Цель: обобщить знания детей по теме, раскрыть суть понятия «величина» с использованием «Алгоритма творческого изучения явления» (автор учитель ТРИЗ Бояркина В.И), ТРИЗ приемов.
(В словаре Ожегова «величина» – то, что можно измерить, вычислить.)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
У. Ребята, несколько уроков мы посвятили изучению величин. Каких?
Д. Длина, масса, объем.
У. Выполните задание по данной теме: найдите ошибки, если таковые есть в предложенных высказываниях
1) Длину палочки можно измерить в килограммах. (-)
2) Массу крупы можно измерить в килограммах. (+)
3) Объем молока можно измерить в дециметрах. (-)
Обнаружение понятия
3. Вниманию детей предлагается конфета. (В течение всего этапа акцент делается на восприятие предмета, в данном случае конфеты, при помощи всех органов чувств: зрение, обоняние, вкус, осязание…
У. Рассмотрите ее внимательно, потрогайте, подержите, понюхайте… Что в ней можно измерить?
Д. Какой она длины. Эта конфета не очень длинная, жаль. (длину).
Ширину. Не очень длинная, не очень широкая.
Массу. И не тяжелая.
– Длину и ширину фантика.
У. Но мы не исследуем фантик, разверните конфету, отложите обертку.
Мы используем органы чувств, знания о которых получили на уроках окружающего мира.
Д. Как пахнет!
У. Значит, что можно попытаться измерить?
Д. Запах?
Д. Вкусная или нет, узнаю, если лизну, откушу кусочек.
У. А в этом случае, что за свойство конфеты обнаружим?
Д. Сладость?
У. Но в конфету кладут не только сахар. Чтобы узнать длинная или нет лента, мы измеряем ее…
Д. Длину.
У. А вкусная или нет конфета…
Д. Вкусность.
У. Или вкус?!
Д. Хочется съесть уже.
У. Измерим желание ее съесть?
Д. Видим, что она как кубик, кирпичик, коричневая, гладкая, блестит.
У. Какой же из видимых признаков назовем и попробуем измерить?
Д. Коричневость.
У. А коричневость, зеленость, красность – это все…
Д. Цвет. Гладкость еще можно.
– Гладишь и мажется.
У. А мажется посмотрите, так же как пыль на шкафу, как земля или как – то по-другому?
Д. Она тает и мажет пальцы.
У. А у меня не тает и не мажет пальцы.
Д. У вас руки холодные.
У. Можно измерить когда, при каких условиях тает конфета?
– Д В чай положить. (Скорость таяния (на солнце, в руке, если конфета шоколадная и в чае, если карамелька),
У. Потрогайте конфеты те, что лежали на вашем столе и те, что достали из-за окна. Чем они отличаются?
Д. Холодные и теплые.
У. А что измеряем, говоря о холоде, тепле, когда выбираем одежду, выходя из дома, что учитываем, на что смотрим?
Д. Градусы, температуру.
У. Осталось послушать конфету.
Д. Она запищит от страха, что ее съедим.
У. Это наши предположения. Цвет вы видели, температуру и вкус чувствовали, а что слышите?
Д. Ничего…
У. Так что же мы с вами предположительно можем измерить в этой конфете?
Д. Длину, ширину, массу, как сильно пахнет (запах), вкусная или нет (вкус), коричневая (цвет), когда берешь в руку, то тает, а у меня не сразу (скорость таяния), хочется съесть (желание съесть конфету), тепературу.
4. У. Т.е. вы сейчас предлагали измерять в этой конфете различные ее свойства, характеристики. А все ли можете измерить?
Д. Что – то сразу, а что – то еще не знаем, чем измерить
5. У. Например?
Выявление ресурсов,связей
Д. Длину можно измерить линейкой в единицах измерения длины: см, дм. Массу при помощи весов в кг, объём – в литрах, а запах – носом, но все по-разному, вкус -попробовать, но опять все по своему; желание съесть– а может кто – то и вовсе не любит конфеты, а ест яблоки и варенье…
6. У. Но все же есть среди перечисленного то, что могут измерить абсолютно все люди, используя общепринятые мерки– единицы измерения и приборы?
Д. Да, массу, размер, температуру.
У. Так что же, по – вашему, можно назвать величиной?
Д. То, что можно измерить уже сейчас.
У. А аппетит я свой могу уже сейчас измерить – конфету очень хочется, а курицу не очень.
Д. А нам, например, конфету хочется, а торт еще больше.
У. Вот и измерили – и вы, и я. Значит аппетит – тоже величина?
Д. Нет, надо со всеми договориться, как с длиной, массой, температурой – чем измерять.
У. Сделайте вывод – что же такое величина?
Определение понятия
– Это то, что можно измерить теми мерками, о которых договорились все.
7. У. Величины связаны между собой как – то? (обращаю внимание детей на конфету)
Д. Да, в конфете много величин определили, в других предметах тоже есть что измерить.
У. А как величины могут зависеть одна от другой, попробуем вместе составить схему зависимости величин друг от друга?
Вопросы по схеме:
У. Получается, что величины зависят от веществ?
Д. Но мы и измеряем характеристики веществ и предметов.
Д. Связь температуры и времени: разморозить лед можно мгновенно – даже испарить его – паяльной лампой, в костре, в расплавленный металл.
У. А пар – это уже газ – его как измерить, что и чем?
Д. Шариками! Если этим паром шарики надувать.
Д. Густоту пара! Фонариком, за сколько метров виден его свет.
У. А сейчас вернемся к конфете – как бы вы предложили измерить аппетит, запах, посмотрите друг на друга – как можно измерить дружбу? Распределитесь на группы и поизобретайте.
I группа – измерение аппетита
Д. Сколько булочек или пирожных ты закажешь в кафе – такой у тебя и аппетит. Булочки все как теннисный шарик. Аппетит измерять в булочках – штуках.
II группа – измерение дружбы
Д. Кто чаще здоровается или приглашает к себе в гости, делится игрушками и не дерётся.
У. А чем измерять – какой одной меркой?
Д. Дружба, а прибор – дружбомер. Измерять в сантиметрах – дать длинную конфету – кто сколько себе отломит. Если много см конфеты отломил – плохой друг.
У. А где можно это применять в нашей жизни?
Д. Если хочешь узнать – кто твой настоящий друг.
В столовой или кафе будут делать специальные порции по сытности в булочках штуках и писать в меню.
Аппетит 2 булочки штуки | Аппетит 25 булочек штук |
Итог урока
У. Скажите, кому было интересно на уроке? Почему?
Д. Мы как взрослые чертили схему.
Д. Интересно было придумывать, как измерять аппетит и дружбу.
У. Чем по-вашему, можно дополнить учебник математики по этой теме?
Д. Дать задания другим детям придумать, как измерить не всем известные величины, а что – то другое, как мы – аппетит.