"Динозавры ‒ животные прошлого"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цели:

  • Образовательные: дать первичные представления о самых древних пресмыкающихся (динозаврах), их разнообразии; познакомить детей с далёким прошлым нашей планеты; показать, как люди узнают о динозаврах.
  • Развивающие: развивать умение сравнивать и описывать животных, умение анализировать рисунки; развивать мышление и воображение учащихся, способствовать развитию коммуникативных навыков, самостоятельной, исследовательской деятельности, опираясь на учебный материал, новинки литературы, собственные выводы.
  • Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных, об истории природы, воспитывать внимание, уважение друг к другу, способствовать сплочению коллектива, прививать любовь к природе и всему живому на Земле.

Планируемые результаты достижений учащихся: усвоить, что динозавры жили на Земле в далеком прошлом, когда не было людей.

Оборудование: толковый словарь Ожегова, презентация “Динозавры”, выставка книг о “Динозаврах”, игрушечные динозавры, карточки (карточки-слоги), листы для рисования с изображением динозавров и цветные карандаши, мультимедиа, компьютер с програмным обеспечением MS Power Point 2010. Media Player.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день!

Ребята, у меня сегодня замечательное настроение. Вам интересно знать почему? Да потому что у нас в классе гости. Давайте поприветствуем гостей аплодисментами. Итак, у меня отличное настроение, а вы определите своё настроение, используя вот такие смайлики. А что такое смайлики? (Смайлики - это лица отражающие настроение)

  • Жёлтый - Отличное настроение.
  • Зелёный - неважное настроение.
  • Синий - плохое настроение.

2. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, а вы любите тайны и загадки? Так сегодня мы с вами отправимся очень далеко. Но расстояние у нас с вами будет длинным не по количеству км., а по количеству лет. Ребята, на уроках окр. мира мы с вами изучали время. Каким оно бывает? (прошлое, настоящее, будущее).

Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое (Слайд №1,2), то есть заглянем в тот период жизни Земли, когда ещё не было человека и животные были совсем другими.

А о каких животных пойдёт речь вы узнаете, ответив на вопросы:

1. Назови первый зимний месяц. Назови первую букву этого слова.

2. С какого месяца начинается лето? Назови первую букву этого слова.

3. Назови месяц, который следует за октябрём. Назови первую букву этого слова.

4. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Это месяцы какого времени года? Назови первую букву этого слова.

5. Какое время года следует за осенью? Назови первую букву этого слова.

6. Назови последний месяц лета. Назови первую букву этого слова.

7. Какое время года сменится летом? Назови первую букву этого слова.

8. Какой месяц наступит после марта? Назови третью букву этого слова.

О ком же мы будем говорить на уроке? (Слайд №3)

А почему их так назвали, вы знаете?

3. Уточнение ключевых понятий. Лексическая работа. Работа со словарём.

Работа в паре

Оказывается динозавров не так просто назвали, если вы правильно соедините слоги написанные на карточках, то узнаете что означает слово “Динозавр” (Первые парты – ужасная)

(Вторые парты – ящерица)

Действительно ребята греческое слово “Динозавр” в переводе означает “ужасная ящерица или ужасный ящер”. (Слайд №4)

Это название придумано в 1842 году знаменитым учёным Ричардом Оуэном (Слайд №5).

А теперь уточним и расширим понятия “Динозавр” для этого обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова.

Ученик читает по словарю:

Динозавр это вымершее крупное пресмыкающееся (Слайд №6).

А кого называют пресмыкающимися?

Ученик читает по словарю: пресмыкающиеся – это класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.

- Вот какие интересные сведения можно почерпнуть из словаря. И не случайно! Ведь словарь, как сказал однажды Анатоль Франс, (Слайд №7) - это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.

4. Работа над новым материалом.

А теперь давайте вспомним, какие пресмыкающиеся есть в современном мире, а помогут нам в этом загадки.

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Слайд №8)
(Змея)

Живу на суше и в воде.
Мой панцирь очень нужен мне.
Я этим домом дорожу,
Хоть очень медленно хожу. (Слайд №9)
(Черепаха)

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках. (Слайд №10)
(Ящерица)

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл
Всех поглотит... (Слайд №11)
(Крокодил)

А как по другому можно назвать пресмыкающихся? Кто-нибудь из вас знает? Пресмыкающихся по-другому называют рептилиями. (Слайд №12)

Вывод:

- Итак, динозавры жили много миллионов лет назад. Они принадлежали к классу рептилий или пресмыкающихся, который включает в себя таких современных животных, как ящерицы и змеи, черепахи, крокодилы.

А сейчас посмотрим ВИДЕОСЮЖЕТ о разнообразии древних рептилий – фрагмент к/ф ВВС. (Слайд №13)

О разновидностях динозавров.

- Интересно отметить, ребята, что сегодня науке известно более 600 видов динозавров. Однако учёные предполагают, что их могло быть в 2 раза больше.

- В различных источниках можно найти разные, непохожие друг на друга и очень сложные классификации динозавров. А я предлагаю вам всех динозавров разделить на три основные группы: наземные или сухопутные, плавающие или летающие. (Слайд №14)

Среди динозавров выделяют хищных (Слайд №15) и растительноядных (Слайд №16).

Посмотрите на (Слайд №17) и скажите какой динозавр был хищником, а какой питался растениями. Длинные острые зубы принадлежат хищнику, так как он хватает, удерживает и разрывает ими свою добычу. Мелкие плоские зубы принадлежат травоядному динозавру.

А сейчас предлагаю послушать сообщения ребят.

1-й учащийся

    ТИРАННОЗАВР (Слайд №18) Тираннозавр - один из самых больших и кровожадных хищников среди динозавров. Он достигал в длину 15 метров и весил до 7 тонн! Этот ящер мог быстро бегать. Поднимаясь на задних лапах во весь рост, тираннозавр издавал оглушительный рев, приводя в трепет все живое вокруг. Не было такого соперника, которого тираннозавр не мог бы поразить в сражении. Пилообразные, 15-сантиметровые, будто кинжалы, зубы без труда разрезали самую толстую кожу растительноядных динозавров. Орудием нападения тираннозавра были только челюсти, поскольку передние лапы стали двупалыми и совсем маленькими и их при нападении ящер не использовал, а передвигался только на задних лапах, опираясь на хвост.

3-й учащийся

    ДИПЛОДОК – самый длинный, растительноядный динозавр (Слайд №19). Длина – 27 метров. Вес – 10 тонн. По земле он бродил медленно, опираясь на 4 массивных ноги, но становился более проворным в излюбленной среде обитания – болотах и мутных речках, где он и проводил большую часть времени в поисках нежной зелени. Диплодок часто становился лёгкой добычей для свирепых хищников.

4-й учащийся

    ПЛЕЗИОЗАВР – самый крупный плавающий динозавр (Слайд №20). Часто выныривал на поверхность, чтобы вдохнуть воздух.

    Длина - до 15 метров. Вес – до 240 килограммов. У плезиозавра были чрезвычайно длинные шея и хвост и короткое, бочкообразное туловище.

    Один учёный когда-то заметил, что плезиозавр напоминает змею, продетую сквозь черепаху.

    У плезиозавра было два ряда острых зубов и четыре плавника, крепившихся к телу мощными мышцами. По подсчетам палеонтологов, вес плезиозавра почти в 14 раз превышал вес современного взрослого человека.

5-й учащийся

    ПТЕРОДАКТИЛЬ – летающий динозавр (Слайд №21) Размах крыла – от нескольких сантиметров до 8 метров.

    Питался мелкими морскими животными и рыбой.

    - В своих сообщениях ребята рассказали нам лишь о некоторых рекордсменах – динозаврах. Я хочу только дополнить, что динозавры могли быть величиной с кошку или курицу, а могли быть в несколько раз больше современного слона. (Слайд №22).

ФИЗМИНУТКА

Динозаврик встал на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.
Оглядел он всё вокруг
И быстрей за парту – плюх.

В рамках нашего занятия обо всех не рассказать. И поэтому я хочу познакомить вас с выставкой книг. Прошу обратить внимание на особую книгу, о которой нам расскажут сейчас в стихах ребята.

1-й учащийся

Другом моим остаётся, друзья,
Детская энциклопедия!
С ней я плыву по морям-океанам,
С ней отправляюсь в далёкие страны,
В горы иду и на Марс улетаю,
Мир, мне неведомый, с ней изучаю.

2-й учащийся

Вы незнакомы с ней? Так поспешите!
Энциклопедию в руки возьмите!
Мир вам откроется яркий, волшебный,
С ней вы подружитесь всенепременно!

Хочу посоветовать вам, ребята энциклопедию “Динозавры”.

Именно из неё я почерпнула сведения о том, что динозавры стали предками современных летающих созданий. А вот что это за создания, давайте узнаем с помощью загадки.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это ...
(Птица)

Самый пернатый динозавр - им был археоптерикс. (Слайд №23). Он был размером с ворону и имел перьевой покров - главную особенность птиц. Однако это была очень страшная птица: с хвостом, с когтями на крыльях и большими зубами, в точности как у динозавра. Но он не был искусным летуном. Большую часть времени прадедушка птиц проводил на деревьях. Длинный хвост и тяжелый скелет не позволяли первоптице взлетать с земли. Он перепархивал с ветки на ветку или планировал вниз с дерева. По настоящему летать археоптерикс не умел.

А сейчас я предлагаю поиграть. У меня в руках шкатулка с секретом. Взяв из нее по одному динозавру, определите к какой группе динозавров его можно отнести.

Творческая работа в группах.

    Ребята ученые-палеонтологи помогают очень многое узнавать о динозаврах. Они осторожно откапывают кости, соединяют их (Слайд №24). Но окраску динозавров до сих пор не могут восстановить. Я вам предлагаю побыть учеными и попробовать восстановить окраску динозавров. Для этого возьмите цветные карандаши и раскрасьте динозавров (дети раскрашивают рисунки динозавров под музыку песни “Динозаврики”). Включ. песня Динозаврики.

Ребята, а кто-нибудь из вас был в Московском Палеонтологическом музее? Так вот в этом музее собрано огромное количество различных экспонатов найденными палеонтологами. (Слайд №25,26).

Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова освещает все этапы развития жизни на земле, начиная с возникновения простейших морских животных и заканчивая появлением человека. Он по праву считается одним из крупнейших естественноисторических музеев мира. Шесть залов музея последовательно показывают историю жизни на Земле от древнейших геологических эпох и знакомят с различными группами вымерших организмов. В музее представлены навечно законсервированные природой, в каплях янтаря насекомые, жившие на земле много тысяч лет назад и восстановленные скелеты гигантских динозавров. Представленные в музее экспонаты собирались многими поколениями палеонтологов в России и за ее пределами. Каждый имеет свою замечательную историю.

Вопрос о существовании динозавров сегодня.

А может быть динозавры все таки живут на нашей планете. (нет, их не существует в современном мире).

Вопрос о причине вымирания животных.

Отгадайте загадку и ответьте, какая из теорий, объясняющих причины вымирания динозавров, является самой популярной.

Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(Метеориты) (Слайд №27).

Действительно, одна из самых популярных теорий вымирания динозавров утверждает, что в нашу планету с большой скоростью врезался гигантский метеорит и погубил древних ящеров. Произошло это примерно 65 миллионов лет назад. Большая часть растений и животных пережили эпоху вымирания. В их числе многие рептилии, которых мы перечислили в начале урока.

Стоит добавить, что ни один древний человек не встречал живого динозавра.

Но зато мы современные люди, можем предполагать о причине гибели этих удивительных животных. Итак, почему вымерли динозавры? Давайте сделаем это, опираясь на текст – куплет из песни “Динозаврики”. (Слайд №28).

- Какие выводы напрашиваются? (Нужно вести здоровый образ жизни.)

- А что это значит? (Правильно питаться, закаляться, заниматься спортом.)

- Но не только, ребята!

- Вот послушайте ещё одно стихотворение, которое подготовили для нас ребята.

Динозавры

1-й учащийся

Грозно щёлкая зубами
Очень крупного размера,
Стадо грустных динозавров
Выползало из пещеры.
Не умели звери эти
Улыбаться беззаботно
И бродили по планете,
Друг на друга скалясь злобно.

2-й учащийся

Время шло, их стало трое,
А затем - один стался.
Был всегда он недоволен,
Никогда не улыбался.

3-й учащийся

Погубили злость и ругань
Динозавров грустных этих,
И поэтому друг другу
Улыбайтесь чаще, дети!

Выходит, причиной гибели динозавров могли стать злость и ругань?

Какой же напрашивается вывод? (И люди тоже вымрут, исчезнут, если будут злиться друг на друга и ссориться.)

А поэтому улыбайтесь чаще, дети!

(Дети исполняют песню “Улыбка”)

Подарите свои улыбки, своих динозавриков нашим гостям на память. А я всем вам в качестве поощрения и подарка вручаю вот таких динозавров.

9. РЕФЛЕКСИЯ

- Динозавры жили в прошлом.

- Во времена динозавров на Земле не было людей.

- Все динозавры были огромные.

- Животные, которые питались растениями, называют хищниками.

- У травоядных динозавров были маленькие плоские зубы.

- Хищники охотились на травоядных.

- Будет жить планета – будет жить человек!

- Будем беречь природу!

С каким настроением уйдём с занятия, берём смайлики и прикрепляем к доске.

  • Жёлтый - Отличное настроение.
  • Зелёный - неважное настроение.
  • Синий - плохое настроение.

Всем спасибо за работу! Мне очень понравилось работать с такими умными, активными, добрыми детьми!