Урок русского языка по теме "Правописание "тся", "ться" в глаголах"

Разделы: Русский язык


Цель:

Образовательные:

  1. знакомство с особенностями правописания глаголов
  2. формирование навыков правильного написания глаголов на –тся и –ться

Развивающие:

  1. обогащение словарного запаса детей
  2. развитие логического мышления, познавательной активности обучающихся
  3. развитие умения обучающихся работать в паре, группе

Воспитывающие:

  1. воспитание трудолюбия, уважения друг к другу

Задачи:

  • познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
  • формировать умение находить правильное условие выбора правописания -тся и -ться в глаголах
  • развивать орфографическую зоркость;
  • приобщать детей к истокам народной мудрости (пословицы).

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, листы бумаги, клей, конверт с разрезанными пословицами.

Ход урока

Этапы урока, время Содержание урока Действия учителя Действия учащихся
1. Организационный момент.



Настрой на успех: 1 -2 мин.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.
Закройте глаза и повторяйте за мной: «Я всё умею, у меня всё получится»
Приветствие Приветствие
2. Актуализация знаний

3 мин.
  – Какую часть речи мы начали изучать?
– Что такое глагол?
– На какие вопросы отвечает глагол?
– Что обозначает?
– Каким членом предложения чаще всего является?
Глагол
Это часть речи
Что делает? Что сделает? и другие подобные вопросы
Действие и состояние предмета
Сказуемым
3. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.

6 мин.
Один ученик вызывается к доске, записывает глаголы под диктовку, остальные выполняют это задание в тетради:



Слайд 2 Приложение
«Проверь себя»
Улыбается — улыбаться
смеются — смеяться
испугается — испугаться

– Проверьте свои записи с образцом.
– У всех ли так же написаны слова?
– Почему же так вышло? Ведь задание было для всех одно, а выполнили его по-разному?




Нет, записи одинаковы не у всех
Мы не знаем правил написания глаголов с данными сочетаниями
4. Наблюдение над правописанием -тся и -ться.
5 мин.
  – Прочитайте первые слова в каждой паре.
– Подчеркните сочетания последних букв в каждом слове.
– Эту же работу проделайте со вторыми слова каждой группы.
Улыбается, смеются, испугается ТСЯ

улыбаться, смеяться, испугаться ТЬСЯ
5. Сообщение темы

Слайд 3 А теперь подумайте, какая тема нашего урока? Правила написания глаголов с ТСЯ, ТЬСЯ
6. Целеполагание
1 миню

Слайд 4
– Сформулируйте цели нашего урока, используя опорные слова:
* Сегодня на уроке мы узнаем …..
* будем учиться применять ….

Правила правописания глаголов с ТСЯ, ТЬСЯ
эти правила на письме
7. Открытие нового знания

3 мин.









Слайд 5 (вывод)
Работа с рубрикой «Тайны языка» Учебник русского языка 4 класса под ред. С. В. Иванова стр. 100.
– Давайте вернёмся к нашим словам: задайте вопросы к первым словам каждой пары.
– Обратите внимание при этом на правописание сочетаний букв на конце этих слов.
– Задайте вопросы ко вторым словам каждой пары.
– Так же обратите внимание на правописание сочетаний букв на конце этих слов.
– Какой вывод можно сделать?


– А теперь, давайте проверим наши выводы с учебником. с. 100. Рубрика «Тайны языка»

Что делает? Что делают?
-ТСЯ

Что делать?
-ТЬСЯ

Если глагол отвечает на вопрос Что делать?, то в слове пишется Ь (ТЬСЯ). А если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что делают?, то Ь не пишется (ТСЯ)
8. Первичное закрепление. Работа с комментированием

5 мин.
Слайд 6 (задание)
Белый снег пушистый в воздухе кружит...ся и на землю тихо падает, ложит...ся.
Солнце уже опускает...ся к горизонту, и далеко разливают...ся его лучи.
Путешественники долго не могли успокоит...ся.
Туман начинает клубит...ся над водой.
Хорошее, доброе, долго помнит...ся, а плохое, к счастью, забывает...ся.
Попробуй напит...ся из родника – и ты почувствуешь силу земли. [1]
Выпиши глаголы, на конце которых есть сочетания — тся или — ться. Вставь, где это необходимо Ь









Когда пишется на конце глаголов -тся, а когда -ться?
кружится
ложится
опускается
разливаются
успокоиться
клубиться
помнится
забывается
напиться
Если глагол отвечает на вопрос Что делать?, то в слове пишется Ь (ТЬСЯ). А если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что делают?, то Ь не пишется (ТСЯ)
9. Физминутка

2 мин.
Слайд 7
А сейчас все тихо встали,
Глазки наши ведь устали,
Глазки видят все вокруг,
Обведем мы ими круг.
Глазкам видеть все дано:
Где окно, а где кино,
Обведем мы ими круг,
Поглядим на мир вокруг,
Поморгаем, тихо сядем.[2]
   
10. Работа в парах.
«Собери пословицы»

4 мин.
Слайд 8 (задание)
Дело …. мастера боит...ся . Кто любит трудит...ся, .... тому без дела не сидится.
Любишь катат...ся, … люби и саночки возить.
Друзья … познают...ся в беде. [3]

Дети собирают пословицы и наклеивают их на лист бумаги

Слайд 9 (проверка)
– Давайте вспомним, что такое пословица?


– А знаете ли вы пословицы?
– Вот сейчас и проверим. Соберите наклейте пословицы на лист бумаги, подчеркните орфограмму

– Ребята, среди пословиц, которые вы собрали, назовите пословицы о труде.
– Как вы понимаете их смысл?
Пословица — это народная мудрость (один из жанров устного народного творчества)





Дело мастера боится.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Объясняют смысл пословиц
11. Физминутка
«Девочки — мальчики»
2 мин.
Слайд 10
Учитель называет глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.
ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ПОЛУЧИТСЯ, КАТАТЬСЯ, ПРОБЕЖАТЬСЯ  
12. Творческая разминка (групповая работа)

5 мин.
Слайд 11 (задание)

Болит переноси..., собрание переноси..., чистая води...,
не стоит с ним вози...., острая спи...,
ему не спи... [4]

Слайд 12 «Проверка»


Слайд 13 (вывод)
У вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова. Ваша задача — распределить эти слова на 2 группы в зависимости от правописания -ЦА или -ТСЯ, ТЬСЯ.

– Сделайте вывод: на конце какой части речи слышится и пишется ЦА?
– А на конце какой части речи слышится ЦА, а пишется ТСЯ или ТЬСЯ?
– Отчего зависит написание Ь в этих сочетаниях?





У имён существительных

У глаголов

Если глагол отвечает на вопрос Что делать?, то в слове пишется Ь (ТЬСЯ). А если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что делают?, то Ь не пишется (ТСЯ)
13. Самостоятельная работа (по группам)

4 мин.
Слайд 14 (задание)
1 группа — Отметьте «крестиком» правильное написание сочетания -ТСЯ, -ТЬСЯ в словах
купает...ся, влит...ся, купат...ся, влюблят...ся, возвышает....ся, веселят...ся, соревноват...ся, боит...ся, соревнуют...ся, грет...ся, переписыват...ся, слышит...ся
Слайд 15 (задание)
2 группа:
Запишите нужное слово:
А) Сердится-сердиться.
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет ________.
Собака ________ и рычит на кошку.
Б) Учиться-учится.
Катя ________ на одни пятерки.
Мне очень нравится ________ в школе.
В) Ссориться-ссорится.
Я больше никогда ни с кем не буду ________. Вася часто ________ с одноклассниками. [5]
Слайд 16 (1 группа —самопроверка)
Слайд 17 (2 группа – самопроверка)
Слайд для самопроверки













Слайд для сасопроверки
 
14. Подведение итогов урока. Рефлексия

2 мин.





Слайд 18 (самооценка)
– Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно?
– Почему?
– Что нового вы узнали?
– Где вам могут пригодиться эти знания и умения?
– Пришло время оценить свои знания и умения.
От чего зависит написание Ь в соетаниях ТСЯ, ТЬСЯ
При написании глаголов



«5» Всё понял(а) и могу объяснить другому
«4» Всё понял(а), но объяснить другому не могу
«3» Я не понял(а) ничего
15. Домашнее задание

1 мин.
Слайд 19
(домашнее задание)
Ребята, домашнее задание вы можете выбрать себе сами. Вам предлагается 2 варианта, вы выбираете то, которое вам больше понравилось:
1. Запишите по 10 глаголов на тся и
ться.
2. Найдите и запишите 5 пословиц, в которых есть слова с сочетаниями -ТСЯ или -ТЬСЯ.
 

Список используемой литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку О. Узорова, Е.А. Нефёдова. Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями 3-4 кл. Н.В. Лободина
  2. Формирование здорового образа жизни у младших школьников Т.Н. Захарова, Т.Н. Суровикина
  3. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка Т.В. Розе
  4. Учебник русского языка под редакцией С.В. Иванова