Цель: Целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к жевательной резинке.
Задачи:
- показать на материале представления, какое пагубное действие оказывает жевательная резинка на здоровье человека, какие заболевания могут быть у человека, который постоянно жует резинку.
- формировать представление об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом;
- заставить учеников, которые жуют жевательную резинку, задуматься о последствиях этой привычки;
- развитие у учащихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений; способствовать расширению кругозора учащихся; развивать навыки публичных выступлений; способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе;
Форма: театрализованное представление (ролевая познавательная игра)
Ход занятия
1. Вступление
Учитель.
Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. Если вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будете здоровы всегда, вы ошибаетесь. Внимательно посмотрите на окружающих вас людей, и вы поймёте, что необходимо заботиться о себе уже сейчас. И многие наши болезни – результат неправильного питания. Современный человек, к сожалению, часто не прислушивается к своему организму. И процесс жевания для него становится не только средством утоления голода, но и данью моде, так как мы не хотим отличаться от наших сверстников. Всюду можно встретить школьников и даже взрослых людей, жующих жевательную резинку. Не каждый понимает, что это неприлично. Мы не можем представить себе пушкинскую Татьяну, жующую на балу жевательную резинку. Но с XX века это стало нормой. Во время учебных занятий, посещения театров, кино люди не расстаются со жвачкой. Где только мы не находим жевательную резинку! Ученики часто оставляют ее и под партами, и под стульями, в результате чего многие школьники портят свою одежду. Это один из минусов. Второй, и, на мой взгляд, значительный – отрицательное влияние на здоровье.Девочка
: я хочу вам сказать, что жвачка просто класс!Мальчик: А мне бабушка рассказала сказку о девочке, которая очень любила жевательную резинку.
Девочка: Какая она вкусная! Какие большие пузыри можно надувать! Как долго можно ее жевать!
Мальчик: Вот, послушайте, какая беда случилась с той девочкой.
- Ранним солнечным утречком
Мимо школьных ворот,
Белокурая девочка
К магазину идет.
С голубыми глазенками,
И с денежкой в руке,
Чтобы сделать покупочку
И порадовать класс.
Вот вошла она в магазин,
Было все как всегда.
Чипсы, жвачка, сухарики,
Кола и лимонад.
Прикупила все девочка
И довольна идет.
За щекою жевачечка,
Колу жгучую пьет.
И веселая девочка
Вдруг почувствовав боль.
Вместо веселого праздника
Был ей сделан укол.
И в течение месяца
Так лечили ее.
Установлен диагноз был
Короче “язва” и все.
Девочка: Неужели это правда! Придется действительно узнать, Как влияет жевательная резинка на мой организм. Придется к гадалке сходить и узнать свою судьбу. А то я не могу без резинки, я её очень часто жую и долго.
За столом сидит Василиса Прекрасная, смотрит в зеркало. Входит девочка Настя. (на слайдах терем Василисы)
Василиса: Здравствуй, Настя! Какими судьбами тебя к нам занесло?
Настя: Здравствуй, Василиса Прекрасная. Я, наверное, теремом ошиблась? На двери табличка висит, что здесь судьбу человека предсказывают. Захожу, а тут ты сидишь.
Василиса: Да нет, Маша, ты не ошиблась. Я действительно могу судьбу твою предсказать.
Настя: А как? По ладони, наверное?
Василиса: Почему, по ладони? Я смотрю, ты жевательную резинку очень любишь, а она сильно влияет на твой организм. Очень скоро влияние жвачки скажется на твоих зубах, они станут шаткими, появится кариес, заболит желудок, появится тошнота, рвота, а потом аллергия. Дальше продолжать?
Настя: Да что ты мне сказки рассказываешь? Я уже сколько жую, ничего такого нет.
Василиса: Хорошо. Отправлю я тебя в тридевятое царство тридесятое государство к мудрецам, чтобы ты узнала историю жевательной резинки, и какой вред твоему организму она наносит. А чтобы тебе не скучно было идти, и дорога короче показалась, с тобой в путь отправится Иван царевич. Вот вам волшебный клубочек, он вам дорогу покажет. Ступайте.
Настя: Спасибо тебе Василиса и прощай.
Настя и Иван царевич идут по лесу.
Иван: Настя, а ты знаешь, когда и как появилась жевательная резинка?
Настя: Нет! Иван царевич расскажи, пожалуйста.
Иван: История жевательной резинки
Жевательная резинка имеет свою историю, исчисляющуюся тысячелетиями. В далекие времена, когда настоящих жевательных резинок еще не изготовляли, люди жевали смолу деревьев, листья и некоторые травы.
Издревле жители островов Океании после своих пиров, а вожди племен и жрецы после каждого обеда в течение нескольких часов жевали бетель. Мелко истертые листья этого растения, содержащего к тому же и слабонаркотические вещества, смешивали с известью. Нередко угощение передавалось по кругу. Естественно, к бетелю у островитян развивалось привыкание.
Американские индейцы мелко растирали листья и плоды различных растений, смешивали их с глиной и тоже жевали после еды. У островитян всегда было мало пресной воды, и можно предположить, что полоскание рта считалось расточительностью. У индейцев с водой было получше, однако в большинстве племен существовал жесткий культ - воду нельзя было проливать (особенно изо рта!) на землю. К тому же индейцы нередко травили друг друга ядами, и приятие "жвачки" из чужих рук (вернее, рта) стало своего рода обрядом восстановления доверия.
Индейцы майя и другие жители Центральной Америки жевали смолу дерева кау-чу. Надрезав кору, они собирали белый сок, вытекающий из-под нее. Через несколько минут он делался темным, вязким, тягучим. В таком виде его и употребляли как жвачку. Индейцы других племен, например, в Новой Англии, жевали еловую смолу, и колонисты, хлынувшие сюда из Европы, переняли у них эту привычку.
У нас во многих деревнях были умельцы, которые варили жвачку из березовой коры. Сварив густую пахнущую массу, они катали из нее отдельные комочки. А чтобы они не засыхали и не затвердевали, хозяйка держала их залитыми водой в посудине.
В 1848 году лавочник Джон Кертис начал первым в мире производить жвачку – он просто расфасовывал в бумажки кусочки смолы. Позднее для этой цели он стал использовать дешёвый парафин, в который для придания приятного запаха добавлялись специи.
Настоящая жевательная резинка была изобретена в 1869 году мексиканским генералом Антонио Лопес де Санта Анна. Ему помогал изобретатель Томас Адамс, который в 1871 году создал первую машину по производству жевательной резинки.
Менее чем за 100 лет жевательная резинка стала одним из самых широко распространённых в мире пищевых товаров. Ныне на родине жевательной резинки, в США, продаётся более 100 сортов жвачки.
Без преувеличения можно сказать, что жевательную резинку жует весь мир. Но интереснее другое: абсолютно все народы жевали "жвачку" или перед едой - для возбуждения аппетита, или после приема пищи - как тонизирующее и очищающее рот средство.
Ну вот мы и пришли. Перед тобой самые мудрейшие люди – врачи, они - то тебе расскажут о жевательной резинке очень много интересного.
3. Выступление учащихся, переодетых во врачей.
1 врач – терапевт
Жевательная резинка (жвачка) — особое кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок. В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объеме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной и обычно выбрасывается. Многие люди любят её, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производителей жвачки. Но что несут нам эти подушечки-пластиночки из синтетического каучука( Из вещества, запрещенного для использования в пищевых продуктах большинства стран, и называется это вещество – бутадиен-стирольный каучук.), напичканные всякими добавками? В состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы. Что касается подсластителей, то, что в этой роли выступают сахар и сахарозаменители. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки и у жевательных конфет просто нет конкурентов. Ароматизаторы и красители, которые используются при производстве жвачки, также не относятся к веществам, полезным для здоровья, особенно если они синтетические, а не натуральные.
- Чаще всего в составе жевательных резинок присутствуют красители - Е171, Е102, Е133, Е129, Е132, стабилизаторы вкуса - Е414, Е422, эмульгатор - Е322, которые наносят вред печени.
- Лучше воздержаться от жевательной резинки с "ароматизаторами, идентичными натуральным". Неполная информация на этикетке уже может классифицироваться как признак низкого качества продукта.
- В жевательных резинках, изготовленных в странах третьего мира, используется бутадиен-стирольный каучук (в России его запрещено применять в производстве пищевых продуктов). Такую "жвачку" можно определить только дегустированием: обычно она более жесткая, быстро теряет вкус и начинает горчить.
Что бывает от “жвачки”
Побочный эффект | Причины |
Понос, боль в животе, метеоризм | Заменитель сахара сорбитол, который оказывает слабительное действие |
Язвы полости рта | Ароматизаторы из корицы |
Воспаление и раздражение кожи вокруг рта | Масла из жевательной резинки "Баббл гум" |
Аллергическая крапивница | Хлорофилл (Е140), ментол, бутилгидрокситолол (Е321) |
Повышение артериального давления и уменьшение количества калия в крови | Лакрица (солодка) |
2 врач – диетолог.
- Необходимо также помнить, что чрезмерное употребление жвачки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаления кожи вокруг рта (периоральный дерматит), А также оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта ребёнка, что способствует возникновению дискинезии органов желудочно-кишечного тракта (то есть нарушению подвижности органов желудочно-кишечного тракта), гастритов, колитов и других заболеваний.
Употребление жевательной резинки для утоления голода или просто перед едой также не рекомендуется. В этом случае происходит “обман” желудочно-кишечного тракта. Слюна, сглатываемая в процессе жевания, попав в желудок, стимулирует выработку желудочного сока. Но поскольку пища в него в этот момент не поступила, желудочный сок всей своей агрессивной мощью обрушивается на его стенки. В итоге защитные барьеры, предохраняющие стенки желудка от агрессивного воздействия желудочного сока, не выдерживают – возникает его контакт со слизистой оболочкой, приводящий к воспалению. Поэтому рекомендуем воздерживаться от употребления жвачки – она не безопасна для здоровья.
3 врач – стоматолог.
- Стоматологи считают, что ожидаемый эффект от жвачки – профилактика кариеса – очень и очень поверхностный. Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приёма пищи, если под рукой нет зубной щётки, достаточно жевать резинку всего четыре-пять минут не более одного- двух раз в день после еды. И жевать её нельзя тем, у кого есть пародонтоз, подвижность зубов, воспаление суставов челюсти. А в жевательных резинках, якобы отбеливающих зубы, содержатся абразивные вещества, снимающие слой эмали с зубов и тем самым наносящие вред зубам. Помните, лучше почистить зубы или прополоскать рот, чем лишний раз зажевать.
4 Врач - психолог
У детей регулярно жующих жевательную резинку,
интеллект значительно ниже чем у сверстников не
употребляющих этот не очень полезный продукт.
Сами подумайте, при жевании тяжело
сосредоточиться, притупляется внимание, как
следствие снижается память и мыслительные
процессы. Жевание за рулём или на занятиях, во
время учёбы или работы отвлекает. Кровь
устремляется от мозга к жевательным мышцам и
другим органам челюстно-лицевой области. Отсюда
ухудшение внимания и памяти, невозможность
сосредоточиться.
Психологи констатируют у вечно жующего
болезненную зависимость. Эти люди уже не могут
без жвачки.
5 Врач – Педиатр
Ученик. Особую опасность жвачки представляют для детей. Хотя любящие мамы с готовностью покупают жвачки даже двухгодовалым детям. Однако педиатры запрещают употребление резинки малышам до трех лет. Детей желательно познакомить со жвачкой как можно позже, но в принципе, употреблять ее можно примерно с 4 лет, давать ее только после обеда и полдника, и только белую. Обязательно объяснить чисто гигиеническое назначение жвачки и приучить выбрасывать ее сразу после того, как перестало быть вкусно, иначе привычка жевать закрепится, и тонкая эмаль зубов начнет стираться.
А детям до девяти лет стоит покупать только белые (без красителей) жвачки. При этом жевать их можно не болеё трех – четырех раз в день не дольше 15 минут и только после еды. Кстати, некоторые психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих жвачки, по сравнению со сверстниками, значительно ниже уровень интеллекта.
Объясняется это тем, что непрестанное жевание не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления.
Поэтому все специалисты сходятся на том, что нельзя давать жвачку детям до трех лет, и больным, страдающим гастритом, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки.
И ребенок должен твердо усвоить, что жвачка не заменяет применение зубной пасты и щетки, и не избавляет от необходимости два раза в год посещать стоматолога.
И в нашей, и в зарубежной медицине уже насчитывается множество случаев, когда жвачка становилась причиной тяжелейших заболеваний. Дети поступали в больницу и попадали на операционный стол с такими страшными диагнозами, как непроходимость пищевода, удушье, затрудненное дыхание, тяжелый запор, а у одного мальчика 4-х лет был обнаружен метаректум, увеличение размеров прямой кишки. И вызвано оно было, несмотря на возраст маленького пациента, частым жеванием резинки! В большинстве этих случаев слипшиеся массы жвачки просто-напросто перекрывают кишечник, и удалить их можно только ручным методом под общим наркозом.
Последствия для малышей непредсказуемы: это может быть и замедление роста, и нарушение развития нервной системы, и даже дебильность. В группу особого риска входят также голубоглазые, светлокожие и светловолосые люди: оказывается, у блондинов в организме слишком мало ферментов, способных расщепить и преобразовать фенилаланин, поэтому он превращается в избыток адреналина и токсичных веществ.
Дети ошибочно думают, что жевать – значит содержать зубы в порядке. Тот, кто жует резинку взамен чистки зубов, – этот человек, потакающий собственной лени. Одна вредная привычка влечет за собой другу, а та – следующую. Сегодня вам лень чистить зубы и вы жуете, а завтра станет лень умываться, а послезавтра причесываться... Жующие резинку обычно не стесняются прилюдно чесаться, ковырять в носу – ведь они не замечают окружающих, они слишком поглощены собой и тем, что у них во рту.
Наконец, жевание резинки перекрывает доступ к информации. Человек, который не получает важной информации, останавливается в своем развитии. Особенно это опасно в детстве.
Ученые установили, что жевательная резинка отрицательно действует на психику. Как разговаривает человек, привыкший к постоянному жеванию? Мямлит, бормочет себе под нос, теряет способность связанной речи! Любитель жвачки редко смеется или поет. Дыхание у него поверхностное, энергетически каналы не прочищаются, и он накапливает в себе низкую животную энергию, вредя и себе и окружающим. Мозг жующего человека спит, он, как и жвачное животное, теряет ощущение времени.
Иван: Ну что, Настя, много ты узнала о жевательной резинке. Какие выводы ты можешь сделать?
Настя: Для предотвращения возникновения различных заболеваний я сформулировала основные правила пользования жевательной резинкой:
- Жевать надо только после еды в течение 10- 20 минут;
- Жевать резинку можно не чаще 3-4 раз в день;
- Не жевать на голодный желудок;
- Предпочитать жвачку с сахарозаменителями;
- Не использовать жевательную резинку с красителями;
- Недопустимо заглатывание жевательной резинки;
- Используемая жевательная резинка должна быть произведена известной фирмой, положительно зарекомендовавшей себя на рынке и строго следящей за качеством своей продукции;
- Жевать её следует аккуратно, без демонстрации “спецэффектов”, особенно если вы находитесь в общественных местах;
- Употреблять жевательную резинку только в уместных ситуациях, чтобы не оказаться некультурным человеком;
- Использованная жвачка должна выбрасываться только в специально предназначенные для этих целей места в мусорные урны, и ни в коем случае – под ноги.
Помните! Никакая жевательная резинка не сможет заменить полноценную чистку зубов зубной пастой!
Иван: Ну что, Настя, нам нужно отправляться в путь и вернуть Василисе её волшебный клубочек. Идём.
(Иван и Настя идут по лесу, встречают по дороге избушку на курьих ножках и Бабу –Ягу. Она варит какое-то зелье, колдует. Гостей не ждала.)
Баба-Яга: Фу, что-то русским духом запахло. Кто-то в гости идёт, кто бы это мог быть? Ой, Иван-царевич в гости пожаловал. А это кто с тобой?
Иван: А это Настя, ученица из Лукошинской школы, ходила к мудрецам узнать, как жевательная резинка влияет на её организм.
Баба-Яга: А я тут тоже колдую да эксперименты провожу, изучаю кислотно-щелочной баланс ротовой полости учителей и учащихся. Хотите я вам расскажу.
Функциональное состояние ротовой полости зависит от кислотно-щелочного баланса. Кислотно-щелочное соотношение характеризуется специальным показателем свободных атомов в растворе. Он называется рН (от латинского “potential hydrogeni” – сила водорода). В щелочной среде рН выше 7, в кислой среде рН ниже 7, а в нейтральной равно 7.
рН – важнейший показатель кислотно-щелочного баланса в организме. В норме слюна здорового человека имеет нейтральную реакцию и рН слюны находится в диапазоне 7-7,5.
Кислотно-щелочное равновесие в полости рта нарушается в процессе приема пищи. При попадании в ротовую полость пищевые продукты, особенно богатые углеводами, под действием бактерий, содержащихся в полости рта, подвергаются брожению с образованием молочной кислоты. Молочная кислота приводит к увеличению кислотности среды., способствуя заболеванию зубов и кариесу. Поэтому после приема пищи рекомендуется восстановить кислотность до нормального уровня. Для этого можно воспользоваться жевательными резинками, которые в большом ассортименте представлены в наших магазинах. Чтобы доказать роль жевательных резинок экспериментально, замеряли рН слюны до принятия пищи и непосредственно после еды, когда использовали жевательные резинки разных типов. В качестве негативного контроля исследована слюна без последующего жевания резинки. Замеры проводились учащимися с помощью универсального индикатора.
(Проводится эксперимент) Участники проекта, получают конфеты карамель “Мечта”, “Кислинка”, после их употребления, замеряют с помощью индикаторов кислотность слюны, консультанты выдают участникам проекта жевательные резинки и замеряют время восстановления кислотности слюны до нейтральной среды.
Вывод: После применения жевательных резинок восстановление кислотно-щелочного баланса в ротовой полости происходит через 15 минут, а без применения жевательных резинок через 30 минут.
Настя: Спасибо Баба-Яга, я очень много интересного узнала о жевательной резинке. А теперь нам надо отправляться к Василисе Прекрасной и вернуть ей волшебный клубочек, может быть он ещё кому-нибудь пригодится.
(Приходят они к терему Василисы. Она их встречает)
Василиса: Ну что, Настя, как ты думаешь, сможешь ты изменить свою судьбу?
Настя: Конечно, Василиса. Огромное тебе спасибо.
Василиса: Не хотела ли бы ты посмотреть, как изготавливают жевательную резинку?
Настя: Конечно, мне это очень интересно. А как ты мне это покажешь?
Василиса: Вот смотри, что у меня есть, это волшебное блюдце с наливным яблочком. Нужно произвести заклинание “Катись, катись яблочко по серебряному блюдечку, покажи мне, как изготавливают жевательную резинку” и смотри, что тебе оно покажет.
Настя: “Катись, катись яблочко по серебряному блюдечку, покажи мне, как изготавливают жевательную резинку”. (видеофильм)
Настя: А я тоже знаю много интересных фактов о жевательной резинке, хотите я вам расскажу. (Интересные факты) на слайдах.
(два мальчика в платочках поют частушки)
Мы жуем жвачку дружно
А всегда ли это нужно?
Польза будет или вред?
Кто же даст нам всем ответ?Если в волосы попала,
“караул” - кричи тогда!
Отстригать придется пряди!
То-то будет красота!От жвачки вред большой:
Разрушает зубы,
А бывает даже так:
Облезают губы!В нашей школе беспорядок:
Лепят жвачку на столы.
“Помогите отлепиться!”-
Вас, ребята, просим мы.Если вы жуёте жвачку,
Не кидайте никуда
И на стены не лепите,
В урну бросьте. Вот куда!Но жевать или не жевать
Вы решайте сами!
Мы пропели вам сейчас,
А выбор ведь за вами!
Заключительное слово учителя.
Закончить наш классный час хочу такими словами:
- Деньги потерял – ничего не потерял,
- Время потерял – много потерял,
- Здоровье потерял – все потерял.