Цели:
- дать знания о правописании приставок пре- и при-;
- научить использовать правило о практической деятельности; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, ответственного отношения к дружбе и товариществу; развивать логическое мышление, память;
- совершенствовать навыки грамотного письма, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, проектор
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Мы отправляемся в сказочное путешествие. Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса.
- А это что такое? Посмотрите, да здесь три тропинки.
Слайд1-2. (После щелчка мыши на слайде последовательно появляются стрелки и надписи)
- Если мы налево пойдём, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если пойдём направо, клад найдём, но домой не вернёмся. Если прямо пойдём, знания приобретём, но трудности преодолеть придётся.
- Ребята, решите, по какой тропинке идти, свой выбор обоснуйте. Но имейте ввиду, что идти мы можем только вместе, помогая друг другу. Помните пословицу: “Дерево держится корнями, а человек – друзьями”?
3. Определение темы и целей урока.
- А какие знания вы сегодня приобретёте? Внимательно посмотрите на волшебное зеркало, которое будет сопровождать вас в путешествии по сказке. Слайд 3
(Дети видят на слайде приставки ПРЕ- и ПРИ- и делают вывод, что на уроке они должны узнать о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-. )
Слайд 4.
- Ребята, к сожалению, в этот сказочный лес не могут попасть взрослые люди, поэтому вам предстоит совершить путешествие без меня, в этом и будут заключаться трудности, о которых предупреждало волшебное зеркало. Но помните, что в пути вам поможет дружба. Ведь, как говорится в пословице, друзья познаются в беде.
Желаю счастливого путешествия!
II. Работа по теме урока
Появляется Баба-Яга.
- А! Пришли, принеслись, прискакали, примчались, голубчики. А знаете, куда попали? Да-да, ко мне, Бабе-Яге, в мой волшебный лес. Думаете, прямо пошли, так друзей не потеряете и домой вернётесь? Нет, отсюда ещё никто не возвращался. Ведь для того чтобы домой вернуться, нужно очень трудные задания решить. А эти задания никто выполнить не мог: ни Леший, ни Кощей Бессмертный, ни даже я, а ведь в этом лесу я самая умная.
Да, умная я, конечно, только вот вы с учительницей своей что-то о приставках говорили (я это в волшебном зеркале видела), а что такое приставка, я не знаю. Помогите мне, научите старенькую, расскажите, что такое приставка.
(Ученик дает определение приставки.)
Молодцы, хорошо объяснили бабуле правило. Я теперь ещё умнее буду. Вот Кощей-то удивится. Ну, что, остаётесь или задания выполнять будете? Ладно, решайте.
Слайд 5.
пр...шли, пр...неслись, пр...скакали, пр...мчались.
- Что, решить-то не можете?
Ученик:
- Можем. Я помогу друзьям выполнить это задание, ведь я знаю правило.
- А почему ты решил им помогать? Знаешь, как решить мои задачки, вот и отправляйся домой сам, а они пусть тут остаются.
- Нет, я не могу бросить в беде своих друзей. Если есть возможность им помочь, я обязательно это сделаю, и они мне помогут, когда я в этом буду нуждаться.
Слайд 6
- Ребята, что происходит на экране?
Запомните, если слово обозначает приближение или присоединение, то пишется приставка ПРИ-.
- Всем ли понятно это правило? А вам, любезная Баба-Яга, понятно?
- Ага, это значит, я портрет Кощея к стене при-бью... Слайд 7.
Ой, да я это правило и без вас знала. Вы второе задание попробуйте выполнить, оно посложнее будет. Что это вы вокруг смотрите? Не на своём пришкольном участке, а в лесу находитесь. А это избушка моя. Конечно, не приморская гостиница и не прибрежный пансионат, но моя, родная.
А вот и следующее задание. Найдутся желающие помочь товарищам?
Ученица:
- Конечно, найдутся. Я знаю это правило и объясню его друзьям.
(Во время рассказа Бабы-Яги на экране появляются слова: слайд 8-10)
пр...школьный, пр...морская, пр...брежная.
(На экране появляется море, по щелчку мыши рядом возникает гостиница.)
- Если бы вы были хозяином гостиницы, как бы вы её назвали?
- Конечно, “Приморская”.
(На экране школа и возле неё появляется участок с зелёной травой и цветами.)
- А этот участок как бы вы назвали?
- Пришкольный участок.
- Справились и с этим заданием. Молодцы! Вижу, что устали, проголодались. Проходите в избушку, я вас накормлю. Приоткроем дверь. Ох, что случилось? Какой противный запах! Кажется, что-то пригорело. Прикрою дверь. Накормить не смогла, зато новое задание дала.
Слайд 11.
пр...горело, пр...откроем, пр...кроем.
(Дети узнают, что если слово обозначает неполное действие, то пишется приставка ПРИ-.)
- А это задание может прервать ваше путешествие, не сможете вы это препятствие преодолеть!
- Можно, бабушка, мне попробовать помочь друзьям в преодолении этого препятствия?
Слайд 12.
пр...рвать, пр...пятствие, пр...одолеть.
(Ученица, читает стихотворение .Учащиеся выполняют задание.) Слайд 13.
Дождь непрерывно льёт в октябре,
Но умным дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-
Писать только ПРЕ- там надо.
- Ребятушки, боитесь, небось, что домой не отпущу. Думаете, наверно, что Баба-Яга злая-презлая, а я, может, добрая-предобрая, красивая-прекрасивая, прехорошенькая!
Слайд 14.
пр...злая, пр...добрая, пр...красивая, пр...хорошенькая.
(Ученица читает стихотворение : слайд 15.)
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты.
Если ОЧЕНЬ такой или ОЧЕНЬ сякой,
ПРЕ- мы напишем при этом.
Баба-Яга:
- Умницы! Теперь одно, последнее задание осталось, и вы вернётесь к себе в школу. Смотрите, не ошибитесь! А то вы мне здесь конкуренцию составлять будете, умненькие вы мои! Вам нужно выполнить морфемный разбор слова ПРИСТАВКА.
- Ребятки, вы верно справились со всеми заданиями. Молодцы! И теперь вы отправляетесь домой. Не забывайте меня, помните и о том, чему вы научились в пути.
Физкультминутка. Слайд 16.
Учитель:
- Ребята, вы вернулись из сказочного путешествия! Я так волновалась за вас, но вы молодцы, меня не подвели.
Расскажите о ваших приключениях (слово записывается в орфографический словарь).Слайд 17.
- Что нового вы узнали?
- Что помогало вам в пути?
- Какие пословицы и поговорки о дружбе вспомнили?
(Подводится итог первой части урока.
Внимание акцентируется не только на обучающей, но и на воспитательной цели урока: без дружбы трудно было бы справиться с заданиями.)
- Давайте посмотрим, как вы поняли новый материал, не запутала ли вас Баба-Яга?
II. Закрепление пройденного материала
Чтение правила на стр. 66, выполнение упр.154.
Диктант с комментированием (с целью осуществления обратной связи используются сигнальные карточки, которые позволяют учителю проконтролировать степень усвоения материала каждым учащимся класса)
Прекратить спор, пригласить в гости, прекрасный цветок, присоединиться к отдыхающим, прислушаться к совету, привокзальная площадь, приклеить к стене, приехать домой.
“Ручное программирование”. Работа по перфокарте.
Цифровой диктант. Цель: формирование умения видеть орфограмму и соотносить написание букв со значением приставки.
Присоединение-приближение | Неполнота действия | Близость к предмету | Пре- = пере- | Пре- = очень |
1. Прибить, 2. пристегнуть, 3. премилый, 4. прикрыть, 5. Приуралье, 6. преодолеть, 7. преувеличить, 8. приставка, 9. преграда, 10. присмотреться, 11. привязать, 12. Прибайкалье.
Устная работа с текстом:
а) анализ строения текста (тема, микротемы);
б) определение типа речи (повествование);
в) формулирование идеи текста;
г) поиск и осмысление изобразительно-выразительных средств.
После долгой борьбы с зимой пришла долгожданная весна. Погода стояла прекрасная. Пригревало весеннее солнышко, подмигивая всем вокруг. Лес преобразился, надев зелёный наряд. На пригорке появилась молодая травка и улыбнулась солнышку. Весело щебетали прилетевшие с юга птицы.
Все радовались приходу весны.
Выборочный диктант с последующим восстановлением текста.
Цель: формирование умения выделять из текста необходимый материал, развития орфографической зоркости.
Задание: выпишите из текста только слова на изученную орфограмму, обозначьте условия выбора орфограммы, по записанным словам устно попытайтесь восстановит текст.
Пришла, прекрасная, пригревало, преобразился, на пригорке, прилетевшие, приход.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 18.
V. Информация о задании на дом.
- выучить правило о правописании приставок ПРИ- и ПРЕ-;
- выполнить упражнение 155;
- творческое задание: сочинить сказку о приставках пре- и при-.