Цели:
Познавательные:
- Формирование представлений о составе почвы.
- Формирование представлений о составе почвы.
- Формирование представлений о разрушении почвы.
Развивающие:
- Развитие наблюдательности при изучении состава почвы по опытам.
- Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа при изучении состава почвы; синтеза, при формулировке вывода; установление причинно-следственных связей между составом почвы, её использованием и образованием.
Развитие речи.
- Воспитательные: Воспитание познавательного интереса.
- Воспитание внимательности при просмотре опытов.
- Воспитание аккуратности при проведении опыта.
Оборудование.
- Для учителя: опорные карточки, для опыта: стекло, спиртовка, чашка, держатель, стаканчик с водой, кусочки земли.
- Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, стакан с водой, кусочек почвы.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
2. Проверка домашнего задания.
У. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, они пришли посмотреть, как мы с вами работаем. Ребята, обернитесь и поприветствуйте аплодисментами гостей. Присаживаемся.
У. Начнём наш урок с опроса домашнего задания, а затем перейдём к изучению новой темы, какой узнаем чуть позже.
Опрос домашнего задания. На доске зашифрованы названия холм, равнина, горы, овраг. Задание 1: расшифруйте понятия, расскажите, что вы о них знаете?
Задание 2: распределите эти понятия от самого высокого до самого мелкого. Обменяйтесь карточками – взаимопроверка. Затее общая проверка по слайду 1
3. Сообщение темы урока.
Постановка проблемы.
- Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. И одно из них мы узнаем, расшифровав ребус из геометрических фигур.
Кто может мне сказать, что такое почва? А раз никто не может, то как вы думаете, какая тема будет на сегодняшнем уроке?
Правильно, “Что такое почва?”. А раз в конце нашей темы стоит знак вопроса, то какие цели урока мы можем определить?
- ответить на вопрос
- определить состав почвы
- выяснить значение почвы.
В ходе нашего урока мы с вами будем проводить опыты по выяснению состава и свойств почвы, поэтому наш урок мы можем назвать урок-исследование.
Оформление тетрадей.
4. Открытие нового знания.
Учитель: Что мы называем почвой?
Работа в учебнике со словарем. Найдите и прочитайте определение почвы. Выпишите его в тетрадь.
Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. У нас сегодня выдалась такая счастливая возможность, представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.
По ходу работы мы с вами будем заполнять вот такие таблички.
Компонент почвы | Его значение |
Практическая работа. Состав почвы
Опыт № 1
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
За правильные ответы ставить плюсики на листочках. (Дети сами, кому скажет учитель)
(Дети делают запись в рабочих тетрадях)
Инструктаж по ТБ
- Все остальные опыты самостоятельно не проводить. К лабораторному столу подходить только после разрешения. Можно обжечься или порезаться стеклом.
Опыт № 2
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
Опыт № 3
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
Опыт № 4(прокалить и высыпать в воду заранее)
Учитель: прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите?
Дети: Песок, поверх которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. .Что произошло?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле,чтение вывода,запись в тетрадь)
Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей
Экологический момент
- Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Почвы не было, её образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.
- Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет. (бумага, стекло, дождевой червь, крот)
Выходят дети
- Полезное отодвинем налево, а вредное направо.
- Давайте предоставим им самим слово.
- Я - бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.
- Я - стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар.
- Я - крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.
- Я - дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.
- Правильно ли мы распределили?
Физпауза
Игра “Хлопки”.
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.
(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
Вывод: Что полезно и что вредно для почвы? Делают дети.
Какое же значение имеют компоненты почвы?
Давайте подумаем и заполним вторую колонку нашей таблицы.
- Воздух – для дыхания растений и животных
- Вода – для питания корней растений
- Перегной – обеспечивает плодородие почвы
- Песок – делает почву рыхлой
- Глина – удерживает влагу
- Минеральные соли – для питания растений.