Театрализация на основе фольклорных игр (по мотивам русской народной сказки "Лисичка со скалочкой")

Разделы: Работа с дошкольниками


Музыканты: Начинаем сказку! Сказку про сказку!

“Деревья”: “Лисичка со скалочкой”.

Музыканты: Лисичка со скалочкой?!

“Деревья”: Лисичка со скалочкой!!! Тс-с-с-с!..

(Выходит Лиса. Дети исполняют р.н.п. “Уж как шла лиса”.) (Приложение 1)

(Сказочница играет на окарине. Лиса находит скалочку.)

Дети (оркестр): “Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку”

Сказочница:

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку.
Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню...

Русская народная песня-потешка “Дома ль воробей” (Приложение 2)

(Сказочница играет на аккордеоне, появляются Хозяева.)

Дети (после потешки): А мы тебя пляской вылечим!

Хороводный танец “Тетёра” (Приложение 3)

Сказочница: Пришла лиса в деревню и стучится в избу.

Лиса: Тук-тук-тук!

Хозяин и Хозяйка (отвечают из-за ширмы): Кто там?

Лиса: Я Лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

Хозяин и Хозяйка: У нас и без тебя тесно.

Лиса:

Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку,
Хвостик под лавочку, Скалочку под печку.

Сказочница: Её и пустили.

(Хозяева выходят из-за ширмы, открывают дом, сами засыпают около ширмы. Лиса укладывает скалочку на пол, ложится на лавочку.)

Сказочница:

Лисичка легла сама на лавочку,
Хвостик под лавочку, скалочку под печку.

(Свет выключается. Прожектор с Луны направляется на Лису. Звуки: “ночные сверчки”.)

Сказочница:

Пока все спали, лисичка встала (Лиса встает, берет скалочку)
и сожгла свою скалочку. (Лиса прячет скалочку за лавку и засыпает)

(Звуки: “Петушок”, прожектор поднимается к Солнцу. Общий свет.)

Сказочница: А на утро и говорит (Лиса “просыпается, зевает, оглядывается.)

Лиса: Где моя скалочка? (Хозяева ищут скалочку по сцене.)

Лиса: Где моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!

Сказочница: Мужик - делать нечего! - отдал ей за скалочку курочку.

(Хозяин выносит из-за ширмы курочку, отдает Лисе. Хозяева “закрывают дом” занавесом, возвращаются за ширму.)

Сказочница: Взяла лисичка курочку, идет и поёт...

(Сказочница играет на окарине, “Деревья” встают на сцене шеренгой. Лиса напевает и пробегает “змейкой” между “деревьями”.)

Дети (ритм сопровождается шумовым оркестром):

“Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку, А за скалочку взяла курочку!”

Сказочница:

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку.
А за скалочку взяла курочку.
Пришла она в другую деревню...

Русская народная песня-потешка “Далалынь” (Приложение 4)

(Сказочница играет на балалайке. На сцену выходят Хозяйка и Хозяин.)

Русская народная игра “У Маланьи, у старушки” (Приложение 5)

(После игры Хозяева уходят за ширму.)

Сказочница: Пришла лиса в другую деревню и стучится в избу.

Лиса: Тук-тук-тук!

Хозяин и Хозяйка (отвечают из-за ширмы): Кто там?

Лиса: Я лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

Хозяин и Хозяйка: У нас и без тебя тесно.

Лиса:

Да я не потесню вас,
Сама лягу на лавочку,
Хвостик под лавочку,
Курочку под печку.

Сказочница: Её пустили.

(Хозяева выходят из-за дома-ширмы, “открывают дом”, сами засыпают около ширмы. Лиса укладывает курочку на пол, ложится на лавочку.)

Сказочница:

Лисичка легла сама на лавочку,
Хвостик под лавочку, курочку под печку.

(Свет выключается. Прожектор с Луны направляется на Лису. Звуки: “ночные сверчки”)

Сказочница: Пока все спали, лисичка встала, (Лиса встает, берет курочку) схватила курочку и съела. (“Съедает курочку”, прячет её за лавку и засыпает)

(Звуки: “петушок”, прожектор поднимается к Солнцу. Общий свет.)

Сказочница: А на утро и говорит (Лиса “просыпается, зевает, оглядывается.)

Лиса: Где моя курочка? (Хозяин и Хозяйка ищут курочку по сцене)

Лиса: Где моя курочка? Давайте мне за неё гусочку!

Сказочница: Мужик - делать нечего! - отдал ей за курочку гусочку.

(Хозяин выносит из-за ширмы гусочку, отдает Лисе.)

(Хозяин и Хозяйка закрывают дом, возвращаются за ширму.)

Сказочница: Взяла лисичка гусочку, идет и поёт...

(Сказочница играет на окарине, “Деревья” встают в две колонны.

Лиса перебегает от дерева к дереву.)

Дети (оркестр):

“Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку,
А за скалочку взяла курочку,
А за курочку взяла гусочку!”

Сказочница:

Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку.
А за скалочку взяла курочку.
А за курочку взяла гусочку!
Пришла она в третью деревню...

Народная игра “Колечко” (Приложение 6)

(После игры из-за дома выходит Хозяин.)

Хозяин: Эй, бабка, поди сюда! Колечко твое нашли!

Хозяйка (“глухая”): Что?! Уздечко?

Дети: Да нет, колечко!

Хозяйка: Что?! Сердечко?

Дети: Да нет, колечко!

Хозяйка: Что?! Овечка?

Дети: Да нет, колечко!

Хозяйка: А-а-а! Колечко!

Народная потешка “Глухая кума” (Приложение 7)

Хозяин: Проходите, господа!

Народная игра “Золотые ворота” (Приложение 8)

(Сказочница играет на флейте. После игры дети машут на прощанье рукой, Хозяева уходят за ширму.)

Сказочница: Пришла лиса в другую деревню и стучится в избу.

Лиса: Тук-тук-тук!

Хозяин и Хозяйка (отвечают из-за ширмы): Кто там?

Лиса: Я лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

Хозяин и Хозяйка: У нас и без тебя тесно.

Лиса:

Да я не потесню вас,
Сама лягу на лавочку,
Хвостик под лавочку,
Гусочку под печку.

Сказочница: Её пустили.

(Хозяева выходят из-за дома-ширмы, открывают дом, сами засыпают около ширмы. Лиса укладывает гусочку на пол, ложится на лавочку спиной к зрителям.)

Сказочница:

Лисичка легла сама на лавочку,
хвостик под лавочку, гусочку под печку.

(Свет выключается. Прожектор с Луны направляется на Лису. Звуки: “ночные сверчки”.)

Сказочница:

Пока все спали, лисичка встала, (Лиса встает, берет гусочку)
схватила гусочку и съела. (“Съедает гусочку”, прячет за лавку и засыпает.)

(Звуки: “Петушок”, прожектор поднимается к Солнцу. Общий свет.)

Сказочница: А на утро и говорит...(Лиса “просыпается, зевает, оглядывается.)

Лиса: Где моя гусочка? (Хозяева ищут гусочку по сцене .)

Лиса: Где моя гусочка? Давайте мне за неё девочку!

Сказочница:

А мужику девочку жалко отдавать.
Посадил он в мешок большую собаку и отдал Лисе.

(Хозяин выносит из-за ширмы мешок, отдает Лисе.)

Мужик: Бери, лиса, девочку!

(Лиса отходит в сторону. Хозяева закрывают дом, возвращаются за ширму.)

Сказочница: Взяла лисичка мешок, идет и поёт...

(Сказочница играет на окарине, выходят два ребенка с раскрытыми зонтами – это “лес”. За ними встает Кукловод с “собакой”. Лиса встает перед зонтами.)

Сказочница: Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит...

Лиса: Девочка, пой песни!

Сказочница: А собака из мешка ка-а-ак зарычит!

(Кукловод рычит за зонтами.)

Сказочница: Лиса испугалась, бросила мешок да бежать... (Лиса охает, бросает мешок за зонты, бежит на фоне вращающихся зонтов.)

Сказочница: Тут собака выскочила из мешка - да за ней!

(Кукловод лает и показывает бегущую собаку то справа от зонта, то слева.)

Сказочница: Лиса от собаки бежала-бежала да под пенёк в нору юркнула. (Зонты останавливаются. Лиса садится на пол под зонтами, дрожит.)

(Свет выключается. Прожектор направляется на Лису.)

Сказочница: Сидит там и говорит...

Лиса: Ушки мои, ушки! Что вы делали?

Кукловод (пищит за зонтами): Мы всё слушали.

Лиса: А вы, ножки, что делали?

Кукловод (пищит за зонтами): Мы всё бежали.

Лиса: А вы, глазки?

Кукловод (пищит): Мы всё глядели.

Лиса: А ты, хвост?

Кукловод (пищит): А я всё тебе мешал бежать.

Лиса:

А-а-а, ты все мешал?!
Ну, постой же, я тебе задам!

(Общий свет. Лиса выставляет хвост между зонтами, Кукловод прикрепляет Собаку к хвосту.)

Сказочница: И высунула хвост из норы.

Лиса: Ешь его, собака!

Сказочница: Тут собака ухватилась за лисий хвост, вытащила лису из норы и давай её трепать!

(Звучат все шумовые инструменты, дети улюлюкают. Лиса с собакой на хвосте убегает за ширму.)

Сказочница:

Узнали про то люди, (Все артисты, кроме Лисы, встают на сцене )
подумали, подумали (дети собираются в круг и “шушукаются”)
и сказку сложили! (дети увеличивают круг)
Назвали её “Лисичка со скалочкой”.

(Сказочница играет на балалайке.)

Дети:

И стала эта сказка по свету ходить – (дети водят хоровод)
Из деревни в деревню, с села на село.
А нынче эта сказка... (размыкают круг, образуя шеренгу)
Шла, шла, до вас дошла, (дети идут к зрителям шеренгой)
До вас дошла (дети поднимают соединенные руки)
да тут и кончилась.” (на последнем слове выполняют общий поклон)

Сказочница: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!