Способы подбора проверочных слов для названий предметов: изменение числа проверяемого слова

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • образовательная: раскрыть сущность проверки орфограмм корня в словах-названиях предметов изменением их числа; учить пользоваться этим приемом
  • развивающая: развивать мобильность и самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, активности на уроке
  • воспитательная: вызвать потребность в получении знаний, привитие интереса к предмету

Оборудование:

  • Печатные плакаты на доску
  • Картинки в виде капель
  • Наклейки-капельки каждому ученику
  • Мультимедийная презентация (5 слайдов)
  • Учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко,2009
  • Рабочие тетради
  • Музыкальное сопровождение

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Психологический настрой.

(цель: включить учащихся в деятельность)

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной про себя: Я в школе. Я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Откройте глаза.

- Приготовьте тетради для работы. (дети записывают число, классная работа)

- Я прошу вас помочь мне оценить вашу работу. Если на уроке вы были активны и правильно отвечали, то поставьте на полях своей тетрадки +

2. Актуализация опорных знаний. (цель: выявить знания по изученному материалу)

А начнем мы урок с загадки. Отгадки запишем в тетрадь.

Голодная мычит, сытая жует, всем детям молоко дает. ( дети: корова)

Что за чудо синий дом? Ребятишек много в нем! Носит обувь из резины и питается бензином. (дети: автобус)

Не ездок, в со шпорами, не сторож, а всех будит. (дети: петух)

По цвету жёлтый, по вкусу кислый, по витаминам – богатый. (дети: лимон)

Круглое, румяное с дерева достану я,

На тарелку положу: «Кушай, мамочка» -скажу. (дети: яблоко)

- Что объединяет эти слова? (дети: эти слова из словаря)

- Выделите первые буквы в этих словах. Какое слово получилось?

(дети: капля)

- Запишите это слово на следующей строчке. Пропишите это слово всю строку. Обратите внимание на нижнее соединение букв. (выполнение работы)

- Что в слове главное ? (дети: главное в слове его значение)

- А какое значение у слова капля? ( дети: частичка воды)

- Можно сразу наполнить сосуд одной каплей? ( дети :нет)

- Что необходимо сделать, чтоб наполнить сосуд? (дети: надо налить туда много капель)

- Вот и мы сегодня на уроке будем добывать знания по каплям, ведь знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не сразу. Девиз нашего урока:

Знания собираются по капле.

( на доске открываю плакат – Знания собираются по капле.)

( на доске приклеены 5 капелек)

А что вы уже знаете? Я хочу проверить. Буду брать по одной капле и задавать вам вопросы,

- ( снимает 1 каплю) Что такое родственные слова?

( Дети: родственные слова – это слова близкие по смыслу и имеющие общую часть.)

- Подберите к слову капля родственные слова.

( дети: капелька, капелюшечка, капель)

Поставьте ударение.

(снимаю 2 каплю) Что такое корень?

( дети: корень это общая часть родственных слов).

Выделите корень.

(снимаю 3 каплю). В корне какого слова есть опасное место?

( дети: в слове капель).

- Почему?

(дети: в корне безударная гласная.)

- Можно сказать, что здесь надо решать орфографическую задачу.

( дети: да.)

- (снимаю 4 каплю) Как решим ее?

(дети: найдем слово с этим же корнем, где гласная - ударная).

- Какое это слово?

( дети: капля.)

- Как называем это слово?

(дети: проверочное слово).

- И так, еще раз скажите какое слово будет проверочным, а какое проверяемым?

(дети: капель – проверяемое, капля- проверочное).

На прошлом уроке и дома вы отыскивали проверочные слова в семьях слов, уже собранными авторами учебников. А можете ли вы сами подобрать проверочные слова. Вижу, что некоторые затрудняются. Как вы думаете, а на какой вопрос мы с вами будем искать ответ на нашем уроке?

(дети: будем искать проверочные слова)

3. Открытие нового знания и способов действия.(цель: организовать совместное открытие нового знания)

- Тема нашего урока: (открываю плакат), читаем хором:

- КАК ИСКАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА ДЛЯ КОРНЯ? (снимаю 5 каплю)

- Приготовьте учебники стр. 37.упр.355

Ученик читает текст.

Ученик читает 1 вопрос. (дети – б/уд.гласная)

Учение читает 2 вопрос ( Дети: названия предметов)

- Это родственные слова или изменение слов.?

(дети: изменение слов).

- Кто заметил ,как изменилось слово, чтобы стать проверочным?

(дети: изменилось число.)

- Как изменилось?

(дети: сосна – ед.ч. сосны– мн.ч.)

- Какой вывод можно сделать?

(дети: Чтобы найти проверочное слово, надо

изменить число слова, если оно в ед.ч. то надо изменить его в мн.ч).

- Вашу мысль я запишу так:

( на доске: Ед.ч.   мн.ч.) А теперь немного отдохнем.

ПРОВОДИТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Интересно, а бывает ли наоборот, если число в мн.ч и чтобы его проверить надо изменить на ед ч. ( на доске: Мн.ч.  Ед.ч) Хотите это проверить?

(дети: да)

- Посмотрим упр.357 (идет работа с упражнением)

- Давайте еще раз проговорим наше открытие:

Чтобы проверить безударную гласную. в корне слова, надо изменить его число, если ед. то сделать мн. И наоборот.

- Итак. Запоминаем. ( на доске плакат – алгоритм)

1 шаг Найду «опасное» место в слове

2 шаг Изменю число

3 шаг Напишу правильно

- Я добавлю, что этот способ нужен для слов, которые называют названия предметов.

Значит этот способ подбора проверочных слов мы будем применять для слов- названий предметов и дома выполните упражнение 358

4. Применение новых знаний. (цель: организовать применение новых знаний, организовать выполнение самостоятельной работы)

- А теперь когда мы узнали этот способ, давайте потренируемся.

Внимание на экран.

1 слайд – как подобрать проверочные слова

2 слайд - измени число

3 слайд – читай слово, измени число, назови букву (ед.ч. –мн.с)

4 слайд - читай слово, измени число, назови букву (мн.ч.-ед.ч)

5 слайд – выполни самостоятельную работу

5. Самооценка. и контроль (цель: выявить уровень активности учащихся)

- Кто легко справился с заданием? Кому было немножко трудно?

- А теперь подведем итог урока. У кого пять +? Вам оценка 5. 4+-оценка 4.

6. Рефлексия. (цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности)

- Что на уроке сегодня вы учились делать?

(дети :искали проверочные слова для корня)

- Удалось нам отыскать ответ на вопрос? (дети: да)

- Для чего вам нужно это знание? (дети: чтобы научиться писать без ошибок)

- Вы сегодня помогли мне наполнить сосуд знаний. Вот он.

(достаю сосуд с приклеенными каплями)

У вас на парте капельки. Одна белая, другая синяя. Если вы сегодня наполнились частичкой знания, то отдайте мне в сосуд синюю каплю, а если вы думаете, что не очень, то белую.

(Учитель передает на каждый ряд плакат с нарисованной большой каплей.

Ученик прикрепляет свою капельку и передает следующему. Звучит музыка)

Учитель делает вывод о каплях.

- С каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается- не огорчайтесь, ведь впереди еще много открытий и стоит только захотеть, как они обязательно вам откроются.

Спасибо всем за урок.