Цели: – закреплять умение выполнять вычисления вида 6-…,7-…,готовить к знакомству с составными задачами.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся выполнять вычисления вида 6-…,7-…, используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел, использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, решать задачи изученных видов.
Метапредметные:
Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД: слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования. Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные: внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, адекватно воспринимать оценку учителя.
Оборудование: презентация; карточки для работы в парах, веер с цифрами, светофор, математическое пособие “кораблики” (для учащихся).
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок на урок.
Посмотрите-ка – ребятки
Все ли у вас на парте в порядке.
Вы за парту тихо садитесь
И работать не ленитесь.
– Покажите с каким настроением пришли вы на урок.
– Отгадайте, где мы сегодня побываем на уроке.
Здесь котята-акробаты,
Здесь и клоуны-котята.
Через голову – кувырк,
Значит, здесь кошачий ...
(В цирке.) (Слайд 2)
– Да, урок у нас сегодня необычный.
Мы с вами приглашены в цирк на представление.
– Поднимите руку, кто был в цирке?
– Очень хорошо, что вы были в цирке. Я думаю ,что и сегодня вам понравится наше путешествие.
2.Актуализация знаний.
а) Устный счет.
– Отгадайте :
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
(Клоун. )(Слайд 3)
– Встречайте, на арене цирка, клоун.
Он приглашает нас в цирк, но, чтобы туда попасть, нужно купить билеты.
Билеты стоят 6 рублей и 7 рублей.
На экране монеты. (Слайд 4)
– Помогите набрать разными монетами 6 рублей и 7 рублей. – Какие монеты вы взяли.
– Молодцы! Билеты все приобрели.
Итак, мы в цирке.
– Как себя нужно вести во время представления? (Повторение правил поведения.)
– Садитесь поудобнее, представление начинается.
– Клоун приготовил вам следующее задание.
б) Назови “лишнее число”.
(Слайд 5)
– Посмотрите на экран какое число лишнее в 1-м ряду и почему?
1, 3, 5, 6, 7, 9.
– Какое число лишнее во 2 ряду и почему?
2, 4, 6, 7, 8, 10.
в) Игра “Веселое путешествие”.
– Отгадайте:
Раньше он в берлоге спал,
Цирк его к себе позвал.
Поднимает гири он –
Цирковой артист силен.
(Мишка.) (Слайд 6)
На арену цирка выходит косолапый Мишка-жонглер вместе со зверятами, помогите им сесть в поезд. (Дети показывают с помощью веера с цифрами ответы-номера вагончиков для зверей.) (Слайд 7–8)
3. Самоопределение к деятельности.
– Мишка-жонглер просит выполнить еще одно задание.
Работа в паре игра “Засели домик”. (Приложение 1)
Мишка просит выполнить его просьбу, вспомнить состав этих чисел. И заполнить домики. (Проводится проверка– заслушивается одна из пар.) (Слайд 9, 10. 11.)
Решите с помощью этих домиков примеры:
6 – 3, 6 – 2, 7 – 4, 7 – 5.
(6 – это 3 и 3, если из 6 вычесть 3 получится 3 и т.д.)
Каким правилом воспользовались? (Если из суммы вычесть первое слагаемое ,то получится второе.)
– Ну, вот и справились мы с заданием Мишки-жонглера. Он благодарит вас за хорошую работу .
– Определите тему, цель и задачи урока. (Вычитание вида 6-…,7-…) (Слайд 11)
4. Физкультминутка. (Слайд12)
– А сейчас, антракт.
Антракт – это перерыв между отделениями в цирковом представлении, то есть перемена.
5. Работа над темой урока.
– Друзья, встречайте цирковую лошадь. (Слайд 13 )
1) Игра “ Домино”. (Слайд 14)
– Дети, у лошади любимая игра “домино” и она предлагает нам поиграть. Откройте учебники на с.31.
– Какой пример составлен по рисунку? Как можно прочитать его по-другому?
– Как получили второй и третий?(дети по очереди отвечают с места)
6. Закрепление и повторение изученного материала.
а) Самостоятельная работа . Решение примеров.№ 2 с.31.
– Отгадайте.
Жонглер на сцене выступает,
Он хоботом шары бросает
На лапе стоя, на одной,
Он славный очень и смешной.(Слон.) (Слайд 15)
Слонёнок хорошо считает и умеет самостоятельно работать. Он подружиться с вами, если вы самостоятельно решите примеры на странице 31 № 2.
– Кто желает поработать у доски? (1 учащийся работает на доске, остальные в тетрадях.) Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями ,проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.
Вы правильно решили примеры и теперь у вас есть новый друг – Слонёнок.
7. Физпауза для глаз.
– А теперь еще один антракт. (Слайд 16–18)
Б) Решение задачи № 3.
– Отгадайте.
Кольцо в огне, оно горит,
Через кольцо гимнаст летит,
В полете распушил он гриву
И помахал хвостом игриво.(Лев.) (Слайд 19)
На арене цирка Лев. Лев – царь зверей, он ведёт точный счёт и не делает ошибок в решении задач.
Решение задачи № 3 с.31.
Работа в парах с математическим пособием “Кораблики”.
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче? Какой вопрос задачи? (Задача разбирается с помощью мат. пособия “Кораблики”.)
В тетрадях и на доске записывается решение и ответ.
8. Рефлексия. “Проверь себя” – выполнение теста.
– Положите перед собой тест и внимательно слушайте меня. Я буду вам читать задания, а вы должны найти верный ответ и подчеркнуть его. (Приложение 2)
1. Подчеркни второе слагаемое.
7 + 3 = 10
2. Подчеркни разность чисел.
9 – 6 = 3
3. Выбери и подчеркни верные равенства.
3 + 5 = 8
9 – 6 = 2
7 – 5 = 2
4. Подчеркни выражение, в котором выполнено вычитание.
9 >6
6 – 3
7 + 2
5. Подчеркни примеры, с ответом 7.
3 + 4
10 – 8
5 + 5
9 – 2
Самопроверка (учитель показывает каждую строчку задания, а дети сигналят с помощью светофора о правильности выполнения). (Слайд 20)
9. Подведение итогов урока.
– Какие вычислительные приемы мы закрепляли?
– Какими способами можно выполнить вычитание 6 и 7?
– Задачи какого вида мы решали сегодня?
– Итак, наше представление подходит к концу. Ребята, надо поблагодарить артистов.
– А что артистам дарят?.
– Выберите каждый тот цветок, который вы бы подарили артистам. Цветы
находятся на слайде
(красный-восторг, жёлтый – спокойствие, синий– …..)
Оцените свою работу с помощью светофор (слайд 21).
– На прощание артисты вам хотят сказать, До новых встреч. (Слайд 22)