Цели урока.
а) Образовательная:
- совершенствовать у учащихся умения различать типы односоставных предложений по грамматическим и смысловым признакам;
- определять жанр, стилистические особенности и сферу применения односоставных предложений.
б) Развивающая:
- развивать лингвистическое, логическое мышление;
- формировать опыт поисковой, познавательной деятельности;
- развивать умения аргументировать, доказывать и отстаивать свою позицию, сравнивать и обобщать.
в) Воспитательная:
- воспитывать у обучающихся коммуникативные способности и взаимопонимание через организацию совместной деятельности;
- развивать эстетический вкус, повышать культурный и образовательный уровень через обращение к текстам .
Оборудование урока.
1. Меловое оформление доски.
2. Папки № 1 и № 2 с текстами.
3. Опорные таблицы.
4. Ключи к заданиям.
5. Лингвистические словари.
Ход урока
1. Организационный момент. Взаимоприветствие – готовность к сотрудничеству.
Учитель.
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит !
2. Психологический и эмоциональный настрой. (Звучит музыка для релаксации “Магия природы”.)
Учащиеся записывют дату и “Классная работа”. Название темы урока закрыто.
3. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята ! Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь. Один сказал: “Eo rus” (Еду в деревню ), второй ответил: “I” (Езжай ).
В чём же изюминка этих предложений ?
Ученики. Эти предложения односоставные, у них только один главный член предложения.
Учитель. Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики. Тема нашего урока – односоставные предложения.
(Учитель открывает только первую закрытую часть записи на доске.)
Верно. На предыдущих уроках мы подробно говорили об односоставных предложениях, и, как выяснили, каждое из них имеет своё “лицо”. Насколько хорошо и прочно вы усвоили грамматические и смысловые признаки односоставных предложений, поможет определить первое задание.
(Из папки № 1 команды достают Лист № 1, № 2 с заданиями, индивидуальные и итоговые таблицы, критерии оценивания работы.)
ЛИСТ № 1.
Задание № 1.
1. Внимательно прочитайте личностную характеристику каждого односоставного предложения. (Пункт № 8.)
2. Впишите в СВОЮ индивидуальную таблицу номера односоставных предложений, соответствующих их личностным характеристикам.
Модель “чистой” таблицы.
Ф.И. -----------------– |
О-Л
|
Н-Л | ОБОБЩ. -Л | БЕЗЛИЧНЫЕ | НАЗЫВНЫЕ |
№ ответов |
3. Обсудите в команде результаты работы. Аргументируйте свою позицию в случае несовпадения с ответами товарищей.
4. Оцените свой личный результат работы.
5. Составьте свою личную образовательную траекторию для устранения пробелов знаний по этой теме.
Знаю хорошо | Могу ответить с подсказкой | Не знаю |
6. После обсуждения впишите в ИТОГОВУЮ командную таблицу № 1 номера односоставных предложений, соответствующих их личностным характеристикам.
Итоговая таблица № 1. | О-Л | Н-Л | ОБОБЩ.-Л | БЕЗЛИЧНЫЕ | НАЗЫВНЫЕ |
№ ответов |
7. Проверьте правильность выполнения задания. (Ключ № 1.)
(Ключ № 1.)
ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ | НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ | ОБОБЩЁННО-ЛИЧНОЕ | БЕЗЛИЧНЫЕ | НАЗЫВНЫЕ |
2, 4, 10, 11 | 7, 12 | 1, 5 | 3, 6 | 8, 9 |
П. № 8.
1. Эти предложения подчёркивают типичность
обозначаемого.
2. Эти предложения выносят на первый план действия.
3. Употребление этих предложений позволяет дать
выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека.
4. Эти предложения дают возможность избежать излишнего
повторения местоимений.
5. Эти предложения придают сообщению характер сентенций. (Сентенция
(книжн.) – нравоучительное изречение.)
6. Эти предложения позволяют передать внутреннее
состояние больного человека.
7. В этих предложениях производитель действия скрыт от
посторонних глаз.
8. Эти предложения позволяют лаконично изобразить картины
природы.
9. Эти предложения указывают на статическое бытиё
предмета.
10. В этих предложениях в самой личной форме глагола уже
есть указание на действующее лицо.
11. Эти предложения придают речи лаконизм, динамичность.
12. В этих предложениях действующее лицо не может быть
восстановлено ни из окружающей обстановки, ни из контекста речи.
ЛИСТ № 2.
1. Прочитайте односоставные предложения.
2. Выполните задания № 2–7.
(См. задание № 1.)
(Ключ № 2.)
О-Л | Н-Л | ОБОБЩ-Л | БЕЗЛ. | НАЗЫВНЫЕ |
2, 4, 7, 12 | 6, 11 | 1, 4 | 8, 10 | 3, 9 |
– Над другом посмеёшься, над собой поплачешь.
– На одной из станций выходим, идём на Красную площадь.
– Северная весна.Первая проталина. А вот и подснежник.
– Слезами горю не поможешь.
– Читаем газеты, просматриваем журналы, слушаем радио.
– Звонят из Москвы.
– Люблю грозу в начале мая.
– Ему всё время хотелось пить.
– Чуйский тракт. Телецкое озеро. Вершина Белухи.
– Знобит.
– В посёлке построили новую школу.
– Не жалею, не зову, не плачу.
(Учащиеся в процессе обсуждения могут обращаться к опорной таблице № 1, которая коллективно составлялась на предыдущих уроках, так как задание, безусловно, нелёгкое.)
(Опорная таблица № 1.)
Односоставные предложения с одним главным членом предложения – сказуемым.
№ | Название | Действующее лицо | Грамматические признаки сказуемого |
1. | Определённо-личное | Лицо определено | Форма 1 и 2 лица ед. и мн. числа. Время:настоящее и будущее. Наклонение: изъявительное, повелительное. |
2 | Неопределённо-личное | Не определено | Форма 3 лица мн.ч. наст. и буд.
времени; Время: настоящее и будущее. Наклонение:изъявительное и повелительное. |
3. | Безличное | Отсутствует | Форма 3 лица ед. числа безличного или личного глагола; форма среднего рода; слово НЕТ(в прош. вр. ему соответствует форма среднего рода НЕ БЫЛО, а в буд.– форма 3лица ед.числа НЕ БУДЕТ);слово категории состояния; краткое стр. причастие среднего рода; инфинитив. |
4. | Обобщённо-личное | Обобщённое | Форма 1 и 2 лица ед. или мн. числа; 3 лицо мн.числа наст. и буд. времени изъяв. и повел. накл. |
Односоставное предложение с одним главным членом предложения – подлежащим.
№ | Название | Функции предложений | Грамматические признаки |
1 | Назывные | С помощью назывных предложений можно выразить | Существительное в Им.п. |
Непосредственное восприятие. Указание. Достижение. Эмоциональную оценку. |
8. Подведите итог работы команды по следующим критериям:
6–8 правильных ответов – “3” 11–12 – “5”.
9–10 – “4”.
Учитель: Итак, ребята, вы знаете смысловые и грамматические признаки односоставных предложений, умеете определять их тип. А как вы думаете, на какой вопрос мы ещё не ответили ?
Ученики. (Затрудняются ответить.)
Учитель: Запишем ту часть темы урока, которая была закрыта на доске. Попробуйте сформулировать проблемный вопрос, на который мы должны дать ответ.
Ученики. (Затрудняются ответить на вопрос )
Учитель: Как вы думаете, имеют ли односоставные предложения какое-то практическое значение? Нужны ли они нам ? Где используются?
Ученики: Односоставные предложения встречаются в художественных произведениях, люди используют их в разговоре.
Учитель: Правильно. Но сфера их распространения гораздо шире и богаче. (На доске открывается запись второй части темы урока.)
Что нам нужно сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы ?
Учащиеся: Надо проанализировать тексты.
Учитель: Верно. Вам предстоит серьёзная исследовательская работа. А как вы это будете делать ?
Учащиеся: (Пауза. Затем следуют разрозненные предложения:“Прочитаем текст”“найдём односоставные предложения”, “подумаем, из какого произведения текст”, “ определим жанр” и.т.д.)
Учитель: Вам, ребята, предстоит не только обсудить задания, но и выработать коллективную позицию по предложенным вопросам, а также подготовить развёрнутое научное сообщение(презентацию), с которым вы выступите на конференции.
Как вы думаете, ребята, от чего зависит успех команды ? (Высказывания учащихся.)
Учитель: Верно. Успех команды зависит от успеха каждого. Как вы будете планировать работу в группе ?
Учащиеся: “Распределим задания”, “проведём поэтапное обсуждение”, “выработаем коллективное мнение”, “письменно сформулируем вывод”.
Учитель: Какик качества личности могут помочь, по-вашему, добиться успеха ?
Учащиеся: Доброжелательность, вежливость, терпимость, готовность помочь, умение не навязывать своё мнение, а доказывать, ответственность, стремление добиться цели, сотрудничество.
Учитель: В добрый путь, друзья !
(Из конвертов команды достают ЛИСТ № 3 с текстами и заданиями.)
Задания 1-й группе
.(Письмо московской школьницы Нади Рушевой своему другу по “Артеку” Алику Сафаралиеву.)
а) Внимательно прочитайте тексты.
11 января 1968 года.
Здравствуй, мой друг Алик! Вот и приехала из Ленинграда. Чудо-город! Где мы только не были! Измучились, но довольны. А как твои каникулы ? Как отметки ? У меня без троек. Досмотрела, наконец, нашу “ Войну и мир ”. Ууууууууууу... Читаю сейчас только Л.Толстого и Евтушенко “ Братская ГЭС” (Читал ?) Кстати, я достала слова песен из “Вертикали ”и “ Чудо-Юдо”. Если хочешь, пришлю. Спасибо за поздравление. Да, напиши, каким был для тебя 1967 год? Обязательно. И заполни и пришли анкету дочери Маркса “Познай самого себя”. Очень прошу. Пиши !
Надя Рушева.
(Письмо с фронта.)
Дорогие мои родные! Жена и детки мои Витя и Юля, здравствуйте! Наконец-то появилась возможность писать вам. Много чего со мной произошло. Как-нибудь потом опишу. Сейчас еду опять на фронт. У меня всё хорошо. Очень по вам скучаю. Как вы там у меня ? Как твоё здоровье, Пелагеюшка? Ребята, наверное, сильно подросли. Скажи им, чтобы слушались.Вот пока и всё. Скоро напишу вам большое письмо. Остаюсь ваш любящий муж и отец.
Матвей.
(Письмо А.П.Чехова.)
Я живу в деревне. Изредка наведываюсь в Москву, где ем устриц. Старею. Денег нет. Чинов нет. Долги есть.
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте соответствующие записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. К какому жанру принадлежат данные тексты ?
(К эпистолярному.)
2. Проанализируйте синтаксический рисунок писем. Какие предложения преобладают в текстах этого жанра?
(Простые, односоставные.)
3. Подсчитайте количество односоставных предложений. Какие из них преобладают? Чем это можете объяснить?
(Определённо-личные. Письмо–адресно направленный текст, поэтому много определённо-личных предложений.)
4. По какой причине, на ваш взгляд, происходило упрощение синтаксических конструкций?
(По причине острого дефицита времени адресанта. В силу этого мысь развивалась ассоциативно, отрывисто, импульсивно, спонтанно.)
5. Определите стилистическую принадлежность этих текстов.
(Разговорный, обиходно-бытовой стиль.)
6. Согласны ли вы с утверждением, что в разговорном стиле действует закон “экономии речевых средств”?
(Да. Предложения состоят в среднем из 1–7 слов.)
7. Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, которые считают, что в текстах эпистолярного жанра специфическим элементом является диалогический монолог?
8. Знаком (+) отметьте признаки разговорного стиля:
- Вопросительные и восклицательные предложения.
- Междометия.
- Причастия и деепричастия.
- Вводные слова.
- Слово(а) с оценочным словообразовательным суффиксом.
- Инверсионный порядок слов в некоторых предложениях.
- Обращения.
- Эмоциональная лексика.
- Абстрактная лексика.
- Иноязычная лексика.
- Общеупотребительная лексика.
- Сложный синтаксический рисунок.
9. Обобщив всё, сформулируйте вывод. (Односоставные предложения активно используются в текстах эпистолярного жанра.)
Задания 2-й группе.
а) Внимательно прочитайте тексты.
1. Сделай паузу – скушай “Twix!”.
2. Собирай друзей – летим в Монако !
3. Попробуйте нашу селёдку. Нежную! Ароматную!
4. Йогурты. Что конкретно мы знаем об их полезности ?
5. Батончик Nuts. Заряди свои мозги!
6. Ariel.Безупречный вид одежды. Надолго.
7. Где отдохнуть вечером вдвоём?
Попробовать изысканное блюдо?
Потанцевать под негромкую музыку?
Ресторан,. Тет-а-тет ”.
8. Легко включить, трудно остановиться!
9. Приходите посмотреть на наши обструганные цены!
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями, договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания внесите соответствующие записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. Определите жанр данных текстов.
(Наружная реклама.)
2. Из “Стилистического энциклопедического словаря русского языка” выпишите лексическое значение слова РЕКЛАМА.
(Реклама (фр.reklame от лат. reklamare – выкрикивать ) – текст, представляющий фирмы, товары, услуги и др.)
3. Согласны ли вы с определением, данным рекламным агентством “ акан Эриксон Инкорпарейтед” : “Реклама – это “хорошо пересказанная правда”?
(Мнения разделились. Некоторые учащиеся приводили примеры несоответствия того, что было заявлено в рекламе, и качеством рекламируемого товара.)
4. Как вы думаете, можно ли утверждать, что реклама -это скрытый диалог ?
(Учащиеся согласились с этим утверждением. По их мнению, реклама – это невербальное средство общения между рекламодателем и покупателем. В этом коммуникативный характер односоставных предложений.)
5. Какова цель рекламного текста ?
(Цель рекламы – привлечь внимание адресата, заинтересовать его, убедить в преимуществе рекламируемого объекта по сравнению с другим.)
6. Рекламный текст – это особый вид творчества. Какие, на ваш взгляд, требования предъявляются к рекламному тексту ? Каким он должен быть ?
(Кратким, интересным, достоверным, понятным, динамичным, оригинальным.)
7. Какие и с какой целью используются
изобразительно-выразительные средства в следующих рекламных текстах:
№ 3 – (Точные эпитеты
усиливают выразительность рекламного образа, подчёркивают индивидуальный признак
товара; парцелляция– выделяется из общего речевого
потока, усиливает речь.);
№ 4, 5, 6 –
(Сегментированная конструкция-1 часть –
односоставные назывные предложения);
№ 7 – (Вопросно– ответная
конструкция. Три предложения-безличные, четвёртое– назывное);
№ 8 – (Антитеза ).
8. Определите структуру предложенных текстов.
(Предложения простые, односоставные.)
9. Определите предложения по цели высказывания. Какие преобладают ? Чем вы это можете объяснить ?
(Побудительные. Они активизируют потенциального потребителя, стимулируют его к действию.)
8. Определите лицо глаголов в рекламных текстах. Сделайте вывод.
(В большинстве случаев употребляются глаголы 2 лица ед.ч. или мн. ч. Потребитель лучше реагирует, если обращаются к нему лично.)
10. Вопрос о стилевом статусе рекламных текстов в настоящее время является дискуссионным. В.Ю. Липатова считает, что рекламным текстам присущи признаки многих стилей. Е.С.Кара – Мурза убеждён в том, что рекламный стиль должен быть выделен в отдельную функциональную разновидность языка.Д.Э Розенталь относит рекламные тексты к публицистическому стилю речи, потому что, несмотря на всю их специфичность, они очень близки к публицистическому стилю.
Какие признаки публицистического стиля вы можете отметить в данных рекламных текстах ?
(Информирование, воздействие на чувства, побуждение к действию; общедоступность, образность, прямое обращение к собеседнику; предложения, различные по цели высказывания и по интонационной окраске.)
Задание 3-й группе.
а) Выразительно прочитайте тексты.
“Ночь, улица, фонарь, аптека...” Александр Блок.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.Умрёшь – начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
“Родная картина” Константин Бальмонт.
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
Ряд берёз, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнётом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.
Полусвет и полусумрак, –
И невольно рвёшься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
Отрывок из рассказа А.П.Чехова “Мыслитель”.
Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!
То есть почему же-с ?...Хотя и много знаков, но каждый из них имеет своё значение и место.
– Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки! Одно только мудрование... Наставит десяток запятых в одной строке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурор Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая... Тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах тоже самое... Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже! А иной франт, мало ему одной точки, возьмёт и натыкает их целый ряд... Для чего это?... Умопомрачение, а не наука... Для форсу выдумали...пыль в глаза пущать.
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте соответствующие записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. Определите жанр текстов (1, 2 – лирика, 3 – проза) и их стилистическую принадлежность. (1, 2 – художественный стиль, 3 – разговорный стиль в художественном произведении.)
2. Отметьте синтаксические особенности этих текстов.
а) (В художественных текстах используется весь арсенал имеющихся в языке синтаксических средств, в частности, односоставных предложений.)
1-й текст.
Назывные: (Ночь, улица, фонарь, аптека, ледяная рябь канала), безличное (Исхода нет), определённо-личные (Живи ещё хоть четверть века; уумопомрачение, а не наукамрёшь – начнёшь опять сначала).
2-й текст.
Назывные (Стаи птиц, дороги лента, повалившийся плетень, ряд берёз, вид унылый придорожного столба, полусвет и полусумрак), определённо-личное (И невольно рвёшься вдаль).
3-й текст.
Назывные.(Одно только мудрование; умопомрачение, а не наука), безличное (В глазах рябит; пыль в глаза пущать), неопределённо-личное (Для форсу выдумали... ), определённо-личное (Что ни говорите).
б) Широко используются изобразительно-выразительные средства :
1-й текст.
Эпитеты (Бессмысленный свет, ледяная рябь); кольцевая композиция (стихотворение начинается и заканчивается одной и той же строчкой).
2-й текст.
Эпитеты (С отуманенного неба,тусклый день, бесконечная печаль), метафоры (Дороги лента ), олицетворение (День смотрит, душу давит печаль), сравнение (3–4 строчки 2 строфы ).
3-й текст.
в) Разговорные и просторечные слова (Натыкает, тьфу!, мудрование), частицы (уж, же-с, даже, же), фразеологический оборот (Пыль в глаза пущать), диалог(разговор двух героев ), восклицательные предложения – их 7 в тексте (Уж это вы оставьте! Противно читать даже!), риторический вопрос – 2 раза (Для чего это?), обращение (Филипп Максимыч), использование слова в несвойственном ему значении (Франт – человек, любящий наряжаться ).
3. Определите сферу применения этих текстов.
(Художественные произведения (№ 1и 2) и разговорно-бытовая сфера (№ 3)).
4. Какова же роль односоставных предложений в
анализируемых вами текстах? (3-й текст.
Цель разговорного стиля – общение, обмен мнениями. Речь заранее не готовится,
поэтому она спонтанна, не отличается строго выдержанной лигикой,
последовательностью, очень эмоциональна, следовательно, в речевом общении нужны
синтаксические конструкции, способные передать динамику мысли.
Таковыми являются односоставные предложения.
В поэтической речи номинативные предложения используются для детализации картины
мира. В стихах часто используются о-л предложения, так как местоимения не
прибавили бы нового смысла, но сделали бы контекст более громоздким.)
Задание 4-й группе.
а) Прочитайте предложенные тексты.
Правила поведения на улице и во дворе.
- Гуляй поблизости от своего дома.
- Возвращайся домой засветло.
- Старайся обходить овраги и заброшенные дома.
- Остерегайся входить с незнакомым человеком в подъезд, лифт.
- Отказывайся садиться в чужую машину.
- Не вступай в диалог с незнакомыми людьми.
Правила пользования Библиотекой. (Обязанности читателей.)
- Бережно относиться к книгам: не делать пометок, подчёркиваний,
- не вырывать, не загибать страницы.
- Возвращать книги в установленные сроки.
- Обнаружив дефекты в книге, сообщить об этом дежурному библиотекарю.
- Соблюдать общественный порядок, тишину и чистоту в Библиотеке.
- Отключать мобильные телефоны в читальных залах.
- Не вносить продукты питания и напитки в помещение Библиотеки.
- Не входить в помещение Библиотеки в верхней одежде и головных уборах, с сумками и пакетами.
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте необходимые записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. Определите жанр данных текстов.
(Инструкция (от лат. cлова instructio – 'устройство, наставление').)
2 Выпишите из “Толкового словаря” С.И.Ожегова толкование этого слова.
(Инструкция – 1) свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь; 2) правовой акт, которым регламентируется какая-либо деятельность.)
3. Определите тип односоставных предложений в 1 и во 2 текстах.
(В 1-ом – определённо-личные; во 2-ом – безличные (инфинитивные ).)
4. Объясните, почему в инструкциях не используются неопределённо – личные, обобщённо-личные и назывные предложения?
(Инструкция – адресно направленный документ, в нём содержатся советы и приказания лица лицу. В этом её коммуникативный характер.)
5. Определите стиль данных текстов.
(Официально-деловой стиль.)
6. С какой целью составлены инструкции ?
(Цель: сообщение информации, имеющей практическое значение.)
7. Какие языковые средства подчёркивают стремление автора воздействовать на читателя (текст №1)?
(Употребляются глаголы повелительного наклонения.)
(Точность речи, логичность, сжатость, употребление слов в прямом значении,отсутствие эмоциональной лексики, использование глаголов повелительного наклонения, прямой порядок слов, повествовательные предложения.)
9. Обобщив всё сказанное, сделайте вывод .
(Инструкция – это текст официально-делового стиля, используемый в административно-правовой сфере.)
Задания 5-й группе.
а) Прочитайте текты.
(Отрывок из статьи В. Пескова “Чувство Родины”.)
Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.
По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на “ клочке земли, припавшем к трём берёзам”, частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений
Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной...Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
(Отрывок из статьи В.Шукшина“Слово о“малой родине””.)
Вот тут, у этого тополя, будешь впервые в жизни ждать девчонку...Натопчешься, накуришься. Не идёт !... Ты этот тополь-то...запомни. Пройдёт лет тридцать, приедешь откуда-нибудь... и этот тополёк поцелуешь.А ещё, парень, погляди на эту дорогу... Внимательно погляди...
Это – из села. Вот столбы туда пошагали. Послушай, подойди, как гудят провода... Не торопись. Может, и уйдёшь, только не торопись...
Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, я думаю, чтобы постоянно ощущать в себе житейский “ запас прочности” : всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу.
Родина... Благослави тебя, моя родина... Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями, договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте необходимые записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
Какой общей темой объединены эти тексты ?
(Тема родины.)
Определите стилистическую принадлежность текстов.
(Тексты публицистического стиля. Они передают патриотические чувства авторов, эмоционально воздействуют на слушателей и читателей, призывая их к действию.)
Какие лексические, морфологические и синтаксические средства речи использованы в этих текстах ?
(С помощью типичной для этого стиля торжественной лексики: Родина – это очень много, наш общий дом – Родина, благослави тебя, моя родина; речевых штампов: это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга, будь счастлива; тропов: метафора (“столбы пошагали пошагали”), статьи пронизаны пафосом гражданской гордости за страну, которой “неистово хлопают во всех городах Земли”, чувством тревоги, обиды, грусти из-за бесхозяйственности и безответственности “Иванов, не помнящих родства” (“бережём плохо то, что надо непременно беречь”), желанием сделать страну счатливой (“забота об облике нашей земли мне представляется очень важной”. “будь счастлива! ”; в текстах использованиы синтаксические языковые средства: ряды однородных членов предложения (“Кучу мусора, ржавую сеялку, кучу... мешков”), повтор союзов И, ИЛИ.)
Докажите, что авторы ведут доверительный разговор с читателями, проанализируйте синтаксический рисунок текстов.
(В 1 тексте преобладают односоставные назывные предложения, потому что автор раскрывает ёмкое понятие “ Родина ” через указанные им предметы; во втором тексте преобладают односоставные определённо-личные предложения,так как автор обращается непосредственно к человеку, скорее всего, к крестьянскому пареньку, предостерегая его от ошибки, которую тот может совершить, покинув “ малую родину”.)
Определите жанровую принадлежность и сферу употребления текстов публицистического стиля.
(Жанр – статья, сфера применения – общественно-политическая.)
С чего начинается ваша малая родина ? Составьте 7–10 предложений на эту тему, используя односоставные предложения.
Задание 6-й группе.
а) Прочитайте предложенные тексты.
Ещё в глубокой древности некоторые учёные высказывали предположения о строении вещества. Греческий учёный Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частиц.
Многие опыты подтверждают представления о строении вещества.
Рассмотрим некоторые из них. Проделаем опыт. Возьмём медный шарик, который в ненагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдёт. Остыв, шарик уменьшится в объёме и вновь пройдёт сквозь кольцо.
(Из учебника.)
Земноводные питаются подвижной животной пищей. Основой питания лягушек служат насекомые, слизни, пауки, черви. Сами земноводные служат объектами питания некоторых птиц и млекопитающих. Так, лягушек едят аисты, цапли, барсуки, ежи, енотовидные собаки и некоторые рептилии.
Во Франции люди используют в пищу съедобных лягушек. Крупных лягушек в США разводят на специальных фермах, как карпов в прудах.
Учёные используют земноводных для многочисленных опытов в биологических лабораториях. Этим страдалицам науки в Сорбонне, во всемирно известном Парижском университете, поставлены памятники.
(Из учебника.)
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте необходимые записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. Что объединяет первый и второй текст ?
(Это учебные тексты.)
2. Определите стилевую принадлежность текстов.
(Научный стиль речи.)
3. Определите цель текста научного стиля речи.
(Сообщить научную информацию, объяснить её, представив научную аргументацию.)
4. В чём особенность представленной в научных текстах информации ?
(Она точна, доказательна, объективна, правдива.)
5. Какие языковые средства научного стиля можно отметить ?
(Используются научные термины : вещество, мельчайшие частицы, млекопитающие, биологические опыты; отвлечённые существительные: предположение, строение, представление, питание; практически отсутствует эмоциональная лексика (пожалуй, только во 2 тексте употреблено одно оценочное слово: “страдалица”.)
6. Подсчитайте количество двусоставных и односоставных предложений, количество слов в них. Сделайте вывод.
(В текстах научного стиля преобладают двусоставные предложения, односоставных мало. Научный текст не предполагает недосказанности, поэтому предложения отличаются распространённостью: количество слов в предложении от 7 и более.)
Учитель.
Сейчас вам, ребята, предстоит защита коллективных позиций. Ваше научное аргументирование мы оформим в виде таблицы.
Жанрово-стилистические особенности текстов с односоставными предложениями и сфера их использования.
Текст | Жанр. | Стиль. | Сфера применения. |
1. | Эпистолярный. | Эпистолярный стиль речи. (В деловой переписке-оф.-деловой стиль) |
Личное письмо. |
2. | Наружная реклама. | Публицистический стиль речи. | Массовая коммуникация. |
3. | Лирика и проза. | Художественный стиль речи. (Разговорный в худ-ом произведении) |
Произведения художественной литературы. |
4. | Инструкция. | Официально-деловой стиль | Административно-правовая |
5. | Статья. | Публицистический стиль речи. | Общественно-политическая (газета, журнал),брошюра ) |
6. | Научная статья. | Научный стиль речи. | Учебная литература. |
Подведение итогов.
Учитель: Прослушав выступления своих товарищей, кратко сформулируйте общий ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос.
Учащиеся: Односоставные предложения употребляются во всех стилях речи. Ограниченно – в текстах научного стиля. Они используются в текстах, отличающихся жанровым многообразием.
Учитель: Вы хорошо потрудились, ребята. Молодцы!
В качестве домашней работы вы можете выбрать одно из заданий:
- проведите текстоведческий анализ небольшого отрывка из школьного учебника;
- составьте инструкцию “ Как правильно расставить знаки препинания в предложении”, отметьте жанрово-стилистические особенности вашего текста;
- Проанализируйте тексты эпиграмм, афоризмов, эпитафий, каламбуров, используя ресурсы Интернета. Отметьте жанрово-стилистические особенности текстов.
(Можно использовать предложенные примеры.)
Эпиграмма:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
(А.С.Пушкин )
Каламбур:
Вы, щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу.
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А.С.Пушкин )
Афоризмы.
Завтракайте по-королевски, обедайте, как принц, и ужинайте, как нищий.
Эпитафия. (Надгробная надпись с родового кладбища Салтыковых, у поместья писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина.)
Прохожий, ты идёшь, а не лежишь, как я.
Постой и отдохни на гробе у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе.
Я дома. Ты в гостях. Подумай о себе.
Как ты, был жив и я. Умрёшь и ты, как я...
Учитель:
Закончить урок я хочу притчей, мудрый смысл которой, я уверена, вы поймёте.
Мудрец поселился на вершине горы, к нему приходили люди, и он им помогал советом. Но одному человеку стало завидно. Он стал говорить, что живший на горе человек вовсе не мудрец и что он докажет это.
“Я поймаю бабочку, спрячу её в ладони и спрошу у “мудреца”, что у меня там лежит. Если он скажет: “Бабочка”, я его спрошу: “Живая она или мёртвая?”.
Если он скажет: “Живая, – я её сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит”.
Пришли к мудрецу... Что у меня в ладони? ”– спросил завистник. “Бабочка” –, ответил мудрец. “А какая она, живая или мёртвая?” “ Всё в твоих руках!” – ответил мудрец.