Урок по теме "Растения". 5-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Класс: 5

Четверть: II

УМК: под редакцией Пономарёва И.Н.

Тема: “Многообразие живых организмов”

Тема урока: “Растения”

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, тестирование, решение биологических задач.

Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник “Анатомия 8 класс”.

Список используемой литературы:

1. Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентена-Граф, 2012. - 128 с.: ил.

Цели урока:

  • обучающие: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;
  • развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения; характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность

Оборудование: гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросл; мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс, презентация к уроку “Растения” (Приложение1.ppt), дидактический раздаточный материал

Этап урока Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
ФОУД Формирование УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие - Что изучали на прошлом уроке?

- Выберите иллюстрации бактерий (остались изображения растений). (Слайд 2)

Беседа с учителем.

Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану

Ф

 

И

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

- Как отличить бактерии от других организмов? Постройте ответ по плану: (Слайд 3)
  • размер
  • особенности строения
  • многообразие
  • местообитания

- Каково значение бактерий в природе и для человека?

  И Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра.
Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”.

1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий

2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий

3 группа – “судьи” выносят решение

- Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.

Отстаивание своей точки зрения

 

 

 

 

 

Самооценка, взаимооценка

Ф

 

 

 

Г

 

 

П

 
- Что оказалось лишним? (Слайд 2) По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой. Наука, которая изучает растения – ботаника. Расскажите о них по плану: (Слайд 3)
  • особенности строения
  • многообразие
  • местообитания
 

 

Учащиеся соотносят свои действия с используемым
способом действий (алгоритмом)

И Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения - Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях по предложенному плану?

- Каких знаний не хватает?

- Что хотели бы узнать?

- Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения Ф Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения - Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

- Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). (Слайд 4)

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. Ф Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта 1) Отличительные особенности растений от других организмов

- Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах.

    Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Маршрутный лист №1

Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делайте записи в тетради.

  1. Определите преобладающий цвет растений. Он зависит от присутствия пигмента хлорофилла, который находится в хлоропластах клеток растений.
  2. Выясните, почему растения являются автотрофами. Используйте текст учебника на стр.46, 2 абзац.
  3. Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.

2). Изучение многообразие растений

- Что изучает систематика?

На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные.

- Познакомьтесь с особенностями строения, образом жизни и значением представителей различных групп, работая в группах, используя маршрутный лист №2.

 

 

Самостоятельная работа в парах с информационными источниками.

Устное представление результатов совместной работы.

 

 

П

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Маршрутный лист №2

1. Выясните главный признак, благодаря которому растения выделили в отдельную группу, изобразите признак схематично на листе бумаги.

2. Составьте рассказ по плану:

  • особенности строения
  • местообитание
  • значение

3) Сравнение клеток растений и бактерий (Слайд 5)

4) Самооценка

 

 

Самостоятельная работа в группах с источниками информации.

Устное представление результатов совместной работы.

 

 

Г

 

 

 

 

 

И

 
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 1). Назовите общие признаки растений.

2). Дополните схему, проиллюстрировав её рисунками цветковых, голосеменных, споровых – папоротники, хвощи, плауны, мхи, водорослей.

3). Какова роль растений в природе?

4) Определи клетку растений, бактерий. Ответ обоснуй.

Выполняют задания Ф Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Выберите правильные суждения (Слайд 6)

1. Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах.

2. Растения растут только определённый период в жизни.

3. Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды.

4. Семена голосеменных защищены оболочкой плода.

5. Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами.

6. Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем.

Проверьте правильность выполнения задания.

Ответы (1,3,5,6)

Самопроверка, самооценка И Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение Дайте обоснованный ответ.

- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это? (Слайд 7)

- В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? (Слайд 8)

- Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? (Слайд 9)

- Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. (Слайд 10)

- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?

Решение биологических задач Ф Регулятивные: прогнозирование
Информация о домашнем задании П.11, ответить на вопросы стр.51

Приготовить информацию о самых - самых растениях (индивидуально) (Слайд 11)

     
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). - Достигнуты ли цель и задачи урока?

Продолжите любое высказвание:

- Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что... (Слайд 12)

Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока. Ф Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).