Цель:
Образовательные:
- знакомство с особенностями правописания глаголов
- формирование навыков правильного написания глаголов на –тся и –ться
Развивающие:
- обогащение словарного запаса детей
- развитие логического мышления, познавательной активности обучающихся
- развитие умения обучающихся работать в паре, группе
Воспитывающие:
- воспитание трудолюбия, уважения друг к другу
Задачи:
- познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
- формировать умение находить правильное условие выбора правописания -тся и -ться в глаголах
- развивать орфографическую зоркость;
- приобщать детей к истокам народной мудрости (пословицы).
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, листы бумаги, клей, конверт с разрезанными пословицами.
Ход урока
Этапы урока, время | Содержание урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. Организационный момент. Настрой на успех: 1 -2 мин. |
Громко прозвенел звонок, Он позвал нас на урок. Парта у меня в порядке: И учебник, и тетрадки. Я настроился, готов Слушать следующий урок. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Я всё умею, у меня всё получится» |
Приветствие | Приветствие |
2.
Актуализация знаний 3 мин. |
– Какую часть речи мы начали изучать? – Что такое глагол? – На какие вопросы отвечает глагол? – Что обозначает? – Каким членом предложения чаще всего является? |
Глагол Это часть речи Что делает? Что сделает? и другие подобные вопросы Действие и состояние предмета Сказуемым |
|
3.
Введение в тему. Постановка проблемной ситуации. 6 мин. |
Один ученик вызывается к доске, записывает глаголы под диктовку, остальные выполняют это задание в тетради: Слайд 2 Приложение «Проверь себя» |
Улыбается — улыбаться смеются — смеяться испугается — испугаться – Проверьте свои записи с образцом. – У всех ли так же написаны слова? – Почему же так вышло? Ведь задание было для всех одно, а выполнили его по-разному? |
Нет, записи одинаковы не у всех Мы не знаем правил написания глаголов с данными сочетаниями |
4.
Наблюдение над правописанием -тся и
-ться. 5 мин. |
– Прочитайте первые слова в каждой паре. – Подчеркните сочетания последних букв в каждом слове. – Эту же работу проделайте со вторыми слова каждой группы. |
Улыбается, смеются, испугается ТСЯ улыбаться, смеяться, испугаться ТЬСЯ |
|
5.
Сообщение темы |
Слайд 3 | А теперь подумайте, какая тема нашего урока? | Правила написания глаголов с ТСЯ, ТЬСЯ |
6.
Целеполагание 1 миню |
Слайд 4 |
– Сформулируйте цели нашего урока, используя опорные слова: * Сегодня на уроке мы узнаем ….. * будем учиться применять …. |
Правила правописания глаголов с ТСЯ, ТЬСЯ эти правила на письме |
7.
Открытие нового знания 3 мин. |
Слайд 5 (вывод) Работа с рубрикой «Тайны языка» Учебник русского языка 4 класса под ред. С. В. Иванова стр. 100. |
– Давайте вернёмся к нашим словам: задайте вопросы к первым словам каждой пары. – Обратите внимание при этом на правописание сочетаний букв на конце этих слов. – Задайте вопросы ко вторым словам каждой пары. – Так же обратите внимание на правописание сочетаний букв на конце этих слов. – Какой вывод можно сделать? – А теперь, давайте проверим наши выводы с учебником. с. 100. Рубрика «Тайны языка» |
Что делает? Что делают? -ТСЯ Что делать? -ТЬСЯ Если глагол отвечает на вопрос Что делать?, то в слове пишется Ь (ТЬСЯ). А если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что делают?, то Ь не пишется (ТСЯ) |
8.
Первичное закрепление. Работа с комментированием 5 мин. |
Слайд 6 (задание) Белый снег пушистый в воздухе кружит...ся и на землю тихо падает, ложит...ся. Солнце уже опускает...ся к горизонту, и далеко разливают...ся его лучи. Путешественники долго не могли успокоит...ся. Туман начинает клубит...ся над водой. Хорошее, доброе, долго помнит...ся, а плохое, к счастью, забывает...ся. Попробуй напит...ся из родника – и ты почувствуешь силу земли. [1] |
Выпиши глаголы, на конце которых есть сочетания — тся или — ться. Вставь, где это необходимо Ь Когда пишется на конце глаголов -тся, а когда -ться? |
кружится ложится опускается разливаются успокоиться клубиться помнится забывается напиться Если глагол отвечает на вопрос Что делать?, то в слове пишется Ь (ТЬСЯ). А если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что делают?, то Ь не пишется (ТСЯ) |
9.
Физминутка 2 мин. |
Слайд 7 А сейчас все тихо встали, Глазки наши ведь устали, Глазки видят все вокруг, Обведем мы ими круг. Глазкам видеть все дано: Где окно, а где кино, Обведем мы ими круг, Поглядим на мир вокруг, Поморгаем, тихо сядем.[2] |
||
10.
Работа в парах. «Собери пословицы» 4 мин. |
Слайд 8 (задание) Дело …. мастера боит...ся . Кто любит трудит...ся, .... тому без дела не сидится. Любишь катат...ся, … люби и саночки возить. Друзья … познают...ся в беде. [3] Дети собирают пословицы и наклеивают их на лист бумаги Слайд 9 (проверка) |
– Давайте вспомним, что такое пословица? – А знаете ли вы пословицы? – Вот сейчас и проверим. Соберите наклейте пословицы на лист бумаги, подчеркните орфограмму – Ребята, среди пословиц, которые вы собрали, назовите пословицы о труде. – Как вы понимаете их смысл? |
Пословица — это народная мудрость (один из жанров устного народного творчества) Дело мастера боится. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Объясняют смысл пословиц |
11.
Физминутка «Девочки — мальчики» 2 мин. |
Слайд 10 Учитель называет глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь. |
ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ПОЛУЧИТСЯ, КАТАТЬСЯ, ПРОБЕЖАТЬСЯ | |
12.
Творческая разминка (групповая работа) 5 мин. |
Слайд 11 (задание) Болит переноси..., собрание переноси..., чистая води..., не стоит с ним вози...., острая спи..., ему не спи... [4] Слайд 12 «Проверка» Слайд 13 (вывод) |
У вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова. Ваша задача — распределить эти слова на 2 группы в зависимости от правописания -ЦА или -ТСЯ, ТЬСЯ. – Сделайте вывод: на конце какой части речи слышится и пишется ЦА? – А на конце какой части речи слышится ЦА, а пишется ТСЯ или ТЬСЯ? – Отчего зависит написание Ь в этих сочетаниях? |
У имён существительных У глаголов Если глагол отвечает на вопрос Что делать?, то в слове пишется Ь (ТЬСЯ). А если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что делают?, то Ь не пишется (ТСЯ) |
13.
Самостоятельная работа (по группам) 4 мин. |
Слайд 14 (задание) 1 группа — Отметьте «крестиком» правильное написание сочетания -ТСЯ, -ТЬСЯ в словах купает...ся, влит...ся, купат...ся, влюблят...ся, возвышает....ся, веселят...ся, соревноват...ся, боит...ся, соревнуют...ся, грет...ся, переписыват...ся, слышит...ся Слайд 15 (задание) 2 группа: Запишите нужное слово: А) Сердится-сердиться. Если я опоздаю к обеду, бабушка будет ________. Собака ________ и рычит на кошку. Б) Учиться-учится. Катя ________ на одни пятерки. Мне очень нравится ________ в школе. В) Ссориться-ссорится. Я больше никогда ни с кем не буду ________. Вася часто ________ с одноклассниками. [5] Слайд 16 (1 группа —самопроверка) Слайд 17 (2 группа – самопроверка) |
Слайд для самопроверки Слайд для сасопроверки |
|
14. Подведение итогов урока. Рефлексия 2 мин. |
Слайд 18 (самооценка) |
– Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно? – Почему? – Что нового вы узнали? – Где вам могут пригодиться эти знания и умения? – Пришло время оценить свои знания и умения. |
От чего зависит написание Ь в соетаниях ТСЯ, ТЬСЯ При написании глаголов «5» Всё понял(а) и могу объяснить другому «4» Всё понял(а), но объяснить другому не могу «3» Я не понял(а) ничего |
15.
Домашнее задание 1 мин. |
Слайд 19 (домашнее задание) |
Ребята, домашнее задание вы можете выбрать себе сами. Вам предлагается 2 варианта, вы выбираете то, которое вам больше понравилось: 1. Запишите по 10 глаголов на тся и ться. 2. Найдите и запишите 5 пословиц, в которых есть слова с сочетаниями -ТСЯ или -ТЬСЯ. |
Список используемой литературы:
- Справочное пособие по русскому языку О. Узорова, Е.А. Нефёдова. Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями 3-4 кл. Н.В. Лободина
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников Т.Н. Захарова, Т.Н. Суровикина
- Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка Т.В. Розе
- Учебник русского языка под редакцией С.В. Иванова