Цели:
- Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
- Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.
- Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.
- Активизация творческого потенциала учеников.
- Порядок проведения.
- Организационный момент.
- Театрализованные представления с элементами игры.
- Совместное чаепитие участников праздника и гостей.
Оборудование и материалы:
- Оформление сцены под убранство русской избы, утварь. Изделия народных промыслов.
- Выставка работ учащихся по теме «Русское народное искусство».
- Народные костюмы и украшения для артистов.
- Музыкальное оформление.
- Различные поделки из глины, ниток, ткани, дерева.
Зал украшен работами учащихся по теме «Русское народное искусство».
- Эскизы росписи посуды по мотивам Хохломы.
- Эскизы изделий с росписью по мотивам Гжель.
- Эскизы росписи разделочных досок по мотивам Городца.
- Лепные дымковские игрушки и свистульки.
- Эскизы подносов с Жостовской росписью.
Ход урока
Зал украшен полотенцами, керамикой, вышивкой и т. п. Оформлены выставки с репродукциями и изделиями Хохломы, Гжели, Дымково, Жостово и т. д.
I. Вводная часть урока.
Ученики входят в класс под русские наигрыши, садятся за свои рабочие места.
Входит грустная девочка.
Учитель:
Как же весело у нас,
Ноги сами рвутся в пляс.
Ну, а что ты грустной стала.
Сон плохой ты увидала.
Девочка:
Во сне я видела цветы
Небывалой красоты!
Там девушки с цветами пляшут
Кони дивные там скачут,
Волшебные птицы летают
Цветы в гирлянды заплетают.
Где найти мне те цветы
Небывалой красоты.
Может, мне поможете?
Учитель (задумавшись, качает головой, потом вспоминает) :
Что нам попусту гадать?
Карту надо нам достать.
(обращает внимание на карту).
Так выглядит на карте наша Родина – Россия.
На карте много рек, озер; есть пустыни, леса, горы. Здесь много городов, поселков, деревень. В них живут красивые, добрые, талантливые люди. В каждом районе люди занимаются своим делом: добывают уголь, плавят сталь, делают машины, изготавливают знаменитые игрушки, красивую посуду. Столица Родины – город герой Москва.
Рубинами звезды кремлевские светят.
В серебряных елях проносится ветер,
Играют куранты, и голос Кремля
Давно уже знает планета Земля.
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина» (К. Д. Ушинский)
1 ученик:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
2.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
3.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
4.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за 10 дней –
И то едва домчится
(Н. Забила)
Девочка:
Как огромна и красива
Наша Родина – Россия!
Как всю страну мне обойти?
Цветок заветный как найти?
Учитель:
Попусту не убивайся,
В путь – дорогу собирайся,
Пойдет с тобою старший брат,
Помочь тебе он будет рад.
Он географию изучает,
Карты хорошо читает.
Мальчик (указкой показывает г. Гжель):
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…
(П.Синявский)
(исполняется танец или песня «Гжель»)
Учитель:
Посмотри скорее,
Уж, цветы не те ли?
Девочка: (грустно качает головой)
Очень – очень хороши
Эти синие цветы
Только мне милей другие –
Розовые, голубые.
Мальчик: (на карту)
Смотри, здесь протекает речка,
Там есть дивное местечко.
Там цветут цветы
Удивительной красы.
Цветут не на зеленом лужочке
А на белом снежочке.
Герани да петуньи.
На ярмарке «Свистунье»
Учитель: Мы с вами оказались на берегу реки Вятка. Здесь стоит город, и называется он тоже Вятка. Здешние мастера делают и расписывают глиняную игрушку. Вот такую. Как она называется
Дети: Дымковская.
Ученик:
Есть в России речка, речка небольшая,
Берега крутые – глина золотая.
Мастерицы глину в ладонях раскатают,
Вылепят игрушку – детишек забавляют.
В белый цвет покрасят, узоры нарисуют.
Точки да полоски – просто и красиво.
Вятская игрушка – Дымковское чудо.
Нежно взор ласкает, гордятся ею люди.
(А.Чусовская)
(исполняется танец)
Учитель:
Может быть, цветочки эти
Ты во сне видала?
Девочка:
Хороши цветочки –
Точки, черточки, полоски.
Только мне милей другие –
Затейливые, непростые.
Учитель:
Ступай-ка вверх по речке,
Там есть одно местечко.
Женщины там шали надевают,
На них букеты расцветают.
Ученик:
Павлопосадские тонкие шали
Любую девушку украшали.
По яркому полю цветы разбежались,
Венком на краешке задержались.
Розы, ромашки, бутоны и листья
В хороводе стали кружиться,
Девчонки наденут платки на головку,
Уголочки на шее подвяжут ловко.
Каждый скажет, нет на свете красивей
Девушек в шалях цвета России
(А. Чусовская)
(«Танец с платками»)
Учитель:
Может, хватит ноги бить
И тебе пора забыть
Эти дивные цветы
Небывалой красоты.
Девочка:
Все же, нет, прости,
Все же я хочу найти
Эти дивные цветы
Небывалой красоты.
Учитель: Это река Волга. Это очень красивая, полноводная река. Много песен и стихов посвятили поэты и композиторы этой реке.
Ой, ты, Волга, Волга – реченька,
Ой, река ли ты, красавица!
По лугам ты льешься – стелешься,
По пескам бежишь торопишься.
Давайте зайдем в этот город. Это город Семеново, а рядом с ним деревенька Семино. Это родина Хохломы. На свет весь прославилась хохломская деревянная посуда. Она необыкновенна по форме и отличается своей росписью.
Ученик:
Хохломская роспись, алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелестки, шелковые всплески
Солнечно – медовой, золотой листвы.
Роспись хохломская, словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша чудо Хохлома.
(танец с ложками)
Ученица: Ох, узоры хороши –
Девочка:
Ложки, поставцы, ковши!
Только мне нужны другие –
Розовые, голубые.
Учитель:
Всего шесть (пять) кукол деревянных
В веселых ярких сарафанах
В классе весело живут
Всех матрешками зовут.
Исполняется танец «Матрешки»
Матрешка:
Есть у нас в стране местечко,
Где расписывают дощечки,
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
Гирлянды птицы собирают,
Кони гривами играют.
Вы по Волге вниз спуститесь
На крутой берег поднимитесь
Вас встретит, как родной отец.
Славный город Городец.
Матрешка:
У нас на каждой лавочке
Розаны да купавочки.
Здесь «сытый» конь копытом бьет
В седле всадника везет.
Птицы райские летают
Цветы в гирлянды заплетают.
И ласкают наши взоры
Городецкие узоры.
Девочка:
Наконец, нашла цветы
И облюбовала.
Краски я потом взяла
И нарисовала.
II. Основная часть урока.
1. Игра-конкурс «Лучшие знатоки городецкой росписи».
Вопросы:
- Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву? (по дереву).
- Как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать городецкий художник? (Замалевок)
- Чем завершается работа художника над цветком? (Оживкой).
- Какой цвет обязательно должен присутствовать в каждом элементе городецкой росписи? (Белый).
- Какие элементы, кроме цветов и листьев, изображают городецкие мастера в своих росписях? (Птиц, коней, барышень, кавалеров, сценки из жизни и т.д)
- Почему городецкая роспись так называется? (Потому что появилась в городе Городец Нижегородской области.)
- Как называется нерасписанное деревянное изделие? (Белье).
- Как правильно сказать: художник «рисует» или «пишет»?
- Выберите из предложенных изделий то, которое расписано городецкой росписью (учитель показывает либо предметы, либо репродукции).
2. Практическая работа. Выполнение цветочной композиции.
Учитель. Вы знаете: городецкие художники в своих работах пишут цветы, листья, коней, птиц. Людей, архитектуру. Объединяясь, элементы образуют композиции.
Сегодня вы познакомитесь с тремя видами цветочной композиции.
(Учитель демонстрирует учащимся различные виды композиции: «Букет», «Ромб», «Полоса»; дает краткое их описание).
- Ребята, какое сегодня число? Какой праздник скоро будет? Чей это праздник? (день матери)
- Как вы думаете, какой подарок для мамы дороже: купленный или сделанный вашими руками?
- Так что мы сегодня будем делать?
- Правильно, подарок маме. Мы будем с вами расписывать деревянную заготовку. Это может быть панно – его хорошо повесить на стену и любоваться, а можно использовать как разделочную доску.
Сейчас вы получите деревянные заготовки. Задание у вас будет следущее:
- те, у кого на дощечке в карандаше начата композиция «Букет», дополняют ее листочками и работают в цвете;
- ребята, у которых нет рисунка в карандаше, составляют любую из композиций, которая понравилась.
Вы можете начать выполнение работы в карандаше, потом продолжить в цвете, а можете сразу приступить работать над рисунком в цвете.
У всех на дощечках намечен центр, горизонтальная и вертикальные оси, которые помогут вам в работе.
Приступаем к работе. А чтобы было веселее работать, включаем музыку. (Учащиеся выполняют задание).