Технологическая карта по теме “Фенол и его соединения”
Учебные элементы | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий | ||||||
УЭ-0. | Цель: Изучить состав, строение, свойства фенола. Развивать представления о природе межмолекулярных взаимодействий в веществах. Развивать интерес к практической химии. Воспитывать чувство ответственности перед природой. | |||||||
УЭ-1. Актуализация знаний. | Цель: повторить некоторые вопросы
прошедших уроков. 1. Назовите вещество по систематической номенклатуре: А) 2-метилбутанол-2 В) Диметилэтилметанол С) Бутанол-2 Д) Пентанол-2 Е) 2-метилпропанол-2 2. Выберите неправильные ответы для этиленгликоля: А) Определяется с гидроксидом меди (II). Б) Всупает в реакцию с металлическим натрием. С) Вторичный спирт. Д) Хорошо растворяется в воде. Е) Используется в производстве лавсана. 3. Укажите формулу изопропилового спирта: |
Индивидуальная работа.
За каждый правильный ответ 1 балл. |
||||||
УЭ-2. Подготовка к изучению нового материала. | Цель: установить сходство и
различие гидроксильных производных бензола и
его гомологов. Сегодня речь пойдет о гидроксильных производных ароматических углеводородов, предлогаю записать ряд формул гидроксилсодержащих ароматических соединений. Постарайтесь, чтобы были формулы соединений с гидроксильными группами как при бензольном конце, так и в боковой цепи. Задание 1. Составьте структурные формулы гидроксильных производных бензола и его гомологов. Среди формул веществ, определите: а) ароматические спирты; б) фенолы. Сделайте выводы. Вещества, содержащий гидроксильную группу в боковой цепи, относят к спиртам. Вещества, в которых гидроксил соединен с бензольным ядром, составляют класс фенолов. Для более подробного изучения избираем одноатомный фенол.(Приложение 1) Как вы думаете, свойствами каких соединений должен обладать фенол? |
Работайте парами. |
||||||
УЭ-3. Изучение новой темы. УЭ-3.1. Физические свойства фенола. |
Цель: изучить физические свойства
фенола. Задание 2. Лабораторный опыт 1. В пробирку с водой внесите 1-2 капли раствора фенола. Содержимое пробирки взбалтайте. Какой можно сделать вывод о растворимости фенола в воде? Лабораторный опыт 2. Пробирку с небольшим количеством кристаллического фенола поместите в стакан с горячей водой. Какой вывод сделаете о температуре плавления фенола? |
Работайте парами. При работе соблюдайте
правила техника безопастности.
Работайте под тягой! |
||||||
УЭ-3.2.1. Химические свойства фенола.
|
Цель: изучить химические свойства
фенола, обусловленными наличием в его молекуле
функциональной группы – ОН. Задание 3. Обратите внимание на демонстрацию опыта- взаимодействие расплавленного фенола с натрием. (Пары фенола ядовиты!!!) Задание 4. Исследуйте взаимодействие фенола со щелочью. В пробирку внесите 5 капель разбавленного раствора гидроксида натрия и одну каплю фенолфталеина. Обратите внимание на окраску раствора.(Он должен иметь слабо-малиновую окраску.) Теперь добавляйте к нему по каплям раствор фенола до исчезновения окраски (пробирку закройте пробкой). После каждой капли раствора фенола взбалтывайте содержимое пробирки. Какой можно сделать вывод о свойствах фенола? Составьте уравнение реакции. В образовавщийся раствор фенолята натрия с помощью стеклянной трубочки пропускаем углекислый газ. Что наблюдаете? Запишите уравнение. Сделайте вывод. Раствор помутнел, образовался малорастворимый фенол. Задание 5.
Какие выводы сделаете? Бензольное ядро оттягивает к себе неделимую р-электронную пару кислородного атома гидроксильной группы, а это приводит к тому, электронная плотность О-Н связи смещается в сторону кислорода от атома водорода. В результате облегчается отделение водорода в виде протона и фенол проявляет кислотное свойство. |
Опыт проводит учитель.(Под тягой!!!)
Работу выполняйте под тягой!
Работайте со всеми. |
||||||
УЭ-3.2.2 Химические свойства фенола.
|
Цель: изучить химические свойства
фенола, обусловленные наличием в его молекуле
бензольного ядра. Задание 6. Проводите опыт. Держа пробирку вертикально, внесите в нее каплю раствора фенола и добавляйте по каплям бромной воды до появления белой взвеси(пробирку закройте пробкой). Составьте уравнение реакции и сделайте вывод. Данная реакция является характерной на фенол. Задание 7. Заполняйте вторую часть таблицы № 1.
Сделайте выводы о взаимном влиянии групп атомов в молекуле фенола. Гидроксильная группа фенола, в свою очередь, повышает электронную плотность бензольного ядра в атомах углерода при положениях 2, 4, 6. Это придает большую подвижность водородам в этих положениях. Задание 8. Лабораторный опыт: качественная реакция на фенол. В пробирку внесите каплю раствора фенола, 4-5 капель воды и каплю раствора хлорида железа (III). Какого цвета образуется раствор? |
Работайте парами. Содержимое пробирок вылейте в специальную банку-слив с надписью “Остатки фенола”.
Работайте со всеми.
Выводы сделайте вместе с учителем. |
||||||
УЭ-3.3 Получение фенола. |
Цель: изучить способы получения
фенола. Задание 9. Зная путь превращения от углеводородов к спиртам через галогенопроизводные, составьте уравнения реакций согласно следующей схеме: С6Н6 —> С6Н5СI —> С6Н5ОН Но такой способ не является ведущим, так как хлор при бензольном колце с трудом замещается на гидроксильную группу. Экономически выгодный способ для получения фенола использование бензола и пропилена (способ кумола). Приложение 2. |
Работайте парами. Изучайте самостоятельно. |
||||||
УЭ- 3.4. Применение фенола. |
Цель: изучить области применения
фенола. Задание 10. Постарайтесь написать реакцию фенола с формальдегидом.(Проверить. Приложение 3) Фенолформальдегидная смола применяется для изготовления поропластов с наполнителем порошкообразных и волокнистых веществ, в качестве связующего в слоистых пластиках, в виде клеев и лаков. Пластмассы на основе фенолформальдегидных смол обладают высокой прочностью, химической стойкостью, электроизоляционными свойствами. Фенол используют для получения капрона, адипиновой кислоты, моющих средств. Пикриновая кислота (2,4,6 - тринитрофенол) взрывчатое кристаллическое вещество желтого цвета. Его также используют при лечении ожогов. Водный раствор фенола дезинфицирующий. Фенол и его производные ядовитые вещества, очень опасные для живых организмов. Поэтому при их производстве применяется соответствующее оборудование, препятствующее проникновению этих веществ в окружающую среду. |
Самостоятельно изучайте области применения фенола и его соединений. |
||||||
УЭ-4 Закрепление, обобщение и систематизация знаний. |
Цель: закрепить, обобщить и
систематизировать изученных. Задание 11. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: 1. Объсните почему кислотные свойства у фенола намного выше, чем у одноатомных спиртов? 2. Почему замещение в бензольном кольце фенола проходит значительно глубже и при более мягких условиях, чем у бензола? Задание 12. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку уравнений: Ацетилен —> бензол —> бром бензол —> фенол —> 2,4,6- тринитрофенол. |
Групповая работа. |
||||||
УЭ – 5. Проверка знаний. | Цель: Проверка знаний изученных на
уроке. Задание 13. Выполните тестовое задание. 1. При производстве каких веществ используется фенол? I. Толуол. II. Хлорбензол. III. Пикриновая кислота. А) I В) I, II С) III Д) II, III Е) II. 2. Укажите формулу карболовой кислоты, среди ниже указанных веществ? А) СН3ОН В) С2Н5ОН С) С6Н11ОН Д) С6Н5ОН Е) С4Н9ОН. 3. Во время взаимодействии глицерина с максимальным количеством металлического натрия образуется: 4. Укажите формулы веществ, которые могут реагировать с гидроксидом натрия? 5. Сколько моль воды образуется при взаимодействии фенола массой 18,8 г, с азотной кислотой взятой в избытке? А) 0,6 В) 0,3 С) 0,5 Д) 0.1 Е) 0, 4. 6. Допишите уравнение реакции и выберите правильные ответы:
а) тип реакции замещение; б) атомы брома замещают атомов водорода, расположенных в мета- положениях. 7. С какими веществами реагируют и фенол и этанол? I Nа II NаОН III НNО3 А) I и II В) II С) III Д) I и III Е) II и III. |
За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. |
||||||
УЭ-5.1 Выведение итогов. Рефлексия. |
Цель: Определить степень усвоения
нового учебного материала. Просуммируйте все баллы, полученные за урок.Определите итоговую оценку по следующим критериям: Достигли Вы цели урока? Вам понравилась Ваше участие при выполнении лабораторных опытов? |
9-10 баллов “5”, 6-8 баллов “4”, 3-5 баллов “3”, меньше 2 баллов “2”. |
||||||
УЭ-6. Домашнее задание. |
Подготовить сообщение о защите окружающей среды от фенольных загрязнителях. | Индивидуальная работа. | ||||||
Спасибо за урок. |