Цель урока: формирование у учащихся представления о роли причастий и причастных оборотов в текстах художественного стиля.
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Причастие”.
- Активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать собственные суждения, делать выводы; развивать логическое и образное мышление.
- Приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни; учить замечать красоту природы; воспитывать любовь к Родине через любовь к окружающей природе и языку.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация к картине А.А. Пластова “Первый снег”, карточки, эпиграф к уроку.
Ход урока
1. Мотивацион - целевой этап.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Лингвистическая разминка .Игра “Прилагательное или причастие?”
- Сядет тот, кто правильно определит, какая это часть речи: прилагательное или причастие.
Лучший шахматист, мощный мотор, волнующее событие, необходимая поддержка,
встретившийся на пути,, кипящая вода, купленный на рынке.
Хотелось бы начать наш урок необыкновенно красивыми словами К.Г.Паустовского, служащими эпиграфом.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
- С чем Паустовский сравнивает русские слова?
- Ребята, как вы думаете, почему Паустовский сравнивает русские слова с драгоценными камнями?
-Да, русский язык богат, он изобилует драгоценностями. Но мало просто добыть их, надо уметь ими правильно пользоваться.
- Наш урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи.
Что делают исследователи?
Какие цели они ставят перед собой?
Действительно, вам предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их “жизнью” в тексте, увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль.
Тема урока “Роль причастий в художественном тексте”.
Слайд №1.
2. Актуализация и фиксирование затруднения в проблемном учебном действии.
Работа в парах сменного состава.
Взаимотренаж (карточки по теории)
- Части речи, признаки которых имеет причастие? (глагол, прилагательное)
- Признаки глагола у причастия?(вид, время)
- Признаки прилагательного у причастия?(род, число, падеж)
- Как называется слово, к которому относится причастие? (определяемое)
- Как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие? (действительное)
- Как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета? (страдательное)
- Какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные? (краткую)
- Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
- Каким членом предложения обычно бывают полные причастия ? ( определением)
- Каким членом предложения являются краткие причастия ? ( сказуемым)
- Как пишется слово гирлянда?
- Как пишется слово отразить?
3. Выявление места и причины затруднения.
Игра “Слышу-вижу”. Слайд №2.
Задание: составить по картинкам словосочетания и запомнить.
- Спеющий (виноград)
- Собранные (грибы)
- Пожелтевшие (листья)
- Улыбающаяся (девочка)
- Посиневший (снег)
4. Построение проекта и выход из затруднения.
Работа в группах.
- Попробуйте сейчас написать в группе автобиографию любого причастия из этих словосочетаний.
На доске: автобиография
Слово сложное, имеет 3 греческих корня: “авто”-сам, “био”-жизнь, “графо”- пишу. Не употребляется с местоимениями своя и моя. Тавтология (излишнее).
Я, причастие _____________,
обозначаю ________________, происхожу из семьи частей речи:_____ _____ и _______.
Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:____________ _______.
Я причастие _____________, ________________ времени , _____________вида.
Мать, прилагательное, подарила мне вопрос________________, свою синтаксическую роль ________________, научила изменяться по родам, числам и падежам.
Вот сейчас я стою в форме____________ рода, ___________падежа, _____________числа.
В предложении выполняю роль__________.
- Примените те знания, которые вы повторяли при работе с карточками. Я думаю, что у вас все получится. Чтение работ учащимися.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Начинает звучать мелодия А. Вивальди “Времена года”.
-
Посмотрите за окно: еще недавно на деревьях была золотистая листва, птицы громко пели свои песни, а сейчас... Что мы видим: на улице поздняя осень, опустившееся небо, наступающие холода, ожидающаяся зима. На смену теплой осени приходят холода. Такова природа. Писатели в своих произведениях сумели показать разные состояния природы.- Перед вами карточки с двумя текстами. Давайте посмотрим, как известный писатель Борис Полевой использует причастия и причастные обороты.
Сопоставительный анализ двух текстов
(у каждого на парте в группе)1)
Ядрёный морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней, густо посеребривший всё вокруг, лежал на дороге, корневищах, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья, ещё не сбросившие своих уборов, радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок, сорванный ветром, вертевшийся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком, порхающим легко и грациозно, устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела, будто устланная ситцем.2)
Ядрёный морозец сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней лежал на дороге, деревьях, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок вертелся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела.- Прочитайте текст под № 1 (чтение вслух)
- Определите стиль текста, обоснуйте ответ.
- Обратите внимание, как много глаголов в этом описании. Назовите их. Подумайте, почему их так много? (Автору необходимо показать те изменения, которые произошли от ядрёного морозца).
- Назовите эпитеты, выраженные прилагательными. Какую роль они играют? (Помогают передать красоту той картины, которая открылась человеку).
- Но ... посмотрите, как много здесь причастных оборотов! Больше, чем эпитетов - прилагательных.
Назовите их. (Называют по цепочке) Почему их так много? (Писателю важно и образную картину нарисовать, и динамику передать. Вспомните: ведь на наших глазах тайга изменяется, преображается).
Что бы произошло, изменилось бы, если бы писатель не использовал определения, выраженные причастными оборотами? Прочитайте текст № 2. Сопоставьте с первым.
- Какой текст вам больше нравится?
- Сделайте вывод из своего наблюдения.
6. Самостоятельная работа. Работа с текстом.
- Рассмотрим особенности употребления в поэтическом тексте причастий и причастных оборотов, определить их роль и значение.
На интерактивной доске стихотворный текст без знаков препинания (запятых и тире):
Дерево, шелестящее тысячами ветвей,
Корни, уходящие в глубь полей,
Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,
Цветок, благоухающий сотнями лепестков,
Чудо великое – русский язык.
(Виктор Краско “Дума о русском языке”)
Ученик у доски расставляет правильно знаки препинания, объясняя каждый случай употребления запятой и тире в стихотворении.
Анализ стихотворения
1). Выразительное чтение пятистишия (ученик).
2). Восприятие текста.
Вопросы учителя:
- Вы прочитали стихотворение. О чём оно? Сформулируйте тему данного поэтического текста. (Что такое русский язык в восприятии поэта. )
- Какие чувства у вас пробудил этот текст? (чувства гордости, восхищения тем, как чудесен, неповторим, красив наш русский язык ).
3)Прослушайте еще раз стихотворный текст ( читает учитель).
Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к этим поэтическим строчкам. Какие краски вам будут нужны? (зелёное пышное дерево, лепестки цветка могут быть и оранжевого, и красного, и голубого, и желтого, и белого, и других цветов, то есть могут быть использованы все цвета спектра).
7. Включение в систему знаний. Осмысление лингвистических средств, создание образности поэтической речи.
- У вас возникло возвышенное настроение. Вы испытываете чувство гордости за наш русский язык! Почему так произошло? Кто воздействовал на ваше настроение? (Автор)
- Как автор характеризует русский язык? Назовите существительные-слова оценки.
(дерево+ корни+лист+цветок= чудо русский язык!)
Глаголов нет! С помощью чего поэт достигает необыкновенной художественной выразительности?
Вывод: Причастия! Причастные обороты! Благодаря им создаётся яркий, зримый художественный образ.
Работа в группах.
- У поэта свои способы выражения чувств. Попробуйте в тексте найти выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы)
1 строка (1 группа)
дерево – метафора; тысячами - гипербола
Звукопись: ш, ст, щ, ч. – шероховатые звуки по характеру
2, 3 строка (2 группа) Корни, уходящие в глубь полей.
олицетворение “уходящие”, звуки Х, Щ передают движение, жизненные трудности.
3 строка:
Лист, звенящий и танцующий в тишине веков.
лист – метафора, звенящий и танцующий – олицетворения.
4 и 5 строка (3 группа)
Цветок, благоухающий сотнями лепестков; цветок – метафора.
5 строка:
Чудо великое – русский язык. Эпитет “великое” придает стихотворению особую поэтичность, образность, выразительность.
Вывод: Причастия и причастные обороты являются средством выразительности в тексте художественного стиля. Они не только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Причастия совмещают в себе свойства двух частей речи (прилагательного и глагола). Именно эта особенность придаёт предмету яркость, образность, динамичность, выразительность.
Проведение небольшого эксперимента:
прочитайте пятистишие без причастных оборотов? Что потеряло это стихотворение? (яркость, образность, выразительность, динамичность, энергичность)Вывод: Автор использует причастные обороты для того, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей.
Поразмышляем об авторе этих замечательных поэтических строк. Каким вам представляется этот человек? Какую главную мысль-идею хотел он выразить? (Поэт любит русский язык, гордится им, восхищается. Его переполняют чувства восторга и величия. Русский язык он рассматривает как “чудо великое”.)
Виктор Краско в одном предложении – тексте, благодаря причастным оборотам, образно представил русский язык как дерево, которое не мыслится без корней, листьев и цветков, как чудо (может быть, восьмое чудо света !)
Творческое задание по группам (рисование ).
Виктор Краско представил русский язык в виде дерева.
А ваше мнение. Нарисуйте! Что это? (В рисунках ученики образно представляют русский язык в виде радуги, северного сияния, солнца, необычного цветика-многоцветика...
9) Попытайтесь составить синквейн о русском языке. Чтение учащимися синквейнов.
8. Домашнее задание. Презентация ученика: А.А. Пластов и его картина “Первый снег”. Творческая работа по картине. Задание: написать сочинение- миниатюру “Природа в ожидании зимы”, употребив в нем данные причастные обороты:
- Колышущиеся на ветру
- Выпавший ночью
- Поднявшие свои вершины
- Притихшая земля
- Шелестящие листочки
- Наброшенная наскоро
12. Итоги урока. Подведем итоги урока.
- Ребята, так какова роль причастий в художественном тексте?
- Итак, в художественном описании уместно, а порой необходимо использование причастий и причастных оборотов. Несомненно, что они могут быть в высказываниях и научного, и публицистического стиля. Мы сегодня с вами ограничились лишь тем, что определили, какую роль играют они в художественных описаниях. Спасибо, ребята, за творчество, за совместное исследование. Всего доброго! Любите родной русский язык. Уважайте и берегите его.
13. Рефлексия.
- Я поверил в себя... повторил... потренировался....
- У меня все получилось....
- Урок мне понравился....
- Я знаю над чем мне работать...