Класс: 8.
Тема: Работа с формулами в табличном процессоре MS Excel.
Цели.
- Сформировать понятие о формулах и правилах записи формул в электронных таблицах.
- Научить применять формулы обработки данных.
- Развивать логическое мышление, память.
- Воспитывать уважение и интерес к данному предмету.
Тип урока: изучение новых знаний.
Структура урока.
- Организация учебного процесса.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Сообщение новых знаний.
- Первичное закрепление.
- Практическая работа.
- Итог урока. Домашние задание.
Ход урока
I. Организация учебного процесса.
Приветствие.
Сообщение цели урока: Сегодня на уроке мы вспомним те основные понятия MS Excel, которые изучили на прошлом уроке, научимся использовать формулы при заполнении таблиц и произведение расчётов.
II. Проверка домашнего задания.
Но прежде чем перейти непосредственно к изучению новой темы мы вспомним те понятия, термины, которые мы используем при работе с таблицами, табличным процессором MS Excel. Вам необходимо выполнить следующее задание, я каждому на парту раздам сканворды, в которых вы должны найти основные понятия, изученные на прошлом уроке.
Дети выполняют задание, работая в парах, предлагается два варианта сканворда, в каждом по восемь терминов. (Приложение 1)
Молодцы, вы справились с этим заданием, а теперь назовите эти основные понятия и дайте им определения.
Каждый по цепочке называет по одному понятию и даёт ему определение.
(Таблица, ячейка, столбец, строка, диапазон, адрес, прямоугольная, линейная, производная, исходная, рабочая книга, рабочий лист).
III. Актуализация знаний.
Все данные термины нам необходимы будут и в дальнейшем изучении табличного процессора MS Excel.
Создавая таблицу на прошлом уроке при выполнении практической работы вы заполняли ячейки таблицы текстовыми и числовыми данными, но в любую ячейку рабочей таблицы можно ввести формулу и получить результат в процессе расчёта.
Для чего используются формулы? (Для произведения каких-либо расчётов, вычислений).
IV. Сообщение новых знаний.
Формулы в электронных таблицах можно составлять и записывать самим, а можно воспользоваться готовыми формулами, которые имеются в табличном процессоре.
Но при составлении формул всегда необходимо помнить о правилах записи формул непосредственно в табличном процессоре. Правила следующие (запись правил в тетради):
- Формула начинается со знака равно.
- При составлении формул используются буквы латинского алфавита.
- При составлении используются адреса ячеек, диапазонов.
- В ЭТ арифметические выражения в формулах представляются в виде линейной записи.
Например: выражение =F10/D5
V. Первичное закрепление.
Сейчас вам необходимо используя все эти правила выполнить задание следующего характера. (Приложение 2)
Вам представлены формулы, записанные в соответствии с арифметическими правилами, необходимо записать, соблюдая правила ЭТ. Затем правильность написания проверить на ПК, результат указан.
Вторая часть задания: записать в соответствии с правилами арифметики формулы, записанные линейной записью.
Учащиеся выполняют данное задание, работая в парах и совместно проверяя правильность за ПК.
Выполняя данное задание вы просто вычисляли результат, подставляя числа, но формулы мы можем использовать также и при проведении расчётов, решении задач. В этом вы убедитесь, выполнив следующее задание.
VI. Практическая работа.
Класс делится на подгруппы.
I подгруппа выполняет задание за ПК. (Приложение 3)
Данная работа состоит из 6 заданий. Вам необходимо открыть табличный процессор MS Excel. В рабочей книге должно быть только два листа, вспомните процесс удаления листов.
Далее каждый лист имеет своё имя.
Как осуществить переименование ярлыка листа?
При заполнении ячеек вам необходимо будет изменить размеры ячеек, столбцов.
Как изменить ширину столбца?
II подгруппа отвечает на вопросы теста, заполняя карту – ответов. Тест состоит из 15 вопросов. (Приложение 4)
На данную работу даётся 20 минут, затем подгруппы меняются деятельностью.
После выполнения работ проводится проверка и оценивание. Тест проверяется учащимися самостоятельно в соответствии с картой – ответов вывешенной на доске, работа за ПК проверяется мной.
VII. Итог урока.
Сегодня на уроке мы научились использовать формулы, записывать их в соответствии со всеми правилами ЭТ.
Давайте вспомним, что это за правила, которые необходимо соблюдать?
Назовите примеры адресов ячеек? Диапазонов?
Домашние задание.
Творческое задание, работа в парах.
Представьте, что вы бухгалтера фирм, вам необходимо составить отчёт за месяц. Ваш отчёт должен быть составлен в виде таблицы, которая включает следующие графы:
- Продукция фирмы.
- Количество продукции.
- Продано товара.
- Осталось товара.
- Стоимость склада.
- Стоимость при продаже.
- Прибыль.
Давайте, определим, что из перечисленного мы можем найти с помощью вычислений.