Цель: изучить внутренне строение листа и установить взаимосвязь с выполняемыми функциями.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с клеточным строением листа; (дать систему знаний)
- закрепить умение работать с микроскопом и лабораторным оборудованием; (специальные умения)
- продолжить формировать умения работать с текстом, рисунками, таблицами; (общеучебные умения)
- продолжить формирование умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, выделять главное, обобщать, анализировать результаты опытов; (общеспециальные умения)
Развивающие:
- продолжить работу по развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу;
- развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение к природе;
- воспитывать навыки общения в коллективе
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы:
- словесный
- наглядный
- проблемно-поисковый
Формы урока: активизация познавательной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная)
Оборудование: дидактический материал для организации групповой работы, таблицы “Внутренне строение листа”, “Строение устьиц”, живые растения, микроскопы, компьютер, мультимедийный проектор.
Организационный момент (1 мин) | (Слайд 1) Я Бортникова В.П. буду вести у вас урок биологии. Проверить готовность: А сейчас проверь дружок, готов ли ты начать урок? Все на месте? Все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Вижу, хорошо приготовились, молодцы!(Слайд 2) А теперь повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи в том числе и мне, ведь мы – одна команда! (Слайд 3) Звучит музыка. Мы сегодня находимся с вами в лесной лаборатории, у вас на столах лежат лабораторные журналы – Листопаднички и елочки (сигнальные карточки – ваша готовность к ответу). Лес любит тишину, давайте спросим Лесовичка что мы будем с вами исследовать. |
Всесторонняя проверка знаний (3 мин) |
(Слайд 4) Загадка: висит – зеленеет, лети – желтеет, упадет – чернеет. (Слайд 5) Значит объектом нашего исследования будет лист. Откройте первую страничку Листоподничка и расскажите, что вы знаете о данном объекте. (Слайд 6) Для этого составьте логическую цепочку из набора слов: лист, орган, вегетативный, пластина, состоит, листовой, бывает, сложный, черешковый, сидячий. (Кто готов, поднимает елочки). Итак, мы вспомнили с вами внешнее строение листа. |
Подготовка к активному сознательному усвоению новых знаний. (5 минут). | Проблемный вопрос: Как вы думаете,
возможна ли жизнь без растений? (Слайд 7) Обратитесь к подсказке на 3 странице Листопадника и на экране. (Слайд 8) Почему вы так думаете? Итак, запишите на первой страничке Листопадника что главная функция листа – фотосинтез. А в какой части листа проходит этот процесс? С внешней или с внутренней? А каких знаний нам не хватает, чтобы изучить этот процесс? Можно ли, глядя на лист, сказать о его внутреннем строении? Как быть? Значит, как звучит тема нашего исследования? (Слайд 9) Открываем 1 страницу Листопадничка, в графе хочу знать пишем “Внутренне строение листа”. Значит целью нашего исследования на уроке будет изучить внутренне строение листа и установить взаимосвязь с выполняемыми функциями. |
Усвоение новых знаний (15 мин). | Откройте свои Листопаднички на
странице №2, прочитайте инструкцию и приступайте
к работе с микроскопом. (Слайд 10). (Слайд 11) Три группы работаю по одной схеме: изучить под микроскопом свой объект, сравнить увиденное с рисунком, прочитать текст, выделить главное, сделать выводы. А я помогаю работать экспертной группе. Если возникнут затруднения, поднимите елочку. Время пошло, на выполнение 6 минут. (В это время звучит музыка). (Слайд 12) Давайте проведем разминку от Михаила Потаповича. (1 мин) А сейчас мы послушаем ваши выводы. Ответы ребят после ответов (Слайд 13) Мы выяснили, что снаружи лист покрыт кожицей, она прозрачна, в ней есть устьица, их роль газообмен и транспирация. А в мякоти листа содержатся зеленые пластиды – хлоропласты с красящим веществом – хлорофиллом. В них образуется органическое вещество – крахмал. Ваши исследования сейчас подтвердит экспертная лаборатория. Слово экспертам. (Слайд 14) |
Закрепление новых знаний (10 мин). Домашнее задание (6 минут). | Внимание на экран. (Слайд 15) Лесовичек просит вас расшифровать полученное письмо: Сегодня на уроке мы выполнили большой объем работы. Давайте вернемся к цели, которую поставили вместе. Как вы думаете, достигли мы ее? С какими новыми понятиями вы познакомились? Попробуйте оценить свою работу сами. Для этого у вас есть листочки разного цвета, каждый означает свое (на экран).(Слайд 16) Выберите и прикрепите на веточку свои листочки. Я благодарю вас за работу спасибо. ПОДАРКИ? (Слайд 17) |