Цель классного часа: Воспитание гражданских, патриотических чувств у учащихся
Задачи классного часа:
- вывести термины патриот, патриотизм, патриотический
- познакомить учащихся с историей праздников;
- формировать гражданскую позицию
Оборудование: интерактивная доска, компьютер
Ход урока
1. Учащимся предлагается выбрать из предложенных вариантов те, которые ассоциируются с термином «патриот»: человек, который заботится о бездомных животных, врач, который добросовестно лечит своих пациентов, солдат, которых служит на границе, журналист, написавший статью о своем родном городе, учитель, который ведет исторический кружок, изучая вместе со школьниками историю своего края, полицейский, следящий за порядком в своем районе и т.д. (Примеров может быть гораздо больше, главное, чтобы учащиеся могли аргументировано высказать свое мнение.)
Учащимся предлагается определить, каких людей можно назвать патриотами? Какие качества присущи патриотам? – Доброта, сострадание, решительность, любовь к Родине и т.д.?
Класс разделяется на группы, каждой из которых предлагается записать свое определение слова «патриот». По окончании работы, представитель каждой группы зачитывает свое определение и объясняет причину выбора.
Выводится понятие «патриот»
Патриот — человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Далее учащимся предлагается определение понятия «Патриотизм».
Патриотизм — чувство, основой которого является любовь к Родине.
Патриотизм – патриотизм предполагает гордость достижениями, традициями и культурой своей Родины, желание сохранять её культурные ценности, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриот, патриотизм, патриотический – однокоренные слова, в переводе с греческого: «земляк», «соотечественник», «отечество».
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Патриоты ли вы? Почему вы так считаете? Кого можно назвать патриотом своей Родины?
В течение года в России отмечается множество праздников и некоторые из них можно назвать патриотическими. Какие? Почему вы так считаете?
Учащимся предлагается обсудить эти вопросы в группах и записать свои варианты ответов, затем выступить и объяснить свой выбор.
2. Нескольким учащимся за неделю до проведения классного часа было предложено изучить историю праздников: Российской армии, Дня Победы, Дня Независимости, Дня единения и примирения и подготовить презентацию.
1) День Защитника Отечества один из самых любимых праздников в нашей стране, в этот день поздравления получают не только ветераны войны и военные, но и все мужское население России, потому что именно мужчины являются нашими защитниками. История праздника начинается с 28 января 1918 года, когда был принят первый декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии. Затем на несколько лет об этом событии забыли. И лишь в 1922 году только уже 23 февраля годовщина создания Красной Армии была отпразднована.
С этого года праздник носит название День Красной Армии, затем добавлено: Красной Армии и Военно-Морского Флота.
В 1946 году этот праздник переименован - в День Советской Армии и Военно-Морского флота.
С 2006 года праздник отмечается как День Защитника отечества. С 2002 года он объявлен выходным днем.
2) Самым важным среди патриотических праздников является День Победы, который отмечается 9 мая. День Победы — праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Именно 9 мая в 01:00 по московскому времени в Берлине был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Закончилась самая кровавая война в истории человечества. И именно советский народ сумел освободить мир от фашизма.
Праздник получил официальный статус в 1945 году – в год победы.
Впервые военный парад на Красной площади был проведен к 20-летию победы в 1965 году.
Праздничные шествия в честь Дня Победы проходят во всех городах-героях, крупных городах России.
В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.
3) День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года, — это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.
День России отмечается ежегодно с 1992 года в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР — 12 июня.
Сейчас День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
4) Вот уже несколько лет в нашей стране 4 ноября отмечается праздник.
Учащимся предлагается ответить на вопросы.
Как называется праздник? Что означает название этого праздника? Почему возникла необходимость возродить этот праздник? Какие события стали основой идеи народного единения и кто возглавил борьбу за независимость страны?
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время.
Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.
В этот день мы вспоминаем тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.
4 ноября – это не только повод вспомнить о трагических страницах истории нашей страны. День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях.
3. А теперь давайте определим, внимательно ли вы слушали?
Кто такой патриот? Что такое патриотизм? С какого года начинается история празднования Дня Защитника отечества?
Учащимся предлагается ответить на вопросы (работа в группах). Вопросы заранее распечатываются на листах.
4. В конце урока учащимся предлагается обсудить, насколько важны патриотические праздники для нашего народа?
Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?