Цели и задачи:
- Привитие интереса к изучению математики;
- Развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;
- Формирование сплоченного детского коллектива, воспитание чувства, сотрудничества; формирование дружеских отношений и умение работать командой;
- Умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизировать свои знания, умения и навыки для решения математических заданий.
Оборудование: мультимедийный проектор для показа заставок к началу каждого гейма.
Оформление: высказывания о математике.
Условия игры
- В игре участвуют две команды по 5 человек.
- Каждая команда, с выбранным капитаном, представляет свое название, девиз и эмблему (оценивается по пятибалльной системе)
- Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл; ответ, полученный с помощью болельщиков в 0,5.
План мероприятия
- Вступительное слово.
- Представление команд.
- Первый гейм “Блиц турнир”.
- Второй гейм “Исторический”.
- Третий гейм “Заморочки из бочки”.
- Четвертый гейм “Темная лошадка”.
- Пятый гейм “Дальше”.
- Игра с болельщиками.
- Подведение итогов. Награждение победителей.
Ход игры
Представление жюри, в которое входят учителя и старшеклассники.
1. Вступительное слово
Ведущий 1
Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале для участия в интеллектуальной игре “Счастливый случай”, посвященной математике – царице всех наук. Без нее не обходится ни один человек не зависимо от возраста и профессии.
Ведущий 2
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо много знать,
Надо многое уметь!
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука – Математика!
Ведущий 1
Кто победит, кто проиграет-
Нас эта тайна донимает.
Но мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
Ведущий 2
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
2. Представление команд.
3. Первый гейм “Блиц турнир”.
Вопросы первой команде:
1). 1% от тысячи рублей (10 рублей);
2). Единица измерения скорости на море (узел);
3). Третья буква греческого алфавита (гамма);
4). Чему равна сумма чисел от 200 до 200 (нуль);
5). Кто автор первого учебника арифметики? (Магницкий);
6). Чему равен 1 пуд? (16 кг);
7). Назовите наибольшее отрицательное целое число (-1);
8). Площадь квадрата 49 см2. Чему равен периметр? (28см);
9). Как найти неизвестное вычитаемое? (из уменьшаемого вычесть разность);
10). Наука, изучающая свойства фигур на плоскости (планиметрия);
Вопросы второй команде:
1). Как называется сотая часть числа? (процент);
2). Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель);
3). Можно ли при умножении чисел получить нуль? (да);
4). Назовите единицу массы драгоценных камней (карат);
5). Чему равно произведение чисел от 200 до 200? (нулю);
6). Первая женщина-математик (Ковалевская);
7). Наименьшее натуральное число (единица);
8). Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно шестнадцати. А чему равен угол в квадрате? ();
9). Как называется утверждение, принимаемое без доказательства? (аксиома);
10). Наука, изучающая свойства фигуры в пространстве (стереометрия);
4. Второй гейм “Исторический”.
Вопросы командам задаются по очереди.
1). Что в переводе означает слово “градус” (шаг);
2). Каким словом обозначается миллион в Древней Руси? (Тьма);
3) Древнегреческий математик, который составил таблицу простых чисел. Этот способ назван его именем. (Эратосфен. Решето Эратосфена);
4). Назовите имя известного поэта и математика, автора слов: “Яд, мудрецом предложенный, прими. Из рук же дурака не принимай бальзама”? (Омар Хайям);
5). Что высечено на могильной плите у Архимеда? (Шар, вписанный в цилиндр);
6). Какие цифры употребляются в десятичной системе (Арабские);
5. Третий гейм “Заморочки из бочки”.
Задание первой команде:.
1). Масса кирпича 1 кг и еще полкирпича. Найдите массу кирпича (2кг)
2). Из двух сел, находящихся на расстоянии 16 км, вышли в 9 ч навстречу друг другу две разговорчивые тетеньки и двигаются с одинаковой скоростью 8 км/ч. Сколько часов они проговорили встретившись, если известно, что женщины расстались в 12 ч? (2ч);
3). Коля и Толя разделили яблоко пополам и увидели, что вместе с ними это яблоко собираются есть еще два червяка. Толя отделил от своей части половину и уступил ее червяку. То же самое сделал Коля. Какую часть яблока получил каждый червяк? (
Задание второй команде:
1). Арбуз стоит 20 рублей и еще пол арбуза. Сколько стоит арбуз? (40рублей);
2). Из города А в деревню Б выехал автомобилист. Проехал со скоростью 80км/ч 3 часа и проколол шину кривой железякой. Из деревни Б в город А выехал велосипедист. Проехал со скоростью 16 км/ч 3 часа и тоже проколол шину той же самой кривой железякой. Узнайте расстояние между городом А и деревней Б. (288 км);
3). Два червяка пообедали яблоком и решили на закуску съесть грушу. Эту же самую грушу уже едят Коля и Толя. Какую часть груши будут делить между собой два червяка, если Коля съест груши, а Толя ? (
5. Четвертый гейм “Темная лошадка”.
Вопросы командам задаются по очереди.
1). Назовите имена:
а) трех поросят в сказке “Три поросенка” (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф);
б) трех толстяков в сказке Ю. Олеши “Три толстяка”: (без имен);
в) трех мушкетеров в романе А.Дюма “Три мушкетера” и их слуг; (Атос, Партос, Арамис, Гримо, Мушкетон, Базен);
г) трех былинных героев на картине “Три богатыря” художника Васнецова (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец);
д) трех медведей из сказки А.Толстого “Три медведя” (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка);
2. “Сюрприз темной лошадки” “Кто назовет больше” пословиц с цифрой 7.
6. Пятый гейм “Дальше”.
Максимальное число вопросов 23. На них нужно отвечать быстро в течение 3 минут. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко. Если человек не знает ответ на вопрос, он говорит “Дальше!”
Вопросы первой команде:
1). В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине (в прямоугольном);
2). Число десятков в тысяче (десять);
3). Математическое предложение, не требующее доказательства (аксиома);
4). Сумма длин многоугольника (периметр);
5). В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (сто);
6). Дробь, меньшая единицы (правильная);
7). Наибольший общий делитель взаимно простых чисел (один);
8). Сумма противоположных чисел (нуль);
9). Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут (30);
10). Как называется равенство, верное при определенных значениях неизвестных? (уравнение);
11). Кто впервые систематизировал геометрические сведения? (Евклид);
12). Модуль нуля (нуль);
13). Сколько остается у ромба углов, если один из них отрезать? (пять);
14). Какую часть числа составляет 25% (четвертую);
15). Число, которое делится на все числа без остатка (нуль);
16). Луч, делящий угол пополам (биссектриса);
17). Непересекающиеся прямые на плоскости (параллельные);
18). Счетный прибор, которым пользовались греки (абак);
19). Бревно распилили на 8 частей, Сколько сделали распилов? (7);
20). Сколько различных биссектрис можно провести в треугольнике? (три);
21). Число, из которого вычитают (уменьшаемое);
22). Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа (нуль);
23). Прибор для измерения узлов на местности (астролябия);
Вопросы второй команде:
1). Сколько килограммов в половине тонны? (500 кг);
2). Кратчайшее расстояние от точки до прямой (перпендикуляр);
3). Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр (диаметр);
4). Количество делителей простого числа (два);
5). Значение переменной при решении уравнений (корень);
6). Деление числителя и знаменателя на одно и то же число (сокращение);
7). Два числа, произведение которых равно 1. (взаимно обратные);
8). Самое маленькое простое число (2);
9). Треугольник с прямым углом (прямоугольный);
10). Число, на которое делят (делитель);
11). Результат сложения чисел или величин (сумма);
12). В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель);
13). Сколько двухзначных чисел, у которых первая цифра 1? (10);
14). Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (две);
15). Угол в 1 рассматривают в лупу, дающую трехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? (1);
16). Результат деления одного числа на другое (частное);
17). Модуль числа (5);
18). Какая цифра в переводе с латинского языка обозначает “никакая”? (нуль);
19). Инструмент для измерений углов на плоскости (транспортир);
20). Произведение трех измерений прямоугольного параллелепипеда (объем);
21). Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками (противоположные);
22). Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало (угол);
23). Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развернутого угла (90).
8. Вопросы болельщикам.
1) Незнайка не знает какой знак надо поставить между 5 и 6, чтобы получить число больше 5, меньше 6 (запятую).
2) Положительное число y составляет от числа x. Какой знак сравнения стоит между x и y? (x > y).
3) Сколько раз за сутки часовая и минутная стрелки совмещаются? (12)
4) Гусь весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну ногу? (2кг)
5) Три теленка – сколько ног? (Сколько теленка не три, ноги у него все равно четыре)
6) В одной дюжине 12 коллекционных марок. Сколько почтовых марок в дюжине? (12 марок, дюжина – и одна и есть дюжина)
7) На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
8) Радиус окружности 6 см. Каков ее диаметр? (12 см)
9) У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько яблок у нее было? (3 яблока).
10) Как называется число, стоящее под чертой дроби? (знаменатель).
11) Луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам (биссектриса).
9. Подведение итогов игры.
Ведущий 1
Дорогие ребята! Сегодня вы показали свою эрудицию, умение мыслить, рассуждать, умение работать командой.
Ведущий 2
Результат узнать пора,
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Слово жюри для подведения итогов. Награждение команд.