Вступление
При изучении темы «Программирование» на уроках информатики часто возникает так называемая конфликтная ситуация: часть учащихся увлечена и с интересом выполняет задания, другая часть – с трудом понимает, а следовательно работает без интереса, не видя результата работы на уроке.
В своей разработке я предлагаю серию практических работ, при выполнении которых решается одна задача по технологии «от простого к сложному», что позволяет избежать этого конфликта.
На протяжении всех работ учащиеся строят, совершенствуют, исследуют модель движения снаряда (Н.Д. Угринович, Информатика и ИКТ, профильный уровень, 11 класс).
Автор учебника предлагает готовую программу. Методика проведения предлагаемых практических работ, формулировка заданий направлены , в основном, на самостоятельный поиск решений.
Важно!
Учащиеся должны не только увидеть проблему, но и предложить пути решения.
Задача учителя: совместно с учащимися обсудить, «проговорить» алгоритм решения, а затем предложить воспользоваться справочным материалом среды программирования или Интернет-ресурсами.
Цель проведения практических работ:
- развитие познавательного интереса;
- отработка ранее изученных алгоритмов;
- изучение новых возможностей языка программирования PascalABC;
- формирование универсальных учебных действий, связанных с поиском информации, необходимой для решения поставленной задачи.
Рекомендуемый возраст: 9-11 классы (зависит от профиля обучения).
На момент выполнения первой практической работы учащиеся знают:
- основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, цикл с параметром);
- операторы языка PascalABC (ввод с экрана, вывод на экран, присваивание, условный оператор, цикл с параметром)
- структуру программы.
Опыт решения задач:
- простые задачи на циклы и ветвления.
Тексты программ приведены на языке PascalABC.
Время выполнения: 20-40 минут на каждую работу (зависит от уровня знаний).
Оценивание работ: по конечному результату.
Содержание задачи
Формулируем единую задачу для всей серии практических работ:
Из пушки произвести выстрел по заданной цели. Провести анализ:
- Определить разброс по углу пуска при заданной начальной скорости снаряда.
- Определить разброс по скорости при заданном угле пуска.
Требования к модели :
- Наглядный и удобный вывод результатов.
Допущения:
- Сопротивлением воздуха можно пренебречь.
- Ускорение свободного падения считаем постоянным.
- Модель работает только в вертикальной плоскости.
Описательная модель:
X=V0*cos(a)*t;
Y=V0*sin(a)*t-gt2/2;
Практическая работа №1-5 – Приложение
Домашняя практическая работа:
- Задайте для каждой траектории «случайный цвет».
- Сформулируйте задание (ряд вопросов), которое можно выполнить, используя построенную модель.
- *Проведите моделирование : ответьте на свои вопросы.
Список источников:
- Н. Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Профильный уровен: учебник для 11 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Н.И. АМЕЛИНА, А.А. ЧЕКУЛАЕВА, М.И. ЧЕРДЫНЦЕВА. ГРАФИКА В СИСТЕМЕ PascalABC. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», 2008.