Разработка урока "Клуб путешественников". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели урока: раскрыть особенности великих географических открытий, познакомить учащихся с выдающимися мореплавателями, дать оценку их вклада в изучение и освоении нового, неизведанного.

Продолжается работа по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, работать с картой, участвовать в дискуссии; учащиеся приобретают опыт участия в исторических событиях, учатся эмоциональному “проживанию” судеб действующих лиц, моделированию ситуаций.

Материал урока способствует интернациональному восприятию, демонстрирует примеры мужества, бесстрашия мореплавателей и открывателей нового, неизведанного, достойные подражанию.

Основное содержание: Путешествие Х.Колумба. Открытие нового материка Америго Веспуччи. Морские пути из Европы на Восток. Васко да Гама. Кругосветные путешествия Магеллана.

Личности в истории: Х.Колумб, Америго Веспуччи, Васко да Гама, Ф.Магеллан.

Основные понятия: Новый Свет, Америка, Конкистадоры.

Оборудование: Карта “Великие географические открытия”

Вступительное слово учителя

Человек и путешествия. Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в древние времена, и в наши дни, забывая об опасностях выходить в открытое и грозное море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье?

Почему человек, выходя к морю, глядя, “как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту, наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, стонами и шумными взлетами воды, человек, несмотря на всю свою тревогу, ощущал себя сильным, уверенным”. А, может, его гнала тяга к знаниям?

“Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже”.

А может, просто романтика?

Кто из нас, глядя на карту, не вспоминает о трудах и подвигах многих и многих мореплавателей и путешественников, людей разных стран и эпох, знаменитых и безымянных?

Итак, наш сегодняшний нетрадиционный урок – клуб путешественников, но клуб не совсем обычный. Мы будем путешествовать заочно с изучением источников.

Проверка знаний д/р по вопросам

– Почему к XV – началу XVI вв. в Европе стал господствовать дух предпринимательства?

– Как изобретения и усовершенствования того периода подготовили “Великие географические открытия”?

– Объяснить, почему Великие географические открытия стали одним из явлений, открывших эпоху нового времени?

Изучение нового материала

а) Историческая справка

Колумб Христофор (1452-1506) – мореплаватель. Родился в Генуе. В 1492–1493 гг. руководил испанкой экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; на трех каравеллах (“Санта-Мария”, “Пинта” и “Нинья”) пересек Атлантический океан и достиг 12 октября 1492 г. о.Сан-Сальвадор (официальная дата открытия Америки), позже – других Богамских островов, Кубы, Гаити. В последующих экспедициях (1493–1496, 1498–1500, 1502–1504) открыл Большие Антильские, часть Малых Антильских островов и побережья Южной и Центральной Америки.

О жизни этого необыкновенного человека известно не так уж много. Родился он в 1452 г. в семье небогатого ткача, но отцовской специальности не последовал. Юношу влекло море. Неизвестно, где он получил образование. Одни считают, что в г.Павия, другие утверждают, что в его лице мир встретился с гениальным самоучкой. Зато доподлинно известно, что в 70 – 80-е гг. XV в. Он занимался географией, изучал навигационные карты, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли.

б) Работа с документами и вопросами к ним

Вполне очевидно, что открытие новых берегов, островов, континентов не было делом случая; наши мореплаватели отправлялись в путь хорошо подготовленными, они располагали инструментами, были знакомы с астрономией и геометрией. Они знали все, что должны были знать, как об этом пишет Птолемей в первой книге своей “Географии”.

Они брали с собой карты с точным указанием румбов, это уже не были карты древних, которые знали лишь двенадцать ветров и путешествовали без компаса. Поэтому они и пускались в путь только при попутном ветре в корму, шли вдоль берегов, насколько это было возможно. О плавании древних АО индийскому морю можно прочитать у Птолемея. Наши карты отличаются от их карт.

в) Из дневника Христофора Колумба

12 октября 1492 г. после встречи с индейцами острова Гуанахани Колумб записал:

“Поскольку они держали себя дружественно по отношению к нам и поскольку я сознавал, что лучше обратить их в нашу святую веру любовью, а не силой, я дал им красные колпаки и стеклянные четки, что вешают на шею, и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. И они так хорошо отнеслись к нам, что это казалось чудом. Они вплавь переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей, и обменивали все это на другие предметы, которые мы им давали, как, на маленькие стеклянные четки и погремушки. С большой охотой отдавали они все, чем владели.

Но мне казалось, что эти люди бедны и нуждаются во всем. Все они ходят нагие… И все люди, которых я видел, были еще молоды, ни кому из них не было более 30 лет, сложены они были хорошо, и тела у них были красивые, а волосы грубые, совсем как конские , и короткие… Некоторые разрисовывают себя черной краской…другие красной краской… Они не носят и не знают железного оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведенью обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет. Их дротики – это палицы без железа. Некоторые дротики имеют на конце рыбьи зубы, у других же наконечники из иного материала…

Они должны быть хорошими, и толковыми, и сметливыми слугами – я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось, и я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с Божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении в обратный путь, что бы они научились говорить по-испански. Тварей никаких, кроме попугаев, я на острове не видел”.

г) Вопросы

Прочитайте эти два отрывка. Каким предстает перед Вами первооткрыватель Америки – Великим путешественником, Великим завоевателем или Великим рабовладельцем? Колонии не принесли Испании поначалу огромного богатства, обещанного Колумбом королевской чете. Колумб умер в бедности. Что это – нелепая случайность или трагическая закономерность для всех первооткрывателей новых земель?

Работа с текстом

Из письма в Испанию

“Таким образом, из одного лишь того, что было выполнено во время (первого) путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь; кроме того, пряностей и хлопка – сколько соизволят их высочества повелеть, равно как благовонную смолу… я дам также алое и рабов, сколько будет угодно и сколько мне повелят отправить…”

Из письма Колумба испанским королям

“Отсюда можно … отправлять всех рабов, которых окажется возможным продать, и красящее дерево. И если сведения, которыми я располагаю, справедливы, то … можно продать 4000 рабов… В Кастилии, Португалии, Арагоне, Италии и Сицилии, на островах, принадлежащих Португалии и Арагону, и на Канарских островах велик спрос на рабов; и я думаю, что они поступают в недостаточном количестве из Гвинеи. А рабы из этих земель, если их привезут (в упомянутые страны), будут стоить втрое дороже гвинейских…

Итак, есть здесь рабы и красящее дерево, которое кажется вещью доходной, и, кроме того, золото…

А плата за перевозку (рабов) взымается из первых же денег, врученных от продажи рабов. И пусть даже умирают рабы в пути – все же не всем им грозит такая участь … 18 октября 1498 г.”

Историческая справка

Америго Веспуччи (1454–1512 гг.) – мореплаватель. По происхождению флорентиец. Участник нескольких испанских и португальских экспедиций (1499–1504) к берегам Южной Америки, названной им Новым Светом. Впервые высказал предположение, что эти земли – новая часть света, которую лотарингский картограф М.Вальземюллер назвал (1507) в честь Америго Веспуччи Америкой.

Васко да Гама (1469–1524) – португальский мореплаватель. В 1497–1499 гг. совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Америку, и обратно, проложив морской путь из Европы в Южную Азию. В 1502 по 1503 гг. и 1524 г. совершил еще два плавания в Индию.

а) Работа с источником

“И пробыли мы в море три месяца без трех дней, по причине частого безветрия и ветров противных. Весь экипаж наш заболел тяжко: десны распухли так сильно, что покрыли все зубы и мы не могли есть (цинга – авт.); распухли также и ноги, а на теле появились большие нарывы, настолько истощавшие здоровенных мужчин, что они умирали, хотя никакой другой болезни и не было у них. Так умерло за это время тридцать человек (да столько же умерло и раньше), и, в конце концов, на каждом корабле оставалось лишь 7-8 человек, годных к службе, но далеко не здоровых. Да, если бы такие обстоятельства продолжались бы еще недели две, мы либо умерли все, либо пришлось возвращаться назад, в Индию. Ведь дошли мы до того, что прекратилась всякая дисциплина… Но вот Бог наконец послал нам попутный ветер, и на шестой, кажется, день увидели мы землю, которой обрадовались, точно Португалии, ибо надеялись мы все там выздороветь”. (Записки участника первой экспедиции Васко да Гама).

Вопросы

В каких условиях проходили первые экспедиции в Индию, Америку и другие страны?

Какие обстоятельства затрудняли морские экспедиции?

Историческая справка

Магеллан Фернан (ок. 1480–1521) – мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание. Родился в Португалии. В 1519–1521 гг. руководил Испанской экспедицией по поиску западного пути к Молуккским островам. Обогнув Южную Америку, открыл пролив, названный его именем, вышел в Тихий океан (1520), достиг Филиппинских островов, где был убит в схватке с местными жителями. Плавание завершил Х.С.Элькано, обогнувший с юга Африку.

а) Работа с источником

“Магеллан был наделен всеми добродетелями. Он выказывал всегда непоколебимую настойчивость среди самых больших бедствий. На море он сам осудил себя на большие лишения, чем остальной экипаж. Сведущий, как никто, в знании морских карт, он владел в совершенстве искусством кораблевождения, и это он доказал своим путешествием вокруг света, на что никто другой не отваживался до него…

Смерть Магеллана. Так как островитяне знали нашего капитана, они направили главным образом на него все удары. Они сбивали два раза у него с головы шлем, но он держался, а мы, в свою очередь, в очень малом числе бились по его сторонам. Одному островитянину удалось, в конце концов, нанести капитану удар копьем в лоб. Капитан, рассерженный, пронзил его своим копьем, оно осталось у него в теле. Капитан хотел обнажить шпагу, но это было невозможно, так как он был сильно ранен в руку. Островитяне, заметив это, все обратились против него, и один из них нанес ему такой сильный удар саблей в левую ногу, что он упал лицом вниз. В тот же миг островитяне бросились на него, – и вот таким образом погиб наш руководитель, наш свет и поддержка. Своим спасением мы обязаны исключительно нашему капитану, ибо в тот самый момент, когда он погиб, все островитяне бросились к тому месту, где он упал”. (Антонио Пифагетто, итальянский дворянин, папский чиновник при испанском дворе, участник экспедиции).

Вопросы

Почему, на ваш взгляд, туземцы так враждебно встречали европейцев? Какой вам кажется смерть Магеллана из этого отрывка – нелепой или героической? Свое мнение постарайтесь доказать.

Словарная работа с новыми понятиями

Понятие Новый Свет разъяснено в справке об Америго Веспуччи. Термин Америка – там же. Конкистадоры – от испанского “завоеватель” – испанцы, отправлявшиеся в Америку после ее открытия для завоевания новых земель. Походы конкистадоров сопровождались истреблением и порабощением коренного населения. Реконкиста – отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII – XV вв. территорий, захваченных арабами (маврами). К середине XIII в. В руках арабов оказался лишь Гранадский эмират (пал в 1492 г). Реконкиста оказала большое влияние на экономическое и политическое развитие государств Пиренейского полуострова. Первый колониальный раздел мира: после открытия Христофора Колумба португальцы посчитали, что Испания нарушила их право владеть всеми землями к югу и востоку от мыса Бокадор, подтвержденное в свое время папой римским. Испания, в свою очередь, обратилась за разрешением этого спора к тогдашнему папе римскому Александру VI Борджиа, который и произвел в 1493 г. фактически первый “раздел мира”. Разграничительная линия между владениями двух государств была определена в Атлантическом океане примерно по меридиану в 30 градусов в западу от о.Ферро. Тихий океан продолжал оставаться ареной споров. В 1529 г. по Тихому океану был заключен специальный Сарагосский договор. Эти договоры сохраняли свои силы до выхода на океанские просторы кораблей Англии, Франции и Голландии.

На карте показать маршруты Великих географических открытий.

Д/З. На контурной карте нанести маршруты Великих географических открытий. §2.

Презентация