Методическая разработка конкурсно-игровой программы "Бабушкины посиделки"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Введение

Без игр и развлечений невозможно представить жизнь ребенка. В современном, постоянно меняющимся мире, на ребенка обрушивается огромный поток информации, стремительный темп и череда нескончаемых дел. И проводимые праздники, игры и развлечения помогают детям расслабиться, отдохнуть, набраться положительных эмоций.

Проводимые игровые, развлекательные мероприятия мы используем для решения следующих задач:

  • активизация познавательного интереса;
  • развитие коммуникабельности;
  • создание условий для творческого самовыражения;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • создание позитивного психологического климата в коллективе.

Данная конкурсно-развлекательная программа рассчитана для детей 8 класса.

Методический материал

Для проведения данной конкурсно-развлекательной программы требуется:

  • помещение для проведения конкурсной программы;
  • помещение с духовым шкафом для выпечки пирога;
  • ингредиенты для выпечки (слоеное тесто, яблочное варенье);
  • карточки с заданиями для проведения конкурсов «Приятного аппетита»,

«Овощной парад», «Мы – артисты».

Практическая часть

Цели: Формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях.

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями приготовления слоеного теста;
  • закрепить навыки работы с тестом ,развивать словарь детей.
  • создать атмосферу доброжелательности и творчества.

Ход мероприятия

Детей встречает бабушка.

Бабушка. Здравствуйте ребята! Проходите. Собрались мы с вами на посиделки. А кто знает, что же это такое? (ответы детей). Посиделки в старой русской деревне – это вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким-нибудь занятием, ручной работой, играми. У вас сейчас каникулы. Поэтому я вас пригласила на бабушкины посиделки. Будут у нас игры. А чем еще будем заниматься, отгадайте сами.

1 загадка:

Я румяную Матрешку от подруг не оторву.
Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву
(яблоко)

2 загадка:

Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом
(тесто)

Бабушка. Догадались, чем сейчас с вами будем заниматься? Конечно же, мы будем печь пирог. А начинка для нашего пирога – яблочное варенье. Почему с яблочным? Вы в течение предыдущего учебного года учились ухаживать за деревьями яблони, вели борьбу с болезнями и вредителями яблони и собрали хороший урожай яблочек, и, конечно же, яблоко – очень полезный фрукт, в нем очень много витаминов.

Бабушка. Кто знает, какое тесто бывает? (ответы детей). Правильно, тесто бывает дрожжевое, песочное, слоеное. И мы будем печь пирог из слоеного теста. Для приготовления простого слоеного теста потребуется: мука, масло, соль, кислота лимонная или 9% уксус. Запишите, как замесить тесто. 2 стакана муки просеять горкой, 200 г. масла методично и быстро изрубить ножом с мукой. Полученную крошку собрать горкой, присолить, влить ½ стакана воды с 1 ст.ложкой лимонного сока или уксуса и быстро замесить тесто. Полученный тугой колобок теста положить на 1 час в холодильник. Запомните, не в морозильник, а на холод. Из такого теста можно печь пироги, печенье, торты.

А мы будем печь из уже приготовленного теста. Перед приготовлением надо вымыть руки, надеть фартуки. Подготовим противень. Его смочим водой. Одна группа раскатывает пласты теста и перелаживает его на противень, другая группа выкладывает начинку и сверху защипывает. (Дети готовят пирог)

А пока наш пирог печется в духовке, мы с вами поиграем. Вам надо распределиться на 2 команды. Названия командам выбирайте сами, но при выборе названия не забудьте, что разговор у нас сегодня на кулинарную тему. Оценивать игру будет жюри.

1 конкурс «Пальчики оближешь»

Отвечаете на вопросы. За каждый правильный ответ 3 бала.

  1. Изготовление какого продукта никогда не удается с первой попытки? (первый блин комом)
  2. Что можно приготовить и молока? (кефир, сметану, творог, масло, сыр, йогурт)
  3. Какие орехи человек с давних пор потребляет в пищу? (фундук, фисташки, миндаль, арахис, кедровые, грецкие орехи, кокосы)
  4. Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского слова «голова». (капуста)
  5. Как называется национальное русское блюдо, которое в словаре определяется как «маленькие пирожки с мясом или другой начинкой, сваренные в кипящей воде»? (пельмени, вареники)
  6. Однолетнее травянистое огородное растение, употребляемое в качестве приправы? (укроп)
  7. Как называется набор столовой или чайной посуды? (сервиз)
  8. В воде родится, а воды боится? (соль)
  9. Назовите самый популярный вид холодной закуски? (бутерброды)
  10. Как называется овощ, пюре из которого добавляют в тесто для приготовления «красной лапши» (морковь)

2 конкурс «Приятного аппетита»

Составьте «кулинарное слово из букв, входящих в другие слова

Карточки прилагаются

Оценивается за правильный ответ 1 балл

1 группа

Пень Сила Апельсин
Рот Кафель Картофель
Грива Дно Виноград
Казак Пена Запеканка
Мель Тени Пельмени
Ток Рента Антрекот

2 группа

Суд Тень Студень
Сор Сальник Рассольник
Рис Кепи Персики
Рыба Соки Абрикосы
Нива Реки Вареники
Карта Шок Картошка

3 конкурс «Овощной парад»

Узнай растение по описанию (без подсказки или с подсказкой на выбор: от 3 до 1 бала)

Эта овощная культура – иностранка на наших полях, очень прижившаяся, но прибывшая к нам из-за океана. Её родина – горные плато Перу. Привез её в Европу на испанских кораблях в ХУ веке Христофор Колумб. Индейцы племени кечуа называли овощ «папа» и устраивали в его честь праздник урожая. Женщины наряжали овощи как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. В Европе же первое время эту культуру выращивали любители редких растений и не на грядках, а в цветочных горшках, поскольку в конце ХУ111 века это растение было еще новинкой.

Подсказка 1.

В России новинку приняли не сразу, кое-где начались бунты. Русские мужики поверили слухам, будто овощ сажать – грех, землю испортишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян в полезности овоща, а он сам. В долгие студеные зимы, когда посевы ржи вымерзли, именно плоды этой овощной культуры спасали целые семьи от голода.

Подсказка 2

Благодаря большому количеству крахмала плоды этого овоща помогают лечить желудочные заболевания.

Древние греки считали это растение пищей бедняков, поэтому людям, его употребившим, был воспрещен вход в храм Афродиты Ливийской. Тем не менее Пифагор назвал его царем среди приправ. Воины древнего Рима жевали его перед боем. В Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались.

Подсказка 1

В древнем Египте им лечили все болезни: от насморка, от зубной боли до чумы и безумия. Во время строительства египетских пирамид многочисленные рабы, содержавшиеся в ужасных условиях, избежали эпидемий потому, что в их рацион ежедневно входил этот овощ.

Подсказка 2

Это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1-2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д.

Как и картофель, это растение в Европу привезли моряки из эскадры Христофора Колумба. Для американских индейцев оно было основной пищей. Семена растений варили и жарили, готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных. Стебли служили дровами; из них тоже сооружали хижины-вигвамы. О нем слагали легенды и песни. Многие племена почитали бога Тлалок и богиню Синтеотль, которые будто бы создали это растение и научили его выращивать. Им приносили в жертву хлеб, выпеченный из семян этого растения.

Подсказка 1

От индейцев испанцы узнали, как обрабатывать поле для посева: вырыть ямки в земле, в каждую положить по рыбке, туда же несколько семян и засыпать. Зачем нужна рыба, индейцы не могли толком объяснить – отвечали, что так научил их великий бог Тлалок. Лишь со временем испанцы догадались: рыба служит удобрением.

Подсказка 2

В Европе наравне с пшеницей, рисом и картофелем это растение называют кормилицей человечества. Еще бы! Ведь все, что собрано с поля («вершки» и «корешки»), идет в дело, ничего не пропадает: стеблями и листьями кормят скот, а золотые зерна попадают на ваш стол. Если перечислить все блюда, которые можно приготовить из этой замечательной культуры, то получится толстая кулинарная книга.

С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию. Здесь более 2,5 тыс.лет назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты. Одной из наград был венок из растения, у которого ценный и корешок, и вершок, и семена. Это пряный овощ имеет «каменное» имя, т.к. в переводе с греческого означает «камень». Им называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими как камень.

Подсказка 1

Пряность широко применяют в кулинарии в качестве приправы; её добавляют в первые и вторые блюда, как правило, перед подачей на стол.

Подсказка 2

Этим именем назван персонаж русских народных кукольных представлений.

4 конкурс «Мы – артисты»

Игра на развитие творческого воображения

Максимальная оценка – 5 баллов

  1. Расскажите стихотворение А. Барто «Идет бычок, качается», изобразите ситуации, в которых вы:
    А) испугались собаки;
    Б) хвастаетесь перед ребятами

  2. Зоологические прыжки: попробуйте попрыгать так, как это делают
    А) воробьи и кенгуру
    Б) лягушки и кузнечики

  3. Придумайте автобиографию сказочных героев:
    А) Кота в сапогах;
    Б) Медведя
    Не забудьте сообщить: где и когда родился, кто родители, какую школу закончил, есть ли среднее или высшее образование, где и в качестве кого работал, в каких войсках служил, наличие наград.

Сейчас жюри подведет итоги.

(подсчет баллов).

И пока жюри подводит итоги, я предлагаю поиграть в игру «Комплимент». У меня в руках «яблоко раздора». Оно некрасивое, его невозможно съесть. И сейчас мы постараемся своей добротой придать ему прежний вид. Дети становятся в круг. Ведущий пускает по кругу яблоко, в которое воткнуто множество спичек. Каждый участвующий, беря яблоко, вытаскивает спичку, говорит комплимент соседу справа и передаёт яблоко дальше по кругу. В конце игры яблоко делится между участниками.

Ребята, на этом наши посиделки не закончились. Я приглашаю вас на чаепитие с яблочным пирогом.

Выводы

Данная конкурсно-игровая программа была проведена в каникулярное время и имеет большое воспитательное значение. Кульминацией данного мероприятия стало чаепитие с испеченным пирогом.

И лучшей награды, чем разрумянившиеся лица ребят, их блестящие глаза, обмен впечатлениями, пожеланиями, невозможно и желать.

Перспективы

Перспективы работы: проведение игровых и развлекательных мероприятий совместно с родителями, т.к. надо уметь жить интересами детей. А для этого нужно активнейшее, заинтересованное участие родителей в проводимых мероприятиях воспитательного характера.

Список литературы:

  1. М.С. Коган. Игровая кладовая – Сибирское университетское издание, Новосибирск, 2007.
  2. Ю.А. Вакуленко, Р.Ш. Энсани – Семейные праздники – Волгоград: «Учитель», 2007.
  3. О.В. Белоножкина – Как быть здоровым – Волгоград: «Учитель», 2006.
  4. Газета «Педсовет» – №5, 2008.