Дополнительная образовательная программа "Подарки своими руками"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Всё, что человек выполняет своими руками, дарит ему новые впечатления. Ведь ничто не дарит такого чувства удовлетворения как самостоятельно выполненный подарок, изделие, украшение... Эта работа становится более интересной, если учащиеся имеют возможность поработать не только в традиционных техниках (шитье, вязание, вышивка) но так и в нетрадиционных техниках работы с бумагой.

Научить творчески мыслить, изобрести что-то новое, оригинальное следует с раннего возраста. Программа трудового обучения в школе дает элементарные основы в области прикладного творчества. Всем известно, что именно на занятиях по моделированию, конструированию развивается пространственное мышление, воображение.. Они вплотную соседствуют с черчением, изобразительным искусством, трудом. Занятия вырабатывают усидчивость, трудолюбие, развивают глазомер и т.д.

Кружковая работа имеет важное значение в воспитании детей. В данном виде деятельности создаются все условия для развития способностей, склонностей, интересов детей, профессионального самоопределения, развития познавательной активности. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного.

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Это один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги - способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из нее различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность.

Допускается работа с самыми разными материалами и в различных техниках. Это такие как :лепка из пластилина, соленого теста, рисование, бисероплетение, работа с атласной лентой, с ватными дисками, со спичками, с бросовым материалом, “холодный фарфор”,холодный батик, пряжа

Цель программы: интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие детей, подготовка к будущей самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению

Задачи

  • Образовательная: обучение самым разнообразным методам и приемам работы с разной по фактуре бумагой, расширение знаний и умений, освоение новых техник, формирование умения следовать инструкции
  • Развивающая: Развитие умения создавать свои собственные объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, по-новому их оформлять и употреблять в быту, развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, памяти, фантазии, творческих способностей, умения анализировать, делать выводы
  • Воспитывающая: привитие интереса к истокам народного творчества, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда

Возраст обучающихся 9 – 13 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения по 4,5 часа в неделю

В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет дифференцировать работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы :

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, праздники, конкурсы.

А также методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,решение проблем.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков осуществляется в два этапа:

  1. Промежуточный контроль
  2. Фронтальная и индивидуальная беседа
  3. Решение ситуационных задач
  4. Игровые формы контроля
  5. Итоговый контроль
  6. Выполнение изделия по предложенному образцу или по собственным идеям
  7. Участие в выставках, конкурсах, смотрах

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся 1-го года обучения:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы в разных техниках
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия , пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках
  • будут уметь работать с разной по текстуре бумагой
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
  • художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством бумагокручения;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Ожидаемые результаты

2-й год обучения:

На занятиях дети продолжают знакомиться с новыми техниками работы с бумагой. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в разных областях творчества. В ходе работ ребята овладеют умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности. Занятия способствуют развитию мелкой моторики, а значит стимулируют развитие головного мозга. Для любого ребенка важно испытывать чувство собственной значимости, успешности ,и именно эти занятия - творчеством, дают ребенку испытать эти чувства. Кроме того ребенок видит конкретный результат своего труда, испытывает удовлетворение. Не случайно, психологи рекомендуют такие занятия детям, у которых занижена самооценка, у которых трудности с концентрацией внимания, с пониженным эмоциональным фоном. поскольку процесс творчества выравнивает эмоциональный фон, способствует формированию чувства собственной успешности

Учебно-тематический план 1 год обучения

Темы Общее количество часов Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2  
2 Осенние подарки 20 2 18
3 Торцевание 20,5 1 19,5
4 Гофротрубочки 18 1 17
5 Новогодние приготовления 18 1 17
6 Оригами модульное 18 1 17
7 Оригами (кусудамы) 13,5 1 12,5
8 Пасхальные сувениры 18 1 17
9 Квиллинг 31,5 2 29,5
10 Оформление творческой выставки 2,5   2,5
  ИТОГО 162 12 150

 Учебно-тематический план 2 год обучения

Темы Общее количество часов Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2  
2 Осенние подарки 20   20
3 Торцевание на пластилине 20,5 1 19,5
4 Айрис-фолдинг 18 1 17
5 Новогодние приготовления 18   18
6 Оригами модульное 18   18
7 Бумажный тоннель 13,5 1 12,5
8 Пасхальные приготовления 18   18
9 Бумагопластика 22   22
10 Творческий проект 10 3 7
11 Оформление выставки работ 2   2
  ИТОГО 162 8 154

Содержание программы

1 год обучения:

1. Вводное занятие (2 часа)

Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий. Демонстрация изделий. История возникновения бумаги, виды бумаги. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ППБ

2 Осенние подарки (20ч)

Теория : Знакомство с бумагопластикой, свойствами бумаги, ,элементами оригами, тематика и виды открыток .Основные приемы работы. Диагностика умений и навыков. Порядок сборки изделий

Практическая работа: Выполнение “звездочек счастья”, сердечки-оригами, бумажные листья, поздравительные открытки к дню учителя, изготовление сувениров, оформление, сборка. Изготовление куба “Осенний листопад”

3 Торцевание (20,5ч)

Теория: Знакомство с материалами, техникой, инструментами,. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Практическая работа: Подготовка основы(рамка), выполнение декоративного панно(индивидуально или группой) - “Цветочная композиция”

4 Гофротрубочки (18ч)

Теория: Инструменты для изготовления гофрированных трубочек, их толщина и длина.

Практическая работа: Изготовление плоского панно настенного(индивидуальная или групповая работа), Праздничный торт в подарок.(коллективная работа)

5 Новогодние приготовления. Рождество(18ч)

Теория: История праздника, обычаи, традиции, украшения. Знакомство с техникой вытынанка

Практическая работа: изготовление елочных игрушек, снежинок, ангелочков, декоративных елочек., снеговиков. Составление композиций из “ладошек”

6 Модульное оригами (18ч)

Теория : Знакомство с техникой, изготовление . выполнение треугольного модуля оригами

Практическая работа :Изготовление декоративных рамок из модулей. Ваза из модулей оригами, цветы, сборка изделий(групповая работа)

7 Оригами. Кусудамы.( 13,5ч)

Теория: История появления шаров из цветов, показ изделий. Изучение и выполнение базовых форм. Материалы, необходимые для сборки и оформления кусудам

Практическая работа: Изготовление кусудамы “ Лилия”, “Электра”, “ Бабочки”, “ Курлер”

8. Пасхальные сувениры (18ч)

Теория: история праздника, обычаи, символика.

Практическая работа: изготовление пасхальных яиц, корзинок, подставок под яйца в разных техниках

8 Квиллинг (31,5ч)

Теория: Знакомство с техникой – бумажная филигрань, показ изделий. Материалы, инструменты, необходимые для выполнения элементов. Приемы изготовления роллов.

Практическая работа: Изготовление базовых элементов “капля”, “листочек”, “глаз”, “ изогнутый глаз”, “треугольник”, “полумесяц”, соединение 2-3 полос. Упражнения в технике бахромчатого квиллинга, петельного. Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка , панно “Цветочная композиция”

9 Оформление выставки творческих работ (2,5ч).

Организация выставки работ. Обсуждение работы в течение года. Награждение

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

1 Вводное занятие(2ч)

Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ППБ

2.Осенние подарки (20ч)

Практическая работа: варианты оформления помещения кленовыми листами ,изготовление осенних бумажных шаров на основе шара из ниток

3.Торцевание на пластилине(20,5ч)

Теория: знакомство с разновидностью торцевания, показ готовых работ

Практическая работа: изготовление объемных цветов, декоративного кактуса в кашпо.

4. Айрис-фолдинг (18ч)

Теория: знакомство с техникой,показ работ. Построение шаблона для техники айрис-фолдинг

Практическая работа: выполнение открытки с геометрическим узором в технике “радужного складывания”

5. Новогодние приготовления (18ч)

Практическая работа: изготовление елочных игрушек, снежинок, ангелочков, декоративных елочек., снеговиков, оформление окон, создание рождественских венков

6. Оригами модульное (18ч)

Практическая работа: изготовление животных (коллективная работа)

7. Бумажный тоннель (13,5ч)

Теория: знакомство с техникой, показ готовых работ, разбор этапов работы

Практическая работа: создание трехмерной открытки (индивидуальная работа)

8. Пасхальные сувениры (18ч)

Практическая работа: изготовление пасхальных яиц, корзинок, подставок под яйца в разных техниках

9. Бумагопластика (22ч)

Практическая работа: изготовление роз из гофрированной бумаги в разных техниках, создание объемных подарков

10. Творческий проект(10ч)

Выполнение творческой работы по собственным эскизам с использованием разных материалов в разных техниках. Защита проекта

11. Оформление выставки работ (2ч)

Организация выставки, обсуждения работы в течение года, чаепитие, награждение

Материальное обеспечение

  • Бумага цветная двусторонняя, гофрированная, картон, салфетки
  • Бумага белая офисная
  • линейка; циркуль
  • ножницы; ножницы фигурные,дырокол (фигурный)
  • канцелярский нож,пластиковая доска
  • потолочная плитка
  • клей-карандаш, клей ПВА;
  • дополнительные аксессуары

Литература

1.Анна Зайцева.Квиллинг.Новые идеи для творчества

2. Т.Б.Сержантова Оригами.Базовые формы

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.

5 http://stranamasterov.ru/

6 http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Dopolnitelnoe-obrazovanie-programmy/
Dopolnitelnoe-obrazovanie-programmy.html