Цель урока:
- образовательная: раскрыть сущность проверки орфограмм корня в словах-названиях предметов изменением их числа; учить пользоваться этим приемом
- развивающая: развивать мобильность и самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, активности на уроке
- воспитательная: вызвать потребность в получении знаний, привитие интереса к предмету
Оборудование:
- Печатные плакаты на доску
- Картинки в виде капель
- Наклейки-капельки каждому ученику
- Мультимедийная презентация (5 слайдов)
- Учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко,2009
- Рабочие тетради
- Музыкальное сопровождение
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Психологический настрой.
(цель: включить учащихся в деятельность)
- Здравствуйте, ребята!
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной про себя: Я в школе. Я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Откройте глаза.
- Приготовьте тетради для работы. (дети записывают число, классная работа)- Я прошу вас помочь мне оценить вашу работу. Если на уроке вы были активны и правильно отвечали, то поставьте на полях своей тетрадки +
2. Актуализация опорных знаний. (цель: выявить знания по изученному материалу)
А начнем мы урок с загадки. Отгадки запишем в тетрадь.
Голодная мычит, сытая жует, всем детям молоко дает. ( дети: корова)
Что за чудо синий дом? Ребятишек много в нем! Носит обувь из резины и питается бензином. (дети: автобус)
Не ездок, в со шпорами, не сторож, а всех будит. (дети: петух)
По цвету жёлтый, по вкусу кислый, по витаминам – богатый. (дети: лимон)
Круглое, румяное с дерева достану я,
На тарелку положу: «Кушай, мамочка» -скажу. (дети: яблоко)
- Что объединяет эти слова? (дети: эти слова из словаря)
- Выделите первые буквы в этих словах. Какое слово получилось?
(дети: капля)
- Запишите это слово на следующей строчке. Пропишите это слово всю строку. Обратите внимание на нижнее соединение букв. (выполнение работы)
- Что в слове главное ? (дети: главное в слове его значение)
- А какое значение у слова капля? ( дети: частичка воды)
- Можно сразу наполнить сосуд одной каплей? ( дети :нет)
- Что необходимо сделать, чтоб наполнить сосуд? (дети: надо налить туда много капель)- Вот и мы сегодня на уроке будем добывать знания по каплям, ведь знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не сразу. Девиз нашего урока:
Знания собираются по капле.
( на доске открываю плакат – Знания собираются по капле.)
( на доске приклеены 5 капелек)
А что вы уже знаете? Я хочу проверить. Буду брать по одной капле и задавать вам вопросы,
- ( снимает 1 каплю) Что такое родственные слова?
( Дети: родственные слова – это слова близкие по смыслу и имеющие общую часть.)
- Подберите к слову капля родственные слова.
( дети: капелька, капелюшечка, капель)
Поставьте ударение.
(снимаю 2 каплю) Что такое корень?
( дети: корень это общая часть родственных слов).
Выделите корень.
(снимаю 3 каплю). В корне какого слова есть опасное место?
( дети: в слове капель).
- Почему?
(дети: в корне безударная гласная.)
- Можно сказать, что здесь надо решать орфографическую задачу.
( дети: да.)
- (снимаю 4 каплю) Как решим ее?
(дети: найдем слово с этим же корнем, где гласная - ударная).
- Какое это слово?
( дети: капля.)
- Как называем это слово?
(дети: проверочное слово).
- И так, еще раз скажите какое слово будет проверочным, а какое проверяемым?
(дети: капель – проверяемое, капля- проверочное).
На прошлом уроке и дома вы отыскивали проверочные слова в семьях слов, уже собранными авторами учебников. А можете ли вы сами подобрать проверочные слова. Вижу, что некоторые затрудняются. Как вы думаете, а на какой вопрос мы с вами будем искать ответ на нашем уроке?
(дети: будем искать проверочные слова)
3. Открытие нового знания и способов действия.(цель: организовать совместное открытие нового знания)
- Тема нашего урока: (открываю плакат), читаем хором:
- КАК ИСКАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА ДЛЯ КОРНЯ? (снимаю 5 каплю)
- Приготовьте учебники стр. 37.упр.355
Ученик читает текст.
Ученик читает 1 вопрос. (дети – б/уд.гласная)
Учение читает 2 вопрос ( Дети: названия предметов)
- Это родственные слова или изменение слов.?
(дети: изменение слов).
- Кто заметил ,как изменилось слово, чтобы стать проверочным?
(дети: изменилось число.)
- Как изменилось?
(дети: сосна – ед.ч. сосны– мн.ч.)
- Какой вывод можно сделать?
(дети: Чтобы найти проверочное слово, надо
изменить число слова, если оно в ед.ч. то надо изменить его в мн.ч).
- Вашу мысль я запишу так:
( на доске: Ед.ч. мн.ч.) А теперь немного отдохнем.
ПРОВОДИТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Интересно, а бывает ли наоборот, если число в мн.ч и чтобы его проверить надо изменить на ед ч. ( на доске: Мн.ч. Ед.ч) Хотите это проверить?
(дети: да)
- Посмотрим упр.357 (идет работа с упражнением)
- Давайте еще раз проговорим наше открытие:
Чтобы проверить безударную гласную. в корне слова, надо изменить его число, если ед. то сделать мн. И наоборот.
- Итак. Запоминаем. ( на доске плакат – алгоритм)
1 шаг Найду «опасное» место в слове
2 шаг Изменю число
3 шаг Напишу правильно
- Я добавлю, что этот способ нужен для слов, которые называют названия предметов.
Значит этот способ подбора проверочных слов мы будем применять для слов- названий предметов и дома выполните упражнение 358
4. Применение новых знаний. (цель: организовать применение новых знаний, организовать выполнение самостоятельной работы)
- А теперь когда мы узнали этот способ, давайте потренируемся.
Внимание на экран.
1 слайд – как подобрать проверочные слова
2 слайд - измени число
3 слайд – читай слово, измени число, назови букву (ед.ч. –мн.с)
4 слайд - читай слово, измени число, назови букву (мн.ч.-ед.ч)
5 слайд – выполни самостоятельную работу
5. Самооценка. и контроль (цель: выявить уровень активности учащихся)
- Кто легко справился с заданием? Кому было немножко трудно?
- А теперь подведем итог урока. У кого пять +? Вам оценка 5. 4+-оценка 4.
6. Рефлексия. (цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности)
- Что на уроке сегодня вы учились делать?
(дети :искали проверочные слова для корня)
- Удалось нам отыскать ответ на вопрос? (дети: да)
- Для чего вам нужно это знание? (дети: чтобы научиться писать без ошибок)
- Вы сегодня помогли мне наполнить сосуд знаний. Вот он.
(достаю сосуд с приклеенными каплями)
У вас на парте капельки. Одна белая, другая синяя. Если вы сегодня наполнились частичкой знания, то отдайте мне в сосуд синюю каплю, а если вы думаете, что не очень, то белую.
(Учитель передает на каждый ряд плакат с нарисованной большой каплей.
Ученик прикрепляет свою капельку и передает следующему. Звучит музыка)
Учитель делает вывод о каплях.
- С каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается- не огорчайтесь, ведь впереди еще много открытий и стоит только захотеть, как они обязательно вам откроются.
Спасибо всем за урок.