Цель занятия: воспитание любви и почитания к матери и женщине.
Задачи:
- продолжать воспитывать качества любви: нежность, чувство ласки, доброты по отношению к матери, женщине;
- воспитывать утончение чувств;
- развивать воображение.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты.
Знания: научатся владеть понятиями: добрая, любимая, ласковая, заботливая, нежная, красивая, внимательная, душевная, сердечная, великодушная, жалостливая, необыкновенная, самая, самая. радость, грусть, печаль. Научатся распознавать и передавать настроение и чувства людей.
Умения: понимать народную мудрость, заложенную в загадках, пословицах, применять полученные знания на практике, формулировать вывод по результатам наблюдений, работать в группе.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения задач, уметь действовать по плану, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую безоценочный характер ответа.
Познавательные:
общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о бескорыстной любви матери, доброте.
логические: осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок).
Коммуникативные: умеют ставить вопросы, обращаться за помощью. Умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя, согласовывать свои действия с партнёром, вступать в коллективное сотрудничество, понимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, оценка своих поступков, действий, слов. Развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей.
Предварительная работа.
Материал: карточки с пословицами о маме, солнышко с лучиками-лентами, презентация: “Картинная галерея” - 6 слайдов, карта путеводитель, музыка Чайковского, 2 песни о маме, пазлы сердца, ножницы, трафарет маленьких сердечек, русские народные пословицы, загадки, модель настроения, модель частей лица человека.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.
Ход занятия
Под песню о маме, дети заходят в класс. Приложение 4.
Учитель: Добрый день ребята, гости, мы рады вас видеть на нашем занятии. Ребята, улыбнитесь нашим гостям, друг другу.
Стук в дверь.
- Ой, ребята, кто-то стучится.
- Посмотрим, кто же это?
- Почтальон принёс большой конверт, но обратного адреса нет.
Учитель. Как вы думаете, от кого бы, оно могло быть (даю возможность детям пофантазировать). Если не угадали: говорю, не будем гадать, откроем и всё узнаем. (Открываю и достаю листочек, а на нём написано стихотворение, о маме, в котором не встречается слово мама, а только намёк)
Вся жизнь вокруг нее вращается,
Весь мир наш ею обогрет,
Весь век она старается
Нас уберечь от бед.
Она — опора в доме,
Хлопочет каждый час.
И никого нет кроме,
Кто так любил бы нас.
Так счастья ей побольше,
И жизни лет подольше,
И радость ей в удел,
И меньше грустных дел!
Учитель: Вы догадались о ком это стихотворение (о маме). Ваши мамы желают, чтобы мы с вами поговорили сегодня на нашем занятии о них.
Тема нашего занятия: “При солнышке тепло, а при матери добро”.
Как вы понимаете эту пословицу? (Cолнце дарит свой свет, тепло, жизнь на земле, причём всем одинаково, а мамочка дарит любовь, добро, ласку)
Мама, мамочка! Так мы называем самого родного и любимого своего человека. Первое слово, которое произносит каждый малыш, - это слово “мама”, на всех языках мира оно звучит ласково, тепло и нежно. Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились её глаза! На вашей ручке был привязан номерок из пленки, на нём были написаны фамилия, число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес.
Когда ваша мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что её ребёнок – самый лучший, красивый и самый любимый. Сейчас вы выросли, но мама любит вас всё так же крепко и нежно. Мамы будут любить ровно столько, сколько будут жить на свете – помните об этом всегда! И сколько бы вам не было лет – 5 или 50, вам всегда будет нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь! У каждой мамы огромное сердце, которое состоит из многих частичек под названием: любовь, доброта, ласка, нежность, трудолюбие, забота, честность, преданность. Мы с вами тоже сегодня будем составлять сердце. Но чтобы его составить, мы сначала должны найти частички сердца. Поэтому отправляемся в путешествие?
Скажите, пожалуйста, а на чём можно путешествовать? Я сейчас прочитаю загадку, а вы догадайтесь, на чём мы сегодня будем путешествовать.
Загадка “Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведёт всех за собой” (поезд).
(На доске карта-путеводитель). Садимся в наш скорый поезд и поехали – чух – чух- чух! Ту-ту-ту! Обратите внимание на карту путеводитель.
1. Станция: “Добрые дела”, но сначала нужно отгадать загадку:
“Один костёр весь свет согревает”. (Загадка о солнышке)
Молодцы!
2. Станция “Добрые слова”.
Пособие (солнце с лентами - лучиками)
Ребята, а на этой станции есть солнышко? К настоящему солнышку мы не можем подойти, дотронуться. Оно очень и очень далеко, а выглядит маленьким потому, что удалено от Земли на многие миллионы километров. Космический корабль может облететь Землю всего за один час, чтобы достичь Солнца, ему потребовалось бы лететь целых 5 месяцев. А к нашему солнышку, мы можем притронуться, погладить лучики. Сейчас подойдите, пожалуйста, к лучикам и, откатывая их, каждый из вас назовите, какая у вас мама.
Работа с пособием.
Откатывая каждый лучик солнышка, нужно сказать, какая у вас мама… по порядку…
- добрая
- любимая
- ласковая
- заботливая
- нежная
- красивая
- внимательная
- душевная
- сердечная
- великодушная
- жалостливая
- необыкновенная
- самая, самая.
Под солнышком лежит частичка, достаю и спрашиваю, как же называется эта частичка? Доброта. Ребята, мы справились с заданием, первая частичка наша.
Молодцы!
(Садимся в поезд и двигаемся дальше).
Чух-чух-чух! Тух, тух! Вот и остановка! Выходим.
Обратите внимание на вторую станцию. Следующая станция…
3. Станция “Пословицы и поговорки о маме”. Приложение 1.
(Дети заранее должны выучить и знать пословицы), Ребята, какие пословицы вы знаете? (После того, когда дети скажут пословицы, остановимся на пословице о любви.) Прекрасные пословицы и поговорки вы приготовили.
Остановимся на пословице: “Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери”.
И наша частичка называется “Любовь”. (С заданием справились) Молодцы!
Ребята, я вижу, вы немножко устали, давайте отдохнем.
4. Физкультминутка (песня о маме – движения.). Приложение 2.
Ну, отдохнули, ребята?
Давайте двигаться дальше. Чух-чух-чух!
Вот и подъехали к станции, выходим, смотрим на карту, как она называется?
5. Станция: “Картинная галерея” (6 слайдов). Приложение 3.
Посмотрите на 1 картину [слайд 1] кого вы видите на ней? А кем она приходится младенцу? Какое настроение мамы? Определите.
Выставляют.
Продолжаем дальше рассматривать картины. Радость. “Мадонна с младенцем”
Скажите, что вы видите на 2 картине? [слайд 2]
Что вы скажите о ней? Семья дружно отдыхает на веранде, общаются в кругу семьи.
Молодцы! И какое же настроение здесь у мамы? Радостное. Модель настроения. Радость.
Что можем сказать о 3 картине? [слайд 3]
О чём она? Кто изображён на ней? Да, мама грустит, заболел ребёнок, она переживает. Модель настроения. Грусть.
И рассмотрите последнюю 4 картину [слайд 4], которую мы посетим. Обратите внимание на настроение мамы, какое оно?
Да, мама здесь печальная, она пришла на свидание к своему сыночку. Она заботиться о нём. Он вышел в грязные сени, босой, оборванный. Он с жадностью набросился на принесенный мамой гостинец. Родители не могли прокормить своих детей и отдавали в ученье. Дети жили в хозяина, тяжело работали на него, он их бил, издевался. Тяжёлая детская доля была у них. Выставляем на доске модель настроения.
Молодцы! Справились с заданием. Ребята, эта частичка называется “Забота”. Посмотрите, она пропала. А что же случилось? Так вот же она (последнюю частичку подбираем и крепим к остальным частицам.) Молодцы! Путешествуем дальше.
Чух- чух- чух! У-У-У-У! и последняя остановка.
6. Станция “Портрет счастливой мамы”.
Как вы думаете, ребята, а от кого зависит ваше счастье?
- От мамы.
Вот у вас сейчас будет возможность составить портрет своей мамы. А какой вы хотите видеть всегда свою маму?
Давайте вместе с вами составим портрет счастливой мамы (групповая работа).
Получают четвёртую частицу.
Молодцы! Ребята. Эта частичка называется “Счастье”.
Мы с вами собрали наши частицы, а давайте теперь посмотрим, что же у нас получилось - огромное сердце. Какие сокровища кроются в материнском сердце. А какие вы ещё знаете маленькие сокровища материнского сердца.
А вы хотите подарить маме своё сердце?
- Да! – ответы детей.
Тогда я предлагаю браться за работу, техника безопасности с ножницами (уже заранее подготовленные на картоне бумаги контуры сердца, дети вырезают их).
Вот вы и сделали сердечки. Сколько вы вырезали сердечек? Ребята, одну – частичку сердца, которая называется Любовь, вы подарите своей маме, а вторую, которая называется Доброта, подарите нашим гостям <Рисунок 4; Рисунок 5>. Вот и прибыл наш поезд на конечную остановку. <Рисунок 6>.
Выходим.
Итог. Наше путешествие закончилось. Сегодня придёте домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте её, погладьте её “золотые руки”. Можно ничего не говорить, она и так всё поймёт. Почувствуйте тепло своего сердца. Пусть глаза вашего сердца омоются слезами благодарности маме за то, что вы есть.
Рефлексия.
(Cамоанализ детей: что понравилось во время путешествия, что не понравилось?)
Благодарю детей за работу.
Выходим из класса под песню о маме. Приложение 4