Утро.
1. «Мамины помощники» (электроприборы) – беседа.
Программное содержание:
Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании электроприборов в истории человечества, облегчающих труд человека в быту. Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться.
2. Дидактическая игра «Загадки – отгадки»
Программное содержание:
Продолжать учить детей разгадывать загадки, направленные на развитие у детей образного и логического мышления у детей.
3. Игра «Заколдованные предметы»
Программное содержание:
Развивать навыки самоконтроля и самооценки при обследовании и выполнении задания на листе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Тема: «Чудо вещи»
Программное содержание:
Познание: познакомить детей с электричеством, расширять представления о том, где «живет» электричество (приходит в дом по электрическому проводу, сверху одетому в матерчатое платье, снизу – резиновую рубашку) и как оно помогает человеку.
Социализация, безопасность: закрепить знания детей об электроприборах, об их использовании в быту, вооружая рядом практических знаний, умений и навыков, потребность в которых ощущается в повседневной жизни; продолжать формировать правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Коммуникация: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; развивать мыслительную активность детей, поощрять умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание беречь электроэнергию.
Активизация словаря:
Электрический ток, электроприборы, провод, матерчатое платье, резиновая рубашка, нить – накаливания.
Материал:
Проволочки по количеству детей, иллюстрации с изображением розетки, дверной кнопки, пылесоса, холодильника, лампочки, настольной лампы, конверт с письмом, дидактическая игра: «Собери телефон», «Заколдованные предметы», карточки: «Правила пользования электричеством», «Электричество живет повсюду».
Предварительная работа.
Проведение опытов с неопасным электричеством: «Электрические букашки»; Рассматривание лампочки, знакомство с нитью накаливания, чтение поучительных историй «Что горит в лампочке», «Почему, если лопнет, она еще и хлопнет», используя энциклопедию «Почемучка», заучивание слов к игре «Ток бежит по проводам».
Ход непосредственно-образовательной деятельности
В – Ребята, вы сегодня, уже обратили внимание на все превращения, которые произошли в жизни человека: человек стал жить лучше по сравнению с тем, как он жил в древности. Это произошло благодаря появлению электричества.
Электричество – одно из самых важных открытий человека, оно не только приносит пользу, но и представляет собой огромную опасность. Ток обладает одним опасным качеством, в некоторых случаях провода могут загореться, и может возникнуть пожар. Поэтому с электричеством нужно обращаться очень осторожно. Ток никто не видел, но знает его каждый.
Это только мой рассказ
А что дальше впереди –
Приготовься и гляди.
(стук в дверь, заходит мальчик в костюме «электрический ток»).
Эл. ток – Здравствуйте, ребята! Я – невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею делать все: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать фабрики и заводы. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь, сказки рассказывать. Обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки». Кто я такой?
Д – Электрический ток.
В – Ребята, у вас на столе лежит электрический провод, возьмите его, мы рассмотрим, из чего он состоит.
В – Саша, что ты взял со стола?
С – Я взял электрический провод.
В – А вы знаете, для чего нужен электрический провод?
Д – (Ответы детей).
В – Давайте послушаем, что об этом расскажет электрический ток.
Эл. Ток – Прихожу я в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху он одет в матерчатое платье, под ним резиновая рубашка, а под ней проволочки. По этим проволочкам я и попадаю в приборы (рассказывает и показывает).
В – Ребята, во что одет провод сверху?
Д – Сверху провод одет в матерчатое платье.
В – Какая одежда находиться под матерчатым платьем?
Д – Под матерчатым платьем находиться резиновая рубашка.
В – А вы знаете, для чего проводу нужна резиновая рубашка? Давайте спросим у электрического тока (рассказ электрического тока).
Эл. Ток – А одета проволочка в резиновую рубашку для того чтобы я не уходил куда не следует. Мне приходиться совершать большие путешествия по улицам и городам.
В – Спасибо, тебе, электрический ток, за интересную информацию.
А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Игра называется – «Ток бежит по проводам».
Подойдите все к шнуру, посмотрите на нем узелки. Давайте представим, что это частицы электрического тока, и они бегут по проводам. Положите руки на узелки, мы превращаемся в частицы электрического тока и будем двигаться по кругу, шнур двигать нельзя, руки переставлять только на узелки.
Мы будем идти по кругу вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее, при этом произносим знакомые нам слова про электричество.
Дети, перехватывают правой и левой рукой узелки на шнуре, говорят:
«Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию несет.»
В – Ребята, теперь вы знаете, как электрический ток бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы.
Эл. Ток.– Мне пора уходить, но я с вами прощаюсь ненадолго.
В – А я хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно.
«Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем – огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется».
В – О чем эта загадка?
Д – Эта загадка о лампочке.
В – Да, это загадка о лампочке. Эта лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши квартиры, удлиняя день.
(появляется девочка в костюме лампочка)
Л – Здравствуйте, ребята! Я – электрическая лампочка. А вы хотите узнать, как я работаю, и почему лампочка светит?
Д – Хотим.
Л – За то, что я работаю, надо сказать, спасибо, электрическому току. Мчится ток по проводам, но они не светятся, потому что провода хорошо пропускают электрический ток. Но вот ток добежал до пружинки – волоска внутри лампочки. Пружинка плохо пропускает ток, поэтому и раскаляется – она называется нить накаливания. И чем больше она раскаляется, тем ярче я свечусь.
В – Ребята, кому надо сказать спасибо за то, что лампочка светит?
Д – Спасибо надо сказать электрическому току.
В – Что находиться внутри лампочки?
Д – Внутри лампочки находится пружинка.
Внутри лампочки находится нить накаливания.
В – Почему не светятся провода?
Д – Потому – что по ним быстро бежит ток.
В – А нить накаливания как пропускает ток быстро или медленно.
Д – Нить накаливания пропускает ток медленно.
В – Спасибо и тебе, лампочка за интересный рассказ.
(лампочка прощается и уходит).
В – Ребята, а каким электроприборам нужна лампочка?
Д – Лампочка нужна люстре, фонарику, машине и т.д..
В – Я предлагаю вам рассмотреть настольную лампу и узнать, нужна ли ей электрическая лампочка. Я беру за вилку электрического шнура и включаю в розетку, что произошло с лампой?
Д – Лампа включилась, загорелась лампочка.
В – Значит лампе тоже нужна электрическая лампочка.
В – Ребята, электричество, при помощи которого работают электроприборы, опасно для человека. При включении электроприборов надо соблюдать правила безопасности.
(показ карточек «правило пользования электричеством»).
-
Руки должны быть сухими.
-
Ни девочка, ни мальчик
Ни суй в розетку пальчик. -
Не держись за шнур, держись за вилку.
-
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно
Это каждый должен знать. -
Попользовавшись, не забудь выключить.
В – Вы молодцы! Усвоили правила поведения при работе с электроприборами, а я сейчас проверю. Мы поиграем в игру «Это я, это я, это вся моя семья».
Я буду называть определенные действия, а вы должны сказать делаете вы так или нет, если делаете, то произносите слова «Это я, это я, это все мои друзья», если так не делаете, должны молчать. Ну что, готовы?
-
«Кто сует в машину руки,
когда стирает мама брюки?» -
«Никогда не забываю
и утюг я выключаю». -
«Так зачем же тратить силы.
Время попусту терять.
Потяну за шнур, готово,
И не надо выключать». -
«Когда взрослые уходят,
телевизор кто включает
И на кнопки нажимает? -
Кто не отключает электроприбор,
Тот может остаться без новеньких штор». -
«Кто, прежде чем идти на свидание,
Чтоб навестить своих подруг,
Делает домашнее задание
И не забывает выключить утюг?».
В – Молодцы! Правила вы знаете. Ребята, я совсем забыла, нам сегодня в группу пришло письмо, вот оно. Я думаю, вам не составит труда догадаться от кого оно.
Д – Это письмо от Незнайки.
«Дорогие ребята, здравствуйте! Со мной каждый день происходят чудеса, которым я не могу найти объяснения. Объясните мне, пожалуйста, что за чудеса произошли со мной недавно?»
- Одна девочка пригласила меня в гости, мы поднялись с ней на второй этаж, подошли к двери. Она дотронулась до кнопки и нам открыли дверь, пригласили в гости. Что за кнопка?
Д – Это кнопка звонок.
- Она мне предложила чай, но перед этим предложила войти в ванну, там было темно, и я сильно испугался. Но Маша рассмеялась, щелкнула чем – то и стало вдруг светло. Что сделала Маша?
Д – Она щелкнула выключателем.
- Затем Машина мама поставила чайник. Через некоторое время из носика чайника пошел пар от закипевшей воды. Какой волшебник помог вскипятить чай?
Д – Этот волшебник – чайник.
- Потом мы стали играть, я так развеселился, что мне стало жарко. А Маша улыбнулась и сказала, что у нее есть волшебный ветерок. Она принесла предмет с лепестками, похожий на ветряную мельницу и лепестки завертелись, на меня подул ветерок. Как называется этот ветерок?
Д – Это вентилятор.
- После игры мы убирали квартиру. Маша сказала, что пыль нам поможет убрать слоненок. У него оказался резиновый хобот, но ушей совсем не было. Маша нажала на кнопку и слоненок загудел. Кто нам помог убрать комнату?
В – Комнату помог убрать пылесос.
- Когда комната была убрана, мы уселись на диван и смотрели мультфильм по волшебному ящику. Как называется этот волшебный ящик?
Д – Этот волшебный ящик называется телевизором.
В – Молодцы, ребята! Вы старательны и отзывчивы, помогли Незнайке.
(чтение стихотворения)
Служат всюду людям электроприборы
Утром папа бреется бритвой очень скоро,
Утюгом горячим мама платье гладит.
В холодильник сохранить все продукты ставит.
Пылесосом чистит пол и ковер от пыли,
помогает ей пылесос не тратить силы.
А стиральная машина все белье перестирает,
Сколько мылить, выжимать – электроника все знает.
Кофеварка – кофе варит, миксер – лихо крем взбивает.
Вот стоит электропечь, пироги в ней можно печь.
Электроприборы работают скоро,
Ток по проводам бежит, им помочь быстрей спешит.
В – Ребята, скажите, без чего электроприборы работать не могут?
Д – Электроприборы не могут работать без электрического тока.
В – Что будет, если в доме отключат электричество?
Д – Не будет работать телевизор.
Д – Нечего будет есть и т.д.
В – Да, ребята, электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в холодильнике продукты, показать по телевизору мультфильм, натереть пол в нашей квартире и многое другое может, поэтому электричество надо беречь. Одного он не может, он не может удержаться, чтобы не стукнуть когда его трогают. Поэтому к нему надо относиться осторожно, детям к электричеству подходить нельзя, электроприборы должны включать только взрослые. Будьте внимательны и осторожны!
Прогулка.
1. По территории детского сада.
Наблюдение за проводами.
Программное содержание:
Обратить внимание детей на то, что провода бывают не только электрические, но и телефонные; учить сравнивать их и на основе общих признаков определять происхождение их названия. Довести до сознания детей об опасности игр с электричеством.
2. Дидактическая игра «А что если бы?»
Программное содержание:
Учить адекватно оценивать предложенную конкретную ситуацию, встречающуюся в жизни, самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации. Развивать мыслительную активность.
3. Подвижная игра «Следопыты».
Программное содержание:
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, стремление к поисковой деятельности: находить объекты, связанные с электричеством; закреплять названия объектов, их назначение.
4. Сюрпризный момент – приход девочки лампочки со своими подружками лампочками – малышками, сделанными изо льда.
Программное содержание:
Воспитывать нравственно – эстетические и эстетические чувства.
5. Трудовые действия. Вырезывание из снежных пластин «Лампочки для Снежной королевы»
Программное содержание:
Дать детям дополнительные возможности художественного самовыражения; развивать фантазию, воображение, желание создавать прекрасное.
Вторая половина дня.
1. Дидактическая игра «Что в это время делает электричество».
Программное содержание:
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира, развивать представления об основных физических явлениях: не опасное – статическое электричество, опасное – молния. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. «Собери картинку».
Программное содержание:
Стимулировать, развивать у детей аналитико-синтетические функции мышления, учить создавать в воображении образы предметов, осуществляя зрительно – мысленный анализ возможного расположения частей, проверяя его практически.