Практические работы по программированию

Разделы: Информатика


Вступление

При изучении темы «Программирование» на уроках информатики часто возникает так называемая конфликтная ситуация: часть учащихся увлечена и с интересом выполняет задания, другая часть – с трудом понимает, а следовательно работает без интереса, не видя результата работы на уроке.

В своей разработке я предлагаю серию практических работ, при выполнении которых решается одна задача по технологии «от простого к сложному», что позволяет избежать этого конфликта.

На протяжении всех работ учащиеся строят, совершенствуют, исследуют модель движения снаряда (Н.Д. Угринович, Информатика и ИКТ, профильный уровень, 11 класс).

Автор учебника предлагает готовую программу. Методика проведения предлагаемых практических работ, формулировка заданий направлены , в основном, на самостоятельный поиск решений.

Важно!

Учащиеся должны не только увидеть проблему, но и предложить пути решения.

Задача учителя: совместно с учащимися обсудить, «проговорить» алгоритм решения, а затем предложить воспользоваться справочным материалом среды программирования или Интернет-ресурсами.

Цель проведения практических работ:

  • развитие познавательного интереса;
  • отработка ранее изученных алгоритмов;
  • изучение новых возможностей языка программирования PascalABC;
  • формирование универсальных учебных действий, связанных с поиском информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Рекомендуемый возраст: 9-11 классы (зависит от профиля обучения).

На момент выполнения первой практической работы учащиеся знают:

  • основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, цикл с параметром);
  • операторы языка PascalABC (ввод с экрана, вывод на экран, присваивание, условный оператор, цикл с параметром)
  • структуру программы.

Опыт решения задач:

  • простые задачи на циклы и ветвления.

Тексты программ приведены на языке PascalABC.

Время выполнения: 20-40 минут на каждую работу (зависит от уровня знаний).

Оценивание работ: по конечному результату.

Содержание задачи

Формулируем единую задачу для всей серии практических работ:

Из пушки произвести выстрел по заданной цели. Провести анализ:

  1. Определить разброс по углу пуска при заданной начальной скорости снаряда.
  2. Определить разброс по скорости при заданном угле пуска.

Требования к модели :

  • Наглядный и удобный вывод результатов.

Допущения:

  1. Сопротивлением воздуха можно пренебречь.
  2. Ускорение свободного падения считаем постоянным.
  3. Модель работает только в вертикальной плоскости.

Описательная модель:

X=V0*cos(a)*t;

Y=V0*sin(a)*t-gt2/2;

Практическая работа №1-5 – Приложение

Домашняя практическая работа:

  • Задайте для каждой траектории «случайный цвет».
  • Сформулируйте задание (ряд вопросов), которое можно выполнить, используя построенную модель.
  • *Проведите моделирование : ответьте на свои вопросы.

Список источников:

  1. Н. Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Профильный уровен: учебник для 11 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Н.И. АМЕЛИНА, А.А. ЧЕКУЛАЕВА, М.И. ЧЕРДЫНЦЕВА. ГРАФИКА В СИСТЕМЕ PascalABC. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», 2008.