Натюрморт - наиболее излюбленный жанр в творчестве многих современных художников. В натюрморте художники стремятся показать мир вещей, красоту их форм, богатство отношений и содержание постановки. В художественных школах натюрморт стоит на первом месте в системе обучения изобразительной грамоте. Пишут и рисуют натюрморты во время аудиторных занятий, также на пленэре. Задачей натюрморта является изучение изображения предметов, используя законов перспективы, правила распределения светотени, правила цветоведения.
Основой составления натюрморта является подбор предметов, по смыслу и содержанию.
Существует несколько видов натюрмортов:
- сюжетно-тематический;
- учебный;
- учебно-творческий;
- творческий;
По постановке учебной задачи- реалистический, декоративный .
Натюрморт на пленэре может быть двух типов: составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, “случайный”. Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в соподчинении с интерьером.
Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.
Учебный натюрморт. В нем необходимо согласовать предметы по размеру, тону, фактуре. Раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный, целью которого является обучение основам изобразительной грамоты, способствование активизации познавательных процессов и приобщение к самостоятельной творческой работе.
В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности. Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоское пространство. В то же время, возможно использование нескольких планов, которое необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Творческая задача в декоративном натюрморте в младших классах – интерпретация цвета и владение техникой декоративной живописи, а в старших классах - стилизация.
Из опыта работы в детской художественной школе:
Образцы работ учащихся 1-4 классов, выполненных в жанре натюрморта с различными учебными, сюжетно-тематическими, учебно-творческими и творческими задачами.
Тарасова
Аня 3 класс |
Гарипова
Гузель 4 класс |
Хайретдинов Марсель 4класс |
Файрушина Лея 3 класс |
Хайруллина
Диляра 4 класс |
Кутик
Лида 4 класс |
Хабиев
Камиль 4 класс |
Файрушина
Лея 4 класс |
Нуретдинов
Айдар 4 класс |
Ганиев
Дамир 4 класс |
Сиразеева
Алсу 3 класс |
Файрушина
Лея 3 класс |
Нуретдинов
Айдар 4 класс |
Сиразеева
Алсу 4 класс |
Ахметзянова
Юля 3 класс |
Ахунова
Эльмира 3 класс |