1. Обоснование актуальности выбора темы.
В ком нет любви к стране родной,
те сердцем нищие калеки.
Тарас Шевченко
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов
Шарль Луи де Монтескьё
Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.
Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
Академик Д.С. Лихачев говорил: “Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране”. Считаю, что воспитатель не должен допускать такого равнодушия у детей, которые через год станут школьниками.
Большие возможности по реализации этого направления в работе открывает примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “Детство” авторы Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др., переработанная в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Цель программы - обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: физического, волевого, социально-личностного. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно - прикладное искусство.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, когда дети сами активно участвуют в образовательном процессе, где широко применялась наглядность, поэтому разработка такой методики воспитания в детском саду, приобретает в современных условиях, важнейшее значение.
Именно поэтому считаем необходимым разработать (с целью дальнейшей реализации) педагогический проект по теме “Знай и люби родной край”.
Для успешной реализации проекта за основу взята модель взаимодействия “педагог - дети – родители”.
2. Определение целей, задач, участников проекта, его длительность.
Цель проекта - создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данного проекта, способствующего приобщению детей к традиционной культуре родного края.
Задачи проекта:
- Развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой родины.
- Знакомство с культурой, бытом, традициями родного края, приобщение к народной культуре.
- Формирование чувства гордости за свой город, край и его людей.
- Воспитание любви к малой родине и гордости за свой край.
- Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:
- Развивающий принцип - народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
- Принцип опоры на игровую деятельность как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров.
- Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс изучение традиций, обычаев и культуры Весьегонского края.
- Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне.
- Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
С целью комплексного решения задач проекта необходимо продолжить и систематизировать взаимодействие с представителями социальных институтов занимающихся вопросами краеведения:
- Весьегонский краеведческий музей.
- Муниципальное учреждение культуры Весьегонский районный дом культуры.
- Детская библиотека – филиал муниципального учреждения культуры Весьегонская межпоселенческая центральная библиотека им. Д.И. Шеховского.
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Районный дом школьников”.
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4- мини музей “Русская изба”.
- Салон “Русские ремесла”.
Участники проекта:
- воспитанники подготовительной группы;
- родители (законные представители), другие члены семьи ребёнка;
- воспитатели детского сада, музыкальный руководитель.
Цель работы с воспитанниками:
- развитие нравственно-коммуникативных качеств, умения сопереживать друг другу, воспитание чувства коллективизма;
- развитие творческих способностей.
Цель работы с родителями: стимулирование участия в реализации краеведческих идей проекта.
Задачи:
- побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям Весьегонского края;
- формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края;
- способствовать раскрытию творческих способностей членов семьи.
Задачи для педагога:
- организация взаимодействия детского сада с социумом, с целью реализации краеведческого принципа;
- развитие профессиональной компетентности и личностного потенциала.
Сроки реализации проекта: 2013-2014 учебный год (сентябрь – май)
Тематические занятия - 12 часов
Интегрированные занятия – 12 часов
Развлечения – 8 часов
Праздники - 6 часов
Экскурсии – 10 часов
Тематические акции - 2 часа
Ожидаемые результаты
Дети:
- повышение уровня этнокультурного развития воспитанников детского сада;
- перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей;
- эмоционально-эстетическое развитие ребенка, проявляющееся в понимании красоты народных изделий, песенного, танцевального, художественного творчества;
- умение воспроизводить характерные признаки предметов и явлений Весьегонского быта в продуктивных видах деятельности.
Родители:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Воспитатели, музыкальный руководитель:
- повышение профессиональной компетентности и личностного потенциала воспитателя и музыкального руководителя в области проектной деятельности;
- систематизация и совершенствование краеведческой работы в детском саду №3.
3. Реализации проекта
3.1. Подготовительный этап:
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.
- Согласование плана работы с учреждениями и выявление их возможностей в рамках сотрудничества.
- Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
3.2. Основной этап реализации проекта:
№ | Мероприятия | Участники | Сроки | Ответственный |
1 | Диагностика “Знаешь ли ты свой город?” | дети, родители | сентябрь, май | воспитатель |
2 | Знакомство с народным творчеством “Умельцы земли Весьегонской” | |||
2.1 | Экскурсия в “Салон ремесел” “Народное творчество Весьегонского края” | дети | сентябрь | воспитатель, экскурсовод (по согласованию) |
2.2 | Встреча с художником, резчиком по дереву В.Арефьевым “Художественная резьба по дереву” | дети
|
ноябрь | воспитатель, сотрудник музея (по согласованию) |
2.3 | НОД Художественное творчество “Резьба по мылу” | дети | ноябрь | воспитатель |
2.4 | Интерактивное занятие в музее “Жили-были” | дети | март | воспитатель, экскурсовод (по согласованию) |
2.5 | Мастер-класс “Игрушка наших прабабушек” | дети | март | воспитатель, экскурсовод музея (по согласованию) |
3 | Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками “Игры, песни и костюмы наших предков” | |||
3.1 | Просмотр видеофильма “Командировка в Россию” о творчестве Барановского народного фольклорного хора | дети
|
декабрь
|
воспитатель, библиотекарь (по согласованию) |
3.2 | “Пришла коляда накануне Рождества” | дети, родители и другие члены семьи | декабрь | воспитатель, музыкальный руководитель |
3.3 | “Калейдоскоп народных игр” | дети, родители | в течение года | воспитатель, муз руководитель |
3.4 | Развлечение “Весьегонские частушки” | дети, родители и другие члены семьи | май | воспитатель, музыкальный руководитель |
3.5 | Праздник “Масленица” | дети, родители и другие члены семьи | апрель | воспитатель, музыкальный руководитель, родительский комитет |
4 | Знакомство с историей города “Весьегонск- прошлое и настоящее” | |||
4.1 | Обзорная экскурсия по экспозициям “Здравствуй, музей!” | дети | сентябрь | сотрудник музея (по согласова-нию), воспитатель |
4.2 | “Школа Рака” театр на ладошке | дети | октябрь | сотрудник музея (по согласованию), воспитатель |
4.3 | Видео- экскурсия “Мой край, моя история” | дети | октябрь | воспитатель, библиотекарь (по согласованию) |
4.4 | Комплексное занятие “История улиц моего города” | дети | 1 раз в месяц |
воспитатель |
4.5 | Обзорная экскурсия по городу “Улица – памятник человеку” | дети | в течение года | воспитатель, родители (по согласованию) |
4.6 | Цикл познавательных занятий “Старинный сундук” | дети | в течение года | воспитатель, сотрудник музея (по согласованию) |
4.7 | Посещение мини – музея при д/с № 4 “Русская изба” | дети | ноябрь | воспитатель, экскурсовод музея (по согласованию) |
4.8 | Тематические акции “Зеленая елочка - живая иголочка”; “Накорми птиц зимой” Экскурсии в Дом школьников | дети, родители и другие члены семьи | ноябрь, декабрь | воспитатель, методист Дома школьников (по согласованию) |
4.9 | Интегрированное занятие в музее “Крестьянская школа” | дети | февраль | воспитатель, сотрудник музея (по согласованию) |
5 | Знакомство с местными авторами произведений, журналистами, поэтами и художниками “Созвездие имен” | |||
5.1 | Целевая прогулка “Люди, которыми гордится город” (к доске Почета) | дети | апрель | воспитатель |
5.2 | Музыкально- литературная встреча “Мир звуков” | дети | февраль | библиотекарь (по согласованию), воспитатель |
5.3 | “Мир красок” знакомство с творчеством член Союза художников Г.Угрюмовым | дети | март | воспитатель экскурсовод музея (по согласованию) |
5.4 | “Весьегонцы в годы ВОВ” | дети, родители и другие члены семьи | май | воспитатель, библиотекарь, экскурсовод салона “Русские ремесла” (по согласованию) |
5.5 | Выпуск семейной газеты “Люблю тебя, мой край родной” | родители, дети и другие члены семьи | май | воспитатель, родительский комитет |
5.6 | Итоговое занятие “Конкурс знатоков родного города” | дети родители | май | воспитатель |
4. Заключительный этап.
- Проведение диагностики (сентябрь, май)
- Мониторинг педагогических достижений воспитанников.
- Анализ результатов реализации данного проекта:
- Анкетирование родителей.
5. Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
3.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – изд. М.: ГЦЛ, 2004
4. Булавкина М. И. Деревенские праздники в селениях Ёгонского сельского поселения рукопись
5. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду – изд. “Скрипторий”, 2007
6. Красная книга Тверской области - изд. “Антэк”, 2002.
7. Купцов Б.Ф. Весьёгонск. Вехи истории - изд. “Тверь”, 1997.
8. Ларин Г.А. Весьегония - изд. “Ключ-С”,2010.
9. Ларин Г.А. Краеведческий словарь Весьегонского района - изд. “ Тверь”, 1994.
10. Тверская область : энцикл. справ. [ред.-сост. М. А. Ильин]. — Тверь: обл. кн.-журн. изд-во, 1994
11. Федорова Г.П. Пой, пляши, играй от души – изд. “ ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.
12. Шеховцов Н.М. Весьегонск. На рубеже тысячелетий – изд.“ Тверь”, 2000.
13. Шеховцов Н.М. Древний край Весьегонский - изд. “Тверь”, 1997