Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Задачи:
- Формирование культуры общения и поведения;
- Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- Закрепление навыков бесконфликтного общения;
- Формирование дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств;
- Овладение навыками эффективного общения;
- Развитие рефлексии собственных поступков;
- Формирование коммуникативных компетенций.
Результаты повышения психолого-педагогической компетенций (предметные, метапредметные и личностные результаты)
Личностные результаты:
1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению других людей;
3) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
7) Формирование ценностей семейной жизни и их реализации.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи коммуникативной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия и поступки;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты:
- коммуникация как взаимодействие (интеракция) ( коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях);
- коммуникация как кооперация (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);
- коммуникация как условие интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания).
Требования к ведущему программы
- Знание ФГОС нового поколения
- Владение образовательной программой ОУ
- Личностная харизма
- Владение навыками проведения группового и индивидуального тренинга
- Полное владение теоретическими и практическими психологическими навыками
- Рефлексия
- Владение ИКТ
Основные мероприятия программы “Формирование коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников”
№ | Мероприятие | Кол-во часов | Цель | Участники | Форма занятий | Планируемый результат | Примечание |
1 | Цикл занятий для учащихся начальной школы “Азбука общения”. | 10 | Сформировать базовые аспекты коммуникативной деятельности | Психолог, 1-4 классы | Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры | Овладение навыками культуры общения и поведения | 1 час в 2 недели в каждом классе. |
2 | Цикл занятий для учащихся средних классов: “Я в мире людей”. | 10 | Развитие аспектов коммуникативной деятельности | Психолог, 5-8 классы | Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры | Овладение навыками бесконфликтного общения, сформированность дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств | 1 час в 2 недели в каждом классе. |
3 | Цикл занятий для учащихся старших классов: “Позитивное общение”. | 10 | Закрепление эффективных и позитивных навыков общения | Психолог, 9-11 классы | Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры | Рефлексия собственных поступков, Сформированность коммуникативных компетенций |
1 час в 2 недели в каждом классе. |
4 | Мониторинг учащихся | 2 | Изучение психологического климата в классе | Психолог, учащиеся 1-11 классов | Групповая диагностика | Оптимизация психологической атмосферы в классе и выявление лидеров | На параллель |
5 | Индивидуальные консультации с детьми со сложностями в коммуникативной сфере и их родителями | 1 | Помощь в преодолении сложностей в коммуникативной сфере | Психолог, учащиеся, родители | Беседа, анкетирование | Повышение эффективности межличностного общения | На одну консультацию (по запросу) |
6 | Лекции для родителей | 2 | Развитие коммуникативных компетенций родителей | Родители, психолог | Лекция | Повышение коммуникативной грамотности родителей | На параллель |
7 | Выявление детей с коммуникативными трудностями | 2 - 4 | Выявить детей “группы риска” | Психолог, педагоги, 1-11 классы | Диагностика, наблюдение, посещение уроков | Создание группы для коррекционной работы по преодолению трудностей в общении | По запросу 2 часа на класс (1-4 кл.) 3 часа (5-8 кл.) 4 часа (9-11 кл.) |
8 | Цикл занятий с детьми “группы риска” | 10 | Преодоление трудностей в коммуникативной сфере | Психолог, учащиеся школы | Тренинги | Сформированность навыков эффективного общения | 2 часа в неделю, наполняемость группы 10-12 учеников |
9 | Творческие мастерские | 2 | Организация общения в творческой совместной деятельности детей с их родителями | Психолог, учащиеся 1-11 классов и их родители | Свободная творческая деятельность | Развитие сотрудничества | 2 час в месяц по возрастным группам (1-2, 3-4, 5-7, 8-11 классы) |
10 | Организация перемен | 1 | Развитие толерантного отношения к младшим школьникам | Психолог, учащиеся старшей и начальной школ, педагоги | Игра, гимнастика | Бесконфликтное общение в разновозрастной среде и среде сверстников | В неделю (2-3 перемены в день) |
11 | Защита проектов | 4 | Развитие межличностных коммуникативных качеств | Психолог, педагоги 5-11 классы | Проектная деятельность, групповые занятия | Сформированность коммуникативных компетенций |
Методическая литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.: Пособие для учителя.
- Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет “Я и мы”: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002.
- Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. — М., 1984. — Т. 4.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки /А.В. Захарова. — Минск, 1993.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. — М., 2002.
- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //
- Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1—2.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.- М.: Генезис, 1999.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. — М., 1989.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – УЦ “Перспектива”, Москва, 1999.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987.
- Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — М., 1999.
- Шипицына Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — СПб., 1995.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.
Электронные ресурсы: