, потому, что он поделён на 12 частей, а квадратный пирог поделён на 16 частей.
Женя просит помочь ей сделать домашнее задание. Надо на каждой строчке посчитать закрашенные и незакрашенные кружочки, сравнить их количество и поставить знак “больше”, “меньше”, “равно”.
Скажите, ребята, какое мы доброе дело сделали? – помогли Вите выздороветь.
Перечислите, какую мы провели работу, пока выздоровел Витя?
10+6= 7+10= 10+4= 10+2= 10+8=
9+10= 10+1= 3+10= 5+10= 10+10=
5+3=
6-2=