Урок по теме "Сила Архимеда"

Разделы: Физика


Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин; дается теоретический вывод на основе экспериментальных данных.

Задачи урока:

Образовательная:

  • освоение знаний о выталкивающей силе, действующей на тело, погруженное в жидкость;
  • овладение умениями проводить экспериментальные исследования и обобщать результаты опытов;
  • применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений.

Воспитательная:

  • формирование навыков коллективной работы над общей проблемой.

Развивающая:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при выполнении экспериментальных исследований.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: рычаг, укрепленный на штативе, два стакана с водой, тела одного объема, но разные по массе, поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Учитель. Почему собака-водолаз легко может тащить человека по воде, но только до берега?

Учащиеся. В воде вес собаки меньше, чем в воздухе.

Учитель. Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Учащиеся. Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх.

Учитель. Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение.

От чего же зависит сила Архимеда?

Учащиеся (выдвижение гипотезы).

Выталкивающая сила зависит:

  • от объема погруженного тела;
  • его веса (или массы);
  • плотности жидкости;
  • глубины погружения тела;
  • формы тела.

Учитель. Каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке.

М.В. Ломоносов говорил: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением”. Поэтому проверим все наши гипотезы в ходе эксперимента.

Каждая группа получает свое задание.

Задание первой группы. Проверка зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела равной массы, но разного объема, добиваются его равновесия, а затем погружают тела воду. Наблюдают нарушение равновесия, делают вывод о зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела.

Задание второй группы. Проверка зависимости выталкивающей силы от его веса (или массы) тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела равного объема, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают, равновесие не нарушилось. Делают вывод о зависимости выталкивающей силы от веса (или массы) тела.

Задание третьей группы. Проверка зависимости выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкости.

Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются его равновесия, погружают тела в воду на разную глубину. Наблюдают, равновесие не нарушилось. Делают вывод о независимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость.

Задание четвертой группы. Проверка зависимости выталкивающей силы от формы тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одинакового объема, но разной формы, добиваются равновесия и погружают тела воду. Наблюдают, равновесие не нарушилось. Делают вывод о независимости выталкивающей силы от формы тела.

Задание пятой группы. Проверка зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.

Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а второе в соленую воду. Наблюдают, равновесие нарушилось. Делаю вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.

После экспериментальной проверки всех гипотез учащиеся формулируют вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела.

Учитель. Теоретически вводит на доске формулу архимедовой силы и обращает внимание учащихся на физические величины, которые входят в формулу.

3. Закрепление нового материала.

Решение качественных задач.

  1. Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на эти шары?
  2. Железное и деревянное тела равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?
  3. К пружинному динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в воду или керосин?
  4. Стальной и стеклянный шарики имеют одинаковые массы. Какой из них легче поднять в воде?
  5. Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?
  6. Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?

4. Рефлексия.

Закончить фразу

  • сегодня я узнал...
  • мне было интересно...
  • я понял, что...
  • теперь я могу...
  • я научился...
  • у меня получилось ...
  • меня удивило...
  • урок дал мне для жизни...
  • мне захотелось...

5. Домашнее задание. Параграф 49, упражнение 24 (1,2)