Фенол и его соединения

Разделы: Химия


Технологическая карта по теме “Фенол и его соединения”

Учебные элементы Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ-0. Цель: Изучить состав, строение, свойства фенола. Развивать представления о природе межмолекулярных взаимодействий в веществах. Развивать интерес к практической химии. Воспитывать чувство ответственности перед природой.  
УЭ-1. Актуализация знаний. Цель: повторить некоторые вопросы прошедших уроков.

1. Назовите вещество по систематической номенклатуре:

А) 2-метилбутанол-2

В) Диметилэтилметанол

С) Бутанол-2

Д) Пентанол-2

Е) 2-метилпропанол-2

2. Выберите неправильные ответы для этиленгликоля:

А) Определяется с гидроксидом меди (II).

Б) Всупает в реакцию с металлическим натрием.

С) Вторичный спирт.

Д) Хорошо растворяется в воде.

Е) Используется в производстве лавсана.

3. Укажите формулу изопропилового спирта:

Индивидуальная работа.

За каждый правильный ответ 1 балл.

УЭ-2. Подготовка к изучению нового материала. Цель: установить сходство и различие гидроксильных производных бензола и его гомологов.

Сегодня речь пойдет о гидроксильных производных ароматических углеводородов, предлогаю записать ряд формул гидроксилсодержащих ароматических соединений. Постарайтесь, чтобы были формулы соединений с гидроксильными группами как при бензольном конце, так и в боковой цепи.

Задание 1. Составьте структурные формулы гидроксильных производных бензола и его гомологов. Среди формул веществ, определите: а) ароматические спирты; б) фенолы.

Сделайте выводы.

Вещества, содержащий гидроксильную группу в боковой цепи, относят к спиртам. Вещества, в которых гидроксил соединен с бензольным ядром, составляют класс фенолов. Для более подробного изучения избираем одноатомный фенол.(Приложение 1)

Как вы думаете, свойствами каких соединений должен обладать фенол?

 

 

 

 

 

Работайте парами.

УЭ-3. Изучение новой темы.

УЭ-3.1. Физические свойства фенола.

Цель: изучить физические свойства фенола.

Задание 2.

Лабораторный опыт 1.

В пробирку с водой внесите 1-2 капли раствора фенола. Содержимое пробирки взбалтайте. Какой можно сделать вывод о растворимости фенола в воде?

Лабораторный опыт 2.

Пробирку с небольшим количеством кристаллического фенола поместите в стакан с горячей водой. Какой вывод сделаете о температуре плавления фенола?

Работайте парами. При работе соблюдайте правила техника безопастности.

 

 

 

Работайте под тягой!

УЭ-3.2.1. Химические свойства фенола.

 

 

 

 

 

 

 

Цель: изучить химические свойства фенола, обусловленными наличием в его молекуле функциональной группы – ОН.

Задание 3.

Обратите внимание на демонстрацию опыта- взаимодействие расплавленного фенола с натрием. (Пары фенола ядовиты!!!)

Задание 4.

Исследуйте взаимодействие фенола со щелочью.

В пробирку внесите 5 капель разбавленного раствора гидроксида натрия и одну каплю фенолфталеина. Обратите внимание на окраску раствора.(Он должен иметь слабо-малиновую окраску.) Теперь добавляйте к нему по каплям раствор фенола до исчезновения окраски (пробирку закройте пробкой). После каждой капли раствора фенола взбалтывайте содержимое пробирки. Какой можно сделать вывод о свойствах фенола? Составьте уравнение реакции.

В образовавщийся раствор фенолята натрия с помощью стеклянной трубочки пропускаем углекислый газ. Что наблюдаете? Запишите уравнение. Сделайте вывод. Раствор помутнел, образовался малорастворимый фенол.

Задание 5.

  • Заполняйте первую часть таблицы № 1.
Химические свойства фенола обусловленные гидроксильной группой - ОН
1. Свойства, сходные со свойствами одноатомных спиртов:

2. Свойства, отличные от свойства одноатомных спиртов:

 

Какие выводы сделаете?

Бензольное ядро оттягивает к себе неделимую р-электронную пару кислородного атома гидроксильной группы, а это приводит к тому, электронная плотность О-Н связи смещается в сторону кислорода от атома водорода. В результате облегчается отделение водорода в виде протона и фенол проявляет кислотное свойство.

Опыт проводит учитель.(Под тягой!!!)

 

 

 

Работу выполняйте под тягой!

 

 

Работайте со всеми.

 

 

 

 

 

 

УЭ-3.2.2

Химические свойства фенола.

 

 

 

 

Цель: изучить химические свойства фенола, обусловленные наличием в его молекуле бензольного ядра.

Задание 6.

Проводите опыт. Держа пробирку вертикально, внесите в нее каплю раствора фенола и добавляйте по каплям бромной воды до появления белой взвеси(пробирку закройте пробкой). Составьте уравнение реакции и сделайте вывод. Данная реакция является характерной на фенол.

Задание 7.

Заполняйте вторую часть таблицы № 1.

Химические свойства фенола, обусловленные
Гидроксильной группой - ОН Бензольным ядром
1.Свойства, сходные со свойствами одноатомных спиртов:

2. Свойства, отличные от свойства одноатомных спиртов:

1. Бромирование.

2. Нитрование.

Сделайте выводы о взаимном влиянии групп атомов в молекуле фенола.

Гидроксильная группа фенола, в свою очередь, повышает электронную плотность бензольного ядра в атомах углерода при положениях 2, 4, 6. Это придает большую подвижность водородам в этих положениях.

Задание 8.

Лабораторный опыт: качественная реакция на фенол.

В пробирку внесите каплю раствора фенола, 4-5 капель воды и каплю раствора хлорида железа (III). Какого цвета образуется раствор?

 

 

 

Работайте парами.

Содержимое пробирок вылейте в специальную банку-слив с надписью “Остатки фенола”.

 

 

 

 

 

Работайте со всеми.

 

 

 

Выводы сделайте вместе с учителем.

УЭ-3.3

Получение фенола.

Цель: изучить способы получения фенола.

Задание 9. Зная путь превращения от углеводородов к спиртам через галогенопроизводные, составьте уравнения реакций согласно следующей схеме:

С6Н6 —> С6Н5СI —> С6Н5ОН

Но такой способ не является ведущим, так как хлор при бензольном колце с трудом замещается на гидроксильную группу. Экономически выгодный способ для получения фенола использование бензола и пропилена (способ кумола). Приложение 2.

 

 

Работайте парами.

Изучайте самостоятельно.

УЭ- 3.4.

Применение фенола.

Цель: изучить области применения фенола.

Задание 10. Постарайтесь написать реакцию фенола с формальдегидом.(Проверить. Приложение 3)

Фенолформальдегидная смола применяется для изготовления поропластов с наполнителем порошкообразных и волокнистых веществ, в качестве связующего в слоистых пластиках, в виде клеев и лаков. Пластмассы на основе фенолформальдегидных смол обладают высокой прочностью, химической стойкостью, электроизоляционными свойствами.

Фенол используют для получения капрона, адипиновой кислоты, моющих средств. Пикриновая кислота (2,4,6 - тринитрофенол) взрывчатое кристаллическое вещество желтого цвета. Его также используют при лечении ожогов.

Водный раствор фенола дезинфицирующий.

Фенол и его производные ядовитые вещества, очень опасные для живых организмов. Поэтому при их производстве применяется соответствующее оборудование, препятствующее проникновению этих веществ в окружающую среду.

 

 

 

 

Самостоятельно изучайте области применения фенола и его соединений.

УЭ-4

Закрепление, обобщение и систематизация знаний.

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать изученных.

Задание 11.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Объсните почему кислотные свойства у фенола намного выше, чем у одноатомных спиртов?

2. Почему замещение в бензольном кольце фенола проходит значительно глубже и при более мягких условиях, чем у бензола?

Задание 12.

Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку уравнений:

Ацетилен —> бензол —> бром бензол —> фенол —> 2,4,6- тринитрофенол.

 

 

Групповая работа.

УЭ – 5. Проверка знаний.

Цель: Проверка знаний изученных на уроке.

Задание 13. Выполните тестовое задание.

1. При производстве каких веществ используется фенол?

I. Толуол. II. Хлорбензол. III. Пикриновая кислота.

А) I В) I, II С) III Д) II, III Е) II.

2. Укажите формулу карболовой кислоты, среди ниже указанных веществ?

А) СН3ОН В) С2Н5ОН С) С6Н11ОН Д) С6Н5ОН Е) С4Н9ОН.

3. Во время взаимодействии глицерина с максимальным количеством металлического натрия образуется:

4. Укажите формулы веществ, которые могут реагировать с гидроксидом натрия?

5. Сколько моль воды образуется при взаимодействии фенола массой 18,8 г, с азотной кислотой взятой в избытке?

А) 0,6 В) 0,3 С) 0,5 Д) 0.1 Е) 0, 4.

6. Допишите уравнение реакции и выберите правильные ответы:

ОН
|
     + Вr2 —>

а) тип реакции замещение; б) атомы брома замещают атомов водорода, расположенных в мета- положениях.

7. С какими веществами реагируют и фенол и этанол?

I Nа II NаОН III НNО3

А) I и II В) II С) III Д) I и III Е) II и III.

Приложение 3

Приложение 4

 

 

 

 

За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

УЭ-5.1

Выведение итогов.

Рефлексия.

Цель: Определить степень усвоения нового учебного материала.

Просуммируйте все баллы, полученные за урок.Определите итоговую оценку по следующим критериям:

Достигли Вы цели урока? Вам понравилась Ваше участие при выполнении лабораторных опытов?

9-10 баллов “5”,

6-8 баллов “4”,

3-5 баллов “3”,

меньше 2 баллов “2”.

УЭ-6. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о защите окружающей среды от фенольных загрязнителях. Индивидуальная работа.

  Спасибо за урок.