Открытый урок "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Деревья – источник жизни"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

  1. Знакомство с видами деревьев и роль их в жизни человека, воспитание любви к природе, желание оберегать ее, охранять и пополнять ее ресурсы.
  2. Научить сравнивать деревья, описывать их, передавать характерные особенности внешнего строения вида деревьев; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Задачи.

  1. Формировать представления: деревья - живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.
  2. Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок.
  3. Развивать желание передавать красоту родной природы в продуктивной деятельности.
  4. Продолжать знакомить с видами деревьев – рябина, береза, дуб и сосна.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов. Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты.

Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

Послушайте, что пишет поэт С. Маршак:

Что мы скажем,
Сажая леса?
Чащу, где бродят
Барсук и лиса,
Чащу, где белка
Скрывает бельчат,
Чащу, где утром
Вороны кричат.
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Лист, на который
Ложится роса,
Воздух для легких,
И влагу, и тень –
Вот что сажаем
В сегодняшний день.

Что этим стихотворением хотел нам сказать поэт?

Дети: Нам надо ухаживать за деревьями и оберегать их.

Воспитатель: Ещё, что нужно делать?

Дети: Деревья сажать.

2. Описание деревьев.

Воспитатель: как вы думаете ребята дуб большой или маленький? Опишите, пожалуйста, дерева дуб.

Дети: дуб могучий, большой. У него толстый ствол. Плоды дуба – желуди. Из желудей вырастают молодые дубки.

Воспитатель: Как вы опишите сосну?

Дети: листья сосны – это иголки. Они называются хвоей. Сосна, как и ель зимой и летом зеленого цвета. Плоды сосны – шишки.

Воспитатель: Ребята опишите рябину.

Дети: Листья рябины - крупные, продолговатые, когда цветет издает сильный специфический запах. Плод — шарообразное ярко-красное сочное яблоко с мелкими семенами.

Дети: Листья крупные и длинноватые. Плоды – маленькие, круглые и красные.

Воспитатель: Береза она какая?

Дети: У березы ствол – черно-белый. Листья берёзы очерёдные, цельные, по краю зубчатые. Плоды – сережки.

Ее называют белоствольная, кудрявая, шелковистая. О ней сложено много стихов. Береза дает вкусный и полезный сок.

3. Воспитатель – молодцы. А сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Игра называется “Плоды и листья”.

Воспитатель детям раздаёт карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок.

4. Упражнение “Покажи и назови части дерева”.

Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

5. Отгадывание загадок.

Воспитатель:

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту,
В высоту.

Дети: Сосна.

 Воспитатель:

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

Дети: Рябина.

Воспитатель:

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.

Дети: Дуб.

Воспитатель:

Русская красавица
Стоит на поляне 
В зелёной кофточке, 
В белом сарафане. 

Дети: Береза.

5. Игра “Один - много”.

Воспитатель называет дерево в единственном числе, а дети – во множественном.

Сосна – сосны, береза - березы, рябина – рябины, дуб – дубы.

В быту человека окружает большое количество предметов из дерева. Это было как во времена наших предков, так остается и по сей день. Человека всегда притягивает красота, ведь стремление к прекрасному заложено у него с рождения. Именно дерево может дать ему ту естественную красоту, которая существует в природе.

Деревья в природе и жизни человека играют большую и разнообразную роль. Они используются не только как строительный материал, но идут и на различные другие нужды -  телеграфные столбы, железнодорожные шпалы, мебель и пр.

Деревья оказывают много положительных воздействий. Они защищают от пыли, что создает более благоприятный климата возле дорог и улиц. Поглощают вещества, выделяемые двигателями машин. Деревья улучшают состав воздуха. В дневное время деревья выделяют кислород и потребляют углекислый газ.

Приложение