Задачи:
- Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности при пожаре и способах безопасного поведения.
- Закреплять представления о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», о навыках действия в экстремальных ситуациях, находить решения в данной ситуации.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки и применять правила безопасного поведения для окружающего мира.
Предварительная работа: Настольные игры «Азбука безопасности», проигрывание «чрезвычайных» ситуаций по правилам безопасного поведения для окружающего мира, чтение книг Ю.А. Соколовой «Пожарные собаки», просмотр телепередач, новостей, экскурсия в пожарную часть.
Словарная работа: пена, ожог, задымление, «чрезвычайные» ситуации.
Материал: Картинка – пожарная машина; ленточки красного и синего цвета; круги – красного и зеленого цвета; предметы – ведро с водой, лейка, одеяло, лопата, песок, фломастеры, ватман, свеча, спички.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество.
Ход занятия
Проблемная ситуация. Звучит запись «Сирена».
– Что это означает? (пожар, наводнение, землетрясение)
«При огне, как при солнце светло!
При огне зимою тепло!
Посмотрите ребята вокруг,
Нам огонь повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится страшным врагом.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь боловаться,
То беды не миновать!»
– Как поэт говорит в стихотворении об огне?
– В каких случаях огонь друг? (греет, освещает, можно приготовить пищу, зажечь свечу)
– В каких случаях враг? (пожар)
Внести зажжённую свечу.
– Какой огонь? (яркий, теплый, успокаивающий)
– Можно ли потрогать огонь? Погреть руки? – погреть
– Что может случиться, если свечу оставить без присмотра? (пожар)
– Давайте все вместе задуем свечу.
– Когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них, гулять по дому, лесу.
– Что случается тогда? (пожар)
– От чего может возникнуть пожар? (спичек, зажигалок, окурка брошенного)
– А от грозы может возникнуть пожар? От молнии?
– Посмотрите на иллюстрации и расскажите, от чего может возникнуть пожар?
Чем кроме огня опасен пожар? (дымом)
– Почему? (можно задохнуться)
– Что нужно делать, если вдруг возник пожар? (звать на помощь) Как? (кричать, стучать, вызывать пожарных по телефону)
Игра «Вызови пожарных»
«Не шути с огнем, можешь сгореть»
– Что я проговорила? (пословицу)
– Вы знаете пословицы по огонь?
- Спички не тронь – в них огонь.
- Спички невелички в них огонь.
- Огонь наш друг, но не всегда, бывает от него беда.
- Огонь – мастер на все руки.
- Огонь без дыма не бывает.
- Солома с огнем не дружит.
- Огонь – мастер на все руки.
- Человеку друг огонь, только зря его не тронь.
– Какое правило можно извлечь из всех пословиц? (человеку друг огонь, только ты его не тронь).
Игра «Не ошибись» (красный круг – горит, зеленый – не горит)
Слова: Бумага, гвоздь, шторы, ложка, тетрадь, одежда, мебель, стол, сухая трава, листья, бензин.
Где-то спряталась картинка, и если мы с вами правильно ответим на все вопросы, узнаем, что на ней изображено. Готовы?
- Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей от пожара? (пожарные)
- Почему работа пожарных нужна людям? (тушат пожар в домах, лесах, спасают вещи)
- Какая у них работа? (трудная, тяжелая, нужная людям)
- Какими должны быть пожарные? (сильными, ловкими, здоровыми, мужественными, решительными)
- Почему должны быть сильными, смелыми? (выносят людей из огня, работают в огне, рискуют своей жизнью)
- Зачем надевают противогаз? (дышать при задымлении)
- По какому номеру вызывают пожарных? (01).
Р-к:
«Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина,
И зальет пожар любой
Смелая дружина».
– Что есть у пожарной машины?
– Для чего сирена?
– Почему она красного цвета?
– Зачем раздвижная лестница?
Игра «Огонь – вода» (дети с красной лентой – огонь, с голубой – вода)
– Только ли водой можно тушить пожар? Чем еще? (одеяло, ведро с водой, песком, лейка, метла, спички).
– Какой из них лишний предмет? (спички) Почему? (Служат причиной пожара).
Подойдем к мольберту и нарисуем свои правила безопасности для окружающего мира, о которых мы с вами говорили.
«Правила пожарные
Без запинки знайте
Правила пожарные
Строго соблюдайте».