Программное содержание:
- Формировать экологическое представление о природе Ямала, умение понимать проблему и решать ее;
- Аргументировать свои ответы, используя полученные знания;
- Развивать быстроту мыслительных реакций;
- Воспитывать у детей интерес и стремление беречь и охранять природу своего края.
Материал. Эмблемы на каждого участника “Бруснички”, “Северное сияние”. Магнитофон, мультимедиа, слайды к каждому заданию. Медали, грамоты.
Ход мероприятия
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами проведем экологическую игру под названием “Наш Ямал – удивительный край”.
В игре принимают участие две команды: команда “Бруснички” и команда “Северное сияние”.
1 тур: 1 задание. Природные явления. (Каждой команде задаются по два вопроса).
- Назовите самое продолжительное время года на Севере? (Зима).
- Как называются световые всполохи? (Северное сияние).
- Когда на Севере ночь похожа на день? (Летом).
- Как мы называем эти ночи? (Белые)
2 задание. Вода – источник жизни.
- Назовите самую большую реку округа? (Обь)
- Где растения превращаются в торф? (болото)
- Назовите самое большое озеро округа? (Часельское, чертовы озера).
- Какую роль в нашем крае играют болота в круговороте воды? (Болота впитывают влагу весной и осенью, а в жару отдают обратно, увлажняя воздух).
3 задание. Край, в котором мы живем.
- Как переводится с ненецкого слово “Ямал”? (Край земли)
- Назовите город, который является центром нашего округа и другие города. Какие вы знаете? (Салехард, Ноябрьск, Муравленко, Новый Уренгой, Губкинский, Надым)
- В честь кого назвали наш город (В. И.
Муравленко).
Кто такой В.И. Муравленко? - Что обозначают ключи на гербе нашего города? (Содружество горожан, форма чума).
4 задание. Как вести себя в природе?
- Что должен сделать каждый, уходя с места отдыха в лесу? (Собрать весь мусор)
- Как нужно собирать грибы и ягоды? (Не рвать с корнем, а грибы аккуратно срезать).
- Почему нельзя кричать в лесу? (Нарушаем покой обитателей леса).
- Что обозначает цвет красной книги? (Крик природы о помощи).
2 тур. 1 задание. Животный мир.
- Какой зверек любит мед? (Куница)
- Как вы думаете, что делают зайцы, когда им досаждают комары? (Хлопают по очереди ушами и лапами).
- Какое животное одомашнено коренными жителями Севера? (Олень)
- Кто в лесу круглый год серый? (Волк)
2 задание. Птицы Севера.
- Какую пользу приносят бакланы? (Уничтожают большую рыбу. Не давая распространятся болезням).
- Какие птицы зимуют и ночуют зарывшись в снег? (Тетерев, рябчик, куропатка).
- Какая птицы выстилает гнездо рыбьими костями и вскармливает птенцов рыбой? (Зимородок).
- Как называется птичий дом? (Гнездо).
3 задание. Растительный мир.
- Как называется густой хвойный лес? (Тайга)
- Какая северная ягода улучшает зрение? (Черника).
4 задание. Коренные жители Севера.
- Назовите коренных жителей, которые живут на территории нашего округа? (Ненцы, ханты, селькупы, манси)
- Как называется северная национальная одежда мужчин и женщин? (Малица, ягушка).
- Как называется жилище ханты? (Чум)
- Что хантыйские женщины называют тучей? (Сумка, где хранятся женские принадлежности).
3 тур. Игра с болельщиками.
- Какие птицы едят грибы? (Глухари).
- Какие материалы используют жители Севера для пошива одежды? (Оленьи шкуры, бисер, мех, нити из оленьих сухожилий).
4 тур. Финал.
(Задается один вопрос обеим командам, кто быстрее ответит, получит 3 балла).
- Назовите пословицы и поговорки коренных жителей Севера.
- Сколько раз ненцы отмечают Новый год и когда? (2 раза, летом и зимой).
- Что у нас на Севере называют “черное золото”?
Жюри подводит итоги и награждает участников игры.