Цели урока.
Форма урока: изучение нового материала.
Оборудование.
- Физическая карта России, атласы.
- Химическое оборудование: химические стаканы, стеклянные палочки, наборы веществ с разной растворимостью.
- Персональный компьютер, проектор, экран.
Ход урока
Вступление. (Учитель географии):
Трудно переоценить роль воды в жизни человека. Вода уникальна и ничем не заменима. В древности она считалась первичным элементом, началом всех начал. И в настоящее время вода играет особую роль в жизни человека. По выражению академика А.П.Карпинского: “Вода - это не просто минеральное сырье, вода-это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было”.
Давайте вспомним состав гидросферы. Можете ли вы составные части гидросферы назвать в процентном отношении?
(Предполагаемые ответы учащихся)
Показ 1-го слайда: Состав гидросферы.
Рис.1
На нашем уроке мы будем говорить о внутренних водах России. Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6-х и 7-х классах.
(Предполагаемые ответы учащихся)
Показ 2-го слайда: Внутренние воды.
Рис.2
Освоение просторов Сибири, Дальнего Востока русскими людьми проводилось в основном по рекам. Начиная от походов Ермака Тимофеевича, русские землепроходцы продвигались по рекам и достигли в XVIII веке берегов Тихого океана. По берегам рек ставились крепости, от рек начиналось освоение края.
И сегодня мы с вами речь будем вести о реках России, которых насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек. Реки нашей страны относят к бассейнам трех океанов и внутреннему стоку.
Назовите и покажите реки, несущие свои вод в бассейны:
- Северного Ледовитого океана;
- Тихого океана;
- Атлантического океана;
- внутреннего стока.
Вспомним части реки. Что такое:
- исток;
- устье;
- бассейн реки;
- речная система;
- водораздел.
Работа реки зависит от климата. Климат определяет характер питания рек.
Показ 3-го слайда: Питание и режим рек.
Рис.3
Далее работа с картами и атласами.
Показателем многоводности реки называется годовым стоком – это количество воды, протекающее в речном русле за год (анализ рис.48, стр.83 [1]).
Назовите самую многоводную реку России (Енисей – 600 куб. км).
Большое значение для практического использования рек имеет изучение их ледового режима (анализ рис.47, стр.82 [1]).
Цвет и прозрачность вод связан с ее физическими и химическими свойствами, о которых вы будете говорить далее.
(Учитель химии):
Ребята, вода – это уникальное вещество. Она обладает аномальными физическими свойствами и является универсальным растворителем. Вот об этих её свойствах мы и поговорим.
Начнём с того, что же вы знаете о физических свойствах воды? (Предполагаемые ответы учащихся).
А почему я сказала, что физические свойства воды аномальны? (Предполагаемые ответы учащихся).
Итак, оказывается:
- высокая температура и удельная и удельная теплота плавления и кипения (по сравнению с другими водородными соединениями);
- высокая теплоёмкость и низкая вязкость жидкой воды;
- аномальное тепловое расширение при замерзании (при нагревании от 0 до 4° С вода сжимается. Благодаря этому могут жить рыбы в замерзающих водоёмах, когда температура падает ниже 4° С, более холодная вода, как менее плотная, остаётся на поверхности и замерзает, а подо льдом сохраняется положительная температура);
- вода – это единственное на Земле вещество, которое находится сразу в трёх агрегатных состояниях;
- вода – почти универсальный растворитель. Это самый распространённый полярный растворитель на Земле. В воде можно растворить большое число веществ (краткая запись физических свойств в тетрадях: температура кипения – 100° С; температура кристаллизации – 0° С; плотность при 4° С – 1 г/см3, при 20° С – 0,9982 г/см3; молекулярная масса – 18, вода – растворитель.)
Показ 4-го слайда: Физические свойства воды.
Рис.4
Свойство воды, как растворителя связано со строением её молекулы. Вы уже знаете, что связь в молекуле ковалентная полярная. Запишите механизм образования связи на доске.
Молекула воды имеет угловое строение, обладает выраженной полярностью и способна разрушать другие вещества. Рассмотрим наглядный пример. Возьмём небольшое количество поваренной соли и поместим в стакан с водопроводной водой. Соль растворилась. Что же произошло в этом стакане?
Показ 5-го слайда: Растворение поваренной соли.
Рис.5
У сухой соли притяжение между положительными ионами натрия и отрицательными ионами хлора очень сильно, пока её не поместят в воду.
После того, как соль помещена в воду, притяжение отрицательного кислорода молекулы воды в отношении положительно заряженных ионов натрия, и одновременно притяжение положительного водородного конца молекулы воды в отношении отрицательно заряженных ионов хлора оказывается больше, чем взаимное притяжение между ионами натрия и хлора.
В воде ионные связи легко рвутся из-за конкурирующего действия многочисленных молекул воды. Как видно из примера, даже хрупкая конфигурация молекул воды позволяет им разорвать более сильные связи общими усилиями.
Вот почему мы зовём воду универсальным растворителем. Это и есть химия жизни на Земле – все процессы в живых организмах протекают с участием растворителя воды!
Вода настолько важное на Земле вещество, что народы разных стран сложили множество пословиц и поговорок о воде. О воде сложены песни и стихи, о воде написаны картины, сняты фильмы. Предлагаем вам вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминается вода.
(Предполагаемые ответы учащихся).
Дополнения учителя:
Показ 6-го слайда: Пословицы и поговорки о воде.
Рис.6
(Учитель географии):
Запасы, качество воды важная проблема современности, и от их решения зависит в конечном итоге будущее человечества.
Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ, в воде они разлагаются, вступают в реакцию друг с другом и образуют новые вещества, ранее не известные науке. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжёлых металлов, таких как кадмий, ртуть, свинец, хром. С атомных электростанций попадают радиоактивные отходы, сброс сточных вод приводит к микробиологическим загрязнениям воды.
На сегодняшний день более миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде. Так в России состояние около 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения не отвечает санитарным нормам.
Многие из нас нередко видели, отдыхая на берегу реки, водохранилища, как дети бросают в воду всё, что им попадётся под руку, и никто их не останавливает. А когда дети подрастают, в воду уже летят не палки, не камни, а автомобильные шины и прочий хлам. Но, а те взрослые, что становятся руководителями заводов, фабрик, сбрасывают в водные объекты все производственные отходы.
Сбрасывание нечистот в воду, которую мы используем для питья и приготовления пищи, нельзя назвать иначе, чем “чудовищной дикостью”. И если мы не покончим с этой дикостью, то “чудовищная дикость” покончит с нами.
А теперь посмотрим ваши рисунки об охране вод.
(Учитель химии):
Закончить наш урок хочется словами замечательного писателя Антуана де Сент-Экзюпери о воде (показ заключительного слайда):
Рис. 7
Список литературы:
Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011.