Значимость исследовательских навыков учащихся, приобретаемых на уроках химии и биологии

Разделы: Химия, Биология


Происходящие в российском обществе глубокие социально-экономические перемены, стремительное изменение условий жизни требует от специалистов принятия быстрых и нестандартных решений. Недостаток профессионалов с творческим подходом к решению поставленных задач является одной из главных проблем современности. Общество нуждается в специалистах, которые могут самостоятельно и критически мыслить, способных видеть проблему и творчески её решить.

Человек, за которого постоянно принимали решения, не изменится в одночасье, для этого необходимо формировать исследовательские умения, в нашем случае для развития умений в области химии и биологии.

Углубленное, профильное и предпрофильное обучение в число первоочередных целей включает формирование исследовательских умений школьником, а, следовательно, является ступенькой для дальнейшего развития умений ребенка.

Вместе с расширением и углублением классических знаний необходимо перестроится на формирование умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, что пытаемся реализовывать на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности с учащимися.

На уроках развиваем исследовательские умения учащихся, используя различные средства и методы.

Учитель управляет процессом исследований. Лабораторные и практические занятия по химии и биологии помогают учащимся развить следующие общеучебные умения и навыки.

Среди которых познавательные умения и навыки:

  • анализа и синтеза;
  • описания наблюдаемых явлений;
  • формулировка целей и задач;
  • выдвижение гипотезы и предсказание результата;
  • использование математических символов;
  • установление причинно-следственных связей.

Очень важно развивать организационные умения и навыки:

  • планирование эксперимента;
  • рациональное использование времени;
  • правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных работ.

Немалую важность имеют технические умения и навыки:

  • пользование измерительными приборами и измерение физических величин;
  • математическая обработка результата;
  • использование учебной и технической литературы;
  • учет правил ТБ;
  • оформление результатов (схемы, таблицы, графики, рисунки).

Полученный результат требует развития умений и навыков сотрудничества:

  • обсуждение задания и распределение обязанностей;
  • взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль);
  • обсуждение результатов и формулировка вывода.

Любая исследовательская работа должна быть, прежде всего, значима для самого ученика, навязанная “из вне” тема вызывает скорее отторжение, а не интерес. Поэтому предлагаем целый “веер” тем, областей знаний, с которыми может работать ученик. По мере обсуждения, планирования работы тема корректируется. Часто темы рождаются из тех вопросов, которые задают дети на уроках и в большинстве случаев именно эти работы и оказываются наиболее удачными. Конечно, основная работа по теме, которую выбрал ребенок, осуществляется во внеурочное время и в этом случае учитель играет роль консультанта, корректируя и направляя ученика.

В наш век развития информационно-коммуникативных технологий работа с книгой часто отходит на второй план, бывает, что и учителя начинают относиться к ней несколько пренебрежительно, предпочитая работу на уроке с компьютером. Считаем, что это в корне неверный подход. С книгой тоже надо уметь работать, это одна из составляющих функциональной грамотности человека. Эта работа начинается с простейших заданий: найти определение, ответить на поставленный вопрос, в дальнейшем задания усложняются.

Работая с книгой, ученик получает новые знания, но если правильно поставлены вопросы, то книга служит для закрепления знаний и выработки общепредметных умений и навыков. Одновременно книга обеспечивает развитие, самосовершенствование ученика, как личности. Ученик, изучив небольшой текст, становится исследователем и пытается извлечь информацию из прочитанного и дома уже читает не только учебник, но и дополнительную литературу, а также использует ресурсы интернета, причем делает это вдумчиво и критически.

Не маловажное значение для развития навыков исследования имеет работа с рисунками и схемами. Умение правильно составить схему, представить её публике необходимо не только в школе. К этому приходим постепенно вместе с детьми. Сначала на уроках разбираются готовые схемы, потом детям предлагается составить схему из готовых элементов. В дальнейшем ученики самостоятельно работают с предложенным материалом, систематизируют его, составляют схемы и демонстрируют их.

Работа с различными таблицами становиться для учащихся работой поисковой направленности, а это, в свою очередь, ведет к развитию учебного познания. Постановка учениками, совместно с педагогом, проблем, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей развивает исследовательские качества учащихся. Становясь исследователем, первооткрывателем ученик развивает свои исследовательские способности.

Подтверждение этому является то, что ученики, обучаясь в классах естественнонаучного профиля, выступают на конференциях, занимают призовые места. А участие принимают все ученики, выбирая одно из направлений работы. Так, Ефименко Соня, большая любительница мороженого заинтересовалась, а есть различия в качестве любимого продукта у разных производителей. Мороженого выпускается много и с различными добавками, её цель была изучить пломбир, различных фирм. Соня провела исследования на химический состав, оформление упаковки и стоимость продукта. Получив результат, Соня выступила на конференции, по итогам на краевом уровне заняла 1 место. Но не это её была основная цель. Соня поделилась своими открытиями с учащимися восьмых и девятых классов, она рассказала о своем исследовании.

Вахракову Дашу интересовали различные газированные напитки, и она стала исследователем влияния напитков на рост растений, для опытов были посажены и выращены специально растения, поливались водой обычной, газированной, “Кока-колой”, “Спрайтом”, “Флешем”, “Лайм”. После месячного эксперимента только два цветка продолжали расти, те которые поливали обычной водой и газированной. Дашу заинтересовали свойства напитков по отношению не только к растениям, но и какую они имеют положительную характеристику, а здесь пришлось быть исследователем большого количества дополнительного материала книг и журналов.

Мерзлякова Ольга заинтересовалась взаимоотношением человека и собаки. Её работа посвящена соответствию темпераментов хозяина и его собаки. Для этого были обследованы около 40 собак двух наиболее популярных пород – немецкая овчарка и лабрадор-ретривер, а также протестированы их хозяева. Выводы оказались несколько неожиданными даже для самой исследовательницы, но при этом заинтересовали всех участников научно-практической конференции.

Ныне уже студентка 1 курса медицинского университета Рыжкова Ольга с 8 класса школы заинтересовалась работой системы органов кровообращения, прежде всего потому, что проблемы с сердцем в детстве были у самой Ольги. Постепенно эта работа изменила свое направление, девочку больше стали интересовать проблемы заболевания крови у детей. Как результат, выбранная профессия – врач педиатр.

Ещё одну девушку, Кузнецову Екатерину, исследовательская работа сначала привела как помощника в кабинет ветеринарного врача, а потом – на 1 курс факультета ветеринарной медицины.

Необходимо заметить, исследовательская работа помогает детям не только определиться с областью знаний, вызывающих их наибольший интерес, но и определиться с их будущей профессией.

Таким образом, думаем можно продемонстрировать развитие исследовательских умений ребенка, которые во многом зависят от наставника, умеющего поддержать ученика, помочь определиться в правильном направлении, а также в решении поставленных задач.