Информационная карта урока
Учебный модуль. Социальное развитие.
Урок №1-2/5 Тип урока: Открытие нового знания.
Тема урока: Социальная структура и социальные отношения.
Учебник: Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 382 с.
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя |
Познавательные: 1) знать особенности социальной дифференциации на примере современных классов и страт; 2) приводить примеры о важности социальных лифтов в социальной мобильности из жизни, школьных предметов; 3) сделать анализ социальных отношений в нашем обществе с целью оценки возможных последствий для современной семьи |
Предметные: 1) расширить знания учащихся о социальной дифференциации на примере современных классов и страт; 2) углубить знания о важности социальных лифтов в вертикальной социальной мобильности; 3) оценить изменения социальных отношений в современном обществе и семье |
Регулятивные: 1) умение извлекать нужную информацию из различных источников и представлять её в виде схемы, таблиц и т.д.; 2) уметь показывать и определять отличительные признаки классов и страт, социальной дифференциации и т.д. |
Развивающие: 1) развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний; 2) отработать приёмы сравнения и анализа; 3) развивать умение вести диалог |
Коммуникативные: уметь работать в группе | |
Личностные: сформировать свою позицию о необходимости образования как современном социальном лифте | Воспитательные: сформировать стойкое убеждение о необходимости образования как современном социальном лифте |
Опорные понятия, термины: социальная дифференциация, люмпены, социальные отношения, семья | Новые понятия, термины: социальная структура общества, социальная группа, социальные институты, статус, стратификация, социальные лифты мобильности, маргинал |
Вариант №1
Домашнее задание: написать развёрнутый план “Социальная структура и социальные отношения”.
Вариант №2
Написать эссе:
1) “Семья – это кристалл общества”. (В. Гюго)
2) “Современному человеку образование необходимо”.
Информационная карта урока учителя
Этапы урока | Деятельность ученика | Ресурсы учителя | ||||
I. Организационно- мотивационный момент | 1) определяют тему урока; 2) анализируют свои знания по теме; 3) формулируют собственные цели урока (что хотели бы узнать по теме) |
Схема № 1 “Социальная
система общества. Социальная стратификация” Схема № 2 “Социальная структура общества” |
||||
II. Фиксирование индивидуального затруднения | Определяют соотношение имеющихся знаний по теме и информации, необходимой для выполнения целей урока | Создание проблемной ситуации. Вопрос: “Социальная дифференциация в современном мире неизбежна?” | ||||
III. Построение выхода из затруднения | 1) определяют логическую
цепь рассуждений; 2) находят достоверную информацию; 3) структурируют свои знания по теме; 4) знакомятся с листом самооценивания; 5) составляют план, опираясь на пункты учебника:
|
1-й алгоритм раскрытия
социального развития страны, общества 2-й алгоритм анализа статистических данных 3-й алгоритм работы с дополнительными источниками информации. Лист самооценивания |
||||
IV. Реализация нового
материала и первичное закрепление 1) знакомство с особенностями социальной дифференциации |
Самостоятельная работа: 1) читают учебник (п.1); 2) отвечают на вопросы: а) что такое социальная дифференциация? б) какие виды социальной дифференциации существуют? в) в чём вы видите положительные и отрицательные черты социальной дифференциации? 3) читают текст 1 “Принадлежность к группе” и отвечают на вопросы к нему |
Учебник п. 1 Текст 1 “Принадлежность к группе” Схема № 3 “Я-концепция – целостный образ собственного “я” |
||||
2) изучение особенностей и отличий классов и страт | 1) читают учебник (п.2); 2) работают с текстом 2 “Классы и страты” и отвечают на вопросы к тексту; 3) делают вывод, что такое классы; 4) делают вывод, что такое страта; 5) составляют схемы: “Социальная структура американского общества” (текст 3 “Социальная структура американского общества”); “Социальная стратификация советского общества 80-х гг.” (учебник) 6) раскрывают различия страт и классов |
Учебник п.2 Текст 2 “Классы и страты” Текст 3 “Социальная структура американского общества” |
||||
3) рассказ учителя о социальной мобильности | 1) вместе с учителем
формулируют, что такое социальная мобильность,
записывают в тетрадь; 2) приводят примеры горизонтальной и вертикальной мобильности |
Учебник п.3 | ||||
4) знакомство с “социальными лифтами” | 1) читают учебник (п.4); 2) “мозговой штурм”, работают в парах:
3) делают выводы Таблица “Социальная мобильность героев сказок”
|
Учебник п.4
Схема № 4 “Социальные лифты” (П. Сорокин)
|
||||
5) изучение особенностей современной семьи | 1) читают учебник (п.5); 2) составляют устный рассказ по заданному началу: “Семья в современном мире остаётся высшей ценностью потому, что…” |
Учебник п.5 | ||||
6) изучение тенденций в развитии социальных отношений | 1) читают учебник (п.6); 2) смотрят видеоролик “Имущественное неравенство в США”; 3) отвечают на вопрос “Почему неизбежны социальные конфликты в современном обществе?” |
Учебник п.6 Видеоролик “Имущественное неравенство в США” |
||||
7) определение характеристики люмпенов и маргиналов | 1) читают учебник (п.7); 2) знакомятся с текстом 4 “Маргиналы” и отвечают на вопросы к нему; 3) доказывают, что маргиналы и люмпены – это социальные группы |
Учебник п.7 Текст 4 “Маргиналы” |
||||
8) рассказ учителя об изменениях социальных отношений в нашем обществе | 1) слушают; 2) записывают, потом озвучивают основные изменения в современном российском обществе; 3) приводят свои примеры изменений в современном российском обществе, опираясь на материалы СМИ, статистические данные, дополнительные источники информации |
1-ый aлгоритм 2-й aлгоритм 3-й aлгоритм |
||||
V. Включение в систему знаний | 1) беседа; 2) ответ на проблемный вопрос: “Социальная дифференциация в современном мире неизбежна?” |
Новые понятия, термины | ||||
VI. Рефлексия | 1) заполняют лист
самооценивания; 2) взаимная оценка работы на уроке |
Тесты Лист самооценивания 4-й алгоритм написания развёрнутого плана по обществознанию по предложенной теме |
||||
VII. Домашнее задание | Вариант 1:
развёрнутый план “Социальная структура и
социальные отношения”. Вариант 2: эссе 1) Семья – это кристалл общества. (В. Гюго) 2) Современному человеку образование необходимо |