Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями;
  • уметь решать задачи и уравнения с числами оканчивающимися нулями.
  • развивать кругозор, наблюдательность учащихся, устную речь, интерес к изучению математике.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Подравнялись, подтянулись
Сели тихо, улыбнулись.
Постарайтесь все понять,
Чтобы правильно считать!

Презентация к уроку.

II. Устный счет

1. Вспомним умножение числа на произведение 3*(2*4).

Найдите значение выражения тремя способами.

3*(2*4)=

(3*2)*4=

(3*4)*2=

2. заменить число произведением двух множителей, одно из которых 10, 100, 1000.

70, 700, 7 000

70=7*10

700=7*100

7 000=7*1 000

450= 45 * 10

3. Турист за сутки прошёл 10км. Сколько он пройдет за 3-ое суток, если будет двигаться с такой же скоростью? (10*3=30км )

4. Еж, когда ему угрожает опасность, пробегает в секунду 20 дм. Это в 2 раза медленнее, чем пробегает за секунду заяц. Сколько дм за секунду пробегает заяц? (20*2=40 дм)

III. Подготовка к изучению нового материала.

- Великая страна математики готова раскрыть для вас еще одну тайну. Посмотрите на доску. Что вы видите? (на доске записаны выражения).

- Это выражения.

- Посмотрите на выражения. Что в них общего? (оканчиваются нулями)

60*8 532*300 40*6

241*20 70*9 243*20

По какому признаку можно разделить эти примеры на 2 группы?

(умножение на однозначные и двузначные числа)

Решите примеры, для нахождения результата которых необходимы устные вычислительные навыки.

60*8=480 ( (6*10)*8= (6*8)*10=480 )

70*9=630 ( (7*10)*9=7*9*10= 630 )

40*6=240 ( (4*10)*6=4*6*10=240 )

- Какие выражения остались? ( выражения с умножением на двузначные числа )

Это и есть тема нашего урока. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

- Что мы будем учиться делать на уроке? (Сегодня на уроке, мы будем учиться выполнять письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями)

IV. Усвоение новых знаний

Разогрейте руки и преступайте.

- Запишите число, классная работа.

Я тетрадь свою открою
И наклона положу.
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

Кто попробует выполнить выражение 241*20= (ответы детей у доски)

Чтобы решить этот пример заменим второй множитель произведением 2*100, а потом пользуясь сочетательным законом умножения, решаем 241*( 2*10) = 241*2*10 =4820

Это выражение можно записать в столбик.

Как записываем множитель, если на конце он содержит нули?

(Выполняем умножение, не гладя на нули, а затем дописываем столько нулей, сколько содержится на конце множителя)

Откройте учебники.

V. Работа с учебником

Объяснение решения примеров 243*20 и 532*300, которые даны в учебнике на стр. 9, по развёрнутой записи в строчку.

243*20 заменим второй множитель произведением 2*10, а потом пользуясь сочетательным законом умножения, решаем

243*( 2*10)=243*2*10=4860

532*300 заменим второй множитель произведением 3*100, а потом пользуясь сочетательным законом умножения, решаем

532*( 3*100)=532*3*100=159600

Решение этих примеров можно записать в столбик. Второй множитель подписан под первой цифрой первого множителя справа, так чтобы нули оставались справа

Гимнастика для глаз

Ваши глаза поработали, давайте сделаем зарядку.

Покажите глазами:

  • как вы играете в мяч
  • как вы лазаете по канату
  • как выполняете кувырки
  • как маршируете

Для закрепления знания приёма выполним задание № 41,

Решаем первую строчку.

(1, 2 пример решают под руководством учителя на доске, а 3, 4 – самостоятельно.)

588 х 70 = 41 460

647 х 300 = 194 100

2804 х 80 = 224 320

3007 х 60 = 180 420

279 х 60 = 16 740

175 х 900 = 157 500

1095 х 50 = 54 750

799 х 200 = 159 800

Ребята, заканчиваем, теперь нам нужно проверить работу. (проверка устно)

Продолжаем наш урок.

- Ребята, какой полезный для здоровья продукт, вырабатывают пчёлы? (мёд)

Чем полезен мед? Как называется пчелиный дом?

Сколько мёда можно получить за лето вы узнаете, решив задачу на стр. 9 № 42.

30*36 = 3*10*36= 1080(кг) - с 30 ульев

20*42=2*10*42= 840(кг) – с 20 ульев

1080+840=1920(кг) – всего

Подходят ли выражения к теме нашего урока? Почему? (умножение на числа, оканчивающиеся нулями)

ФИЗ. МИНУТКА

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.

VI. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Задание №43. Прочитайте задачу.

Задача соответствует теме нашего урока? Почему? (умножение на числа, оканчивающиеся нулями)

Дети решают самостоятельно.

Учащиеся, которые справились с задачей, получают дополнительно задание на карточках (задание № 46)

Что больше и во сколько раз:

1) сумма чисел 10 и 40 или их произведение; 10 + 40 = 10 * 40 50< 400

2) частное чисел 25 и 5 или их разность 25 : 5 = 25 – 5; 5< 20

 Заканчиваем работу, нас ждёт сигнальная дорожка.

Проверка решения задачи (устно)

- Какой ответ получился в задаче? (несколько человек) Как вы решали?

I способ

(560- 40*12) : 10 =8(шт)- одной коробке.

I I способ

2) 560 – 480 =80 (шт) всего фломастеров

3) 80:10 = 8 (шт)- одной коробке

Продолжаем Самостоятельную работу. Задание № 45

Какое из данных уравнений подходит к разделу, который мы изучаем? Почему?

(раздел называется “Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями”)

 

Правильные ответы вы найдёте на рабочем месте.

VII. Домашнее задание:

с. 9 № 44 рассмотрите чертёж и объясните, что показывают выражения.

По желанию вы можете в тетради начертить рисунок, который дан на полях.

VIII. Итог урока:

- С каким приёмом умножения мы сегодня познакомились? (с письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями)

- Что повторили? (Решение задач и уравнений)

IX. Рефлексия. Шкала оценки.

Ребята, на столах у вас есть квадратики разных цветов:

  • зеленый – материал усвоен частично, не понят;
  • синий – материал понят хорошо, усвоен, но есть вопросы по теме;
  • красный – материал усвоен полностью, понят, без вопросов.

Молодцы! Урок окончен. Спасибо за работу.