Тема урока "Социальная структура и социальные отношения". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Информационная карта урока

Учебный модуль. Социальное развитие.

Урок №1-2/5 Тип урока: Открытие нового знания.

Тема урока: Социальная структура и социальные отношения.

Учебник: Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 382 с.

Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя
Познавательные:

1) знать особенности социальной дифференциации на примере современных классов и страт;

2) приводить примеры о важности социальных лифтов в социальной мобильности из жизни, школьных предметов;

3) сделать анализ социальных отношений в нашем обществе с целью оценки возможных последствий для современной семьи

Предметные:

1) расширить знания учащихся о социальной дифференциации на примере современных классов и страт;

2) углубить знания о важности социальных лифтов в вертикальной социальной мобильности;

3) оценить изменения социальных отношений в современном обществе и семье

Регулятивные:

1) умение извлекать нужную информацию из различных источников и представлять её в виде схемы, таблиц и т.д.;

2) уметь показывать и определять отличительные признаки классов и страт, социальной дифференциации и т.д.

Развивающие:

1) развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний;

2) отработать приёмы сравнения и анализа;

3) развивать умение вести диалог

Коммуникативные: уметь работать в группе  
Личностные: сформировать свою позицию о необходимости образования как современном социальном лифте Воспитательные: сформировать стойкое убеждение о необходимости образования как современном социальном лифте
Опорные понятия, термины: социальная дифференциация, люмпены, социальные отношения, семья Новые понятия, термины: социальная структура общества, социальная группа, социальные институты, статус, стратификация, социальные лифты мобильности, маргинал

Вариант №1

Домашнее задание: написать развёрнутый план “Социальная структура и социальные отношения”.

Вариант №2

Написать эссе:

1) “Семья – это кристалл общества”. (В. Гюго)

2) “Современному человеку образование необходимо”.

Информационная карта урока учителя

Этапы урока Деятельность ученика Ресурсы учителя
I. Организационно- мотивационный момент 1) определяют тему урока;

2) анализируют свои знания по теме;

3) формулируют собственные цели урока (что хотели бы узнать по теме)

Схема № 1 “Социальная система общества. Социальная стратификация”

Схема № 2 “Социальная структура общества”

II. Фиксирование индивидуального затруднения Определяют соотношение имеющихся знаний по теме и информации, необходимой для выполнения целей урока Создание проблемной ситуации. Вопрос: “Социальная дифференциация в современном мире неизбежна?”
III. Построение выхода из затруднения 1) определяют логическую цепь рассуждений;

2) находят достоверную информацию;

3) структурируют свои знания по теме;

4) знакомятся с листом самооценивания;

5) составляют план, опираясь на пункты учебника:

  • Особенности социальной дифференциации
  • Особенности и отличия классов и страт
  • Социальная мобильность
  • “Социальные” лифты”
  • Особенности современной семьи
  • Тенденции в развитии социальных отношений
  • Характеристика люмпенов и маргиналов
  • Изменение социальных отношений в нашем обществе
1-й алгоритм раскрытия социального развития страны, общества

2-й алгоритм анализа статистических данных

3-й алгоритм работы с дополнительными источниками информации.

Лист самооценивания

IV. Реализация нового материала и первичное закрепление

1) знакомство с особенностями социальной дифференциации

Самостоятельная работа:

1) читают учебник (п.1);

2) отвечают на вопросы:

а) что такое социальная дифференциация?

б) какие виды социальной дифференциации существуют?

в) в чём вы видите положительные и отрицательные черты социальной дифференциации?

3) читают текст 1 “Принадлежность к группе” и отвечают на вопросы к нему

Учебник п. 1

Текст 1 “Принадлежность к группе”

Схема № 3 “Я-концепция – целостный образ собственного “я”

2) изучение особенностей и отличий классов и страт 1) читают учебник (п.2);

2) работают с текстом 2 “Классы и страты” и отвечают на вопросы к тексту;

3) делают вывод, что такое классы;

4) делают вывод, что такое страта;

5) составляют схемы: “Социальная структура американского общества” (текст 3 “Социальная структура американского общества”); “Социальная стратификация советского общества 80-х гг.” (учебник)

6) раскрывают различия страт и классов

Учебник п.2

Текст 2 “Классы и страты”

Текст 3 “Социальная структура американского общества”

3) рассказ учителя о социальной мобильности 1) вместе с учителем формулируют, что такое социальная мобильность, записывают в тетрадь;

2) приводят примеры горизонтальной и вертикальной мобильности

Учебник п.3
4) знакомство с “социальными лифтами” 1) читают учебник (п.4);

2) “мозговой штурм”, работают в парах:

а) работают со схемой № 4 “Социальные лифты” и приводят примеры социальных лифтов

б) дополняют схему № 4 “Социальные лифты

в) называют новые каналы социальной мобильности (дополнительные социальные лифты: СМИ, партийная и общественная деятельность, заключение брака с представителями высшего класса, спорт) и приводят примеры

г) работают в парах с таблицей “Мобильность героев сказок”

3) делают выводы

Таблица “Социальная мобильность героев сказок”

Хар-ка исходного социального статуса Вид социальной мобильности Хар-ка изменённого социального статуса Личностные черты и качества; социальные лифты, способствующие данной мобильности
Учебник п.4

 

 

Схема № 4 “Социальные лифты”

(П. Сорокин)

 

5) изучение особенностей современной семьи 1) читают учебник (п.5);

2) составляют устный рассказ по заданному началу: “Семья в современном мире остаётся высшей ценностью потому, что…”

Учебник п.5
6) изучение тенденций в развитии социальных отношений 1) читают учебник (п.6);

2) смотрят видеоролик “Имущественное неравенство в США”;

3) отвечают на вопрос “Почему неизбежны социальные конфликты в современном обществе?”

Учебник п.6

Видеоролик “Имущественное неравенство в США”

7) определение характеристики люмпенов и маргиналов 1) читают учебник (п.7);

2) знакомятся с текстом 4 “Маргиналы” и отвечают на вопросы к нему;

3) доказывают, что маргиналы и люмпены – это социальные группы

Учебник п.7

Текст 4

“Маргиналы”

8) рассказ учителя об изменениях социальных отношений в нашем обществе 1) слушают;

2) записывают, потом озвучивают основные изменения в современном российском обществе;

3) приводят свои примеры изменений в современном российском обществе, опираясь на материалы СМИ, статистические данные, дополнительные источники информации

1-ый aлгоритм

2-й aлгоритм

3-й aлгоритм

V. Включение в систему знаний 1) беседа;

2) ответ на проблемный вопрос: “Социальная дифференциация в современном мире неизбежна?”

Новые понятия, термины
VI. Рефлексия 1) заполняют лист самооценивания;

2) взаимная оценка работы на уроке

Тесты

Лист самооценивания

4-й алгоритм написания развёрнутого плана по обществознанию по предложенной теме

VII. Домашнее задание Вариант 1: развёрнутый план “Социальная структура и социальные отношения”.

Вариант 2: эссе

1) Семья – это кристалл общества. (В. Гюго)

2) Современному человеку образование необходимо

Приложение