"Виды одежды. Одежда и модные тенденции". 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: знакомство учащихся с видами одежды и их назначением, модными тенденциями.

Задачи урока:

  • Представить историческую справку о возникновении одежды;
  • Дать представление о видах одежды и их назначении;
  • Рассмотреть модные тенденции наступающего сезона;
  • Развить самостоятельность в работе с информационными источниками по заданной теме;
  • Воспитать у учащихся эстетический вкус.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Раздаточный материал;
  • Презентация;
  • Учебник “Технология: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений/Под редакцией И.А. Сасовой”.

Ожидаемый результат: после проведенного урока учащиеся должны уметь различать виды одежды, определять особенности их назначения, разбираться в модных тенденциях.

Ход урока

1-й урок

1. Организационный момент – 2 мин.

Здравствуйте, девочки! Присаживайтесь, пожалуйста! Скажите мне, пожалуйста, все ли готовы к уроку? Кто сегодня отсутствует?

2. Проверка домашнего задания – 8 мин.

На предыдущих уроках мы с вами начали изучение раздела “Текстильные волокна и ткани”. Вы уже знаете, что такое волокна, какие они бывают; классификацию тканей по видам волокон, их свойства и применение; какие инструменты и приспособления применяются для обработки ткани; как правильно нужно организовать рабочее место для работы на швейной машине; правила безопасной работы на швейной машине; основные детали ручной швейной машины. Сейчас я хотела бы проверить ваши знания по изученным темам. Вы должны письменно ответить на вопрос карточки. На работу отводится 7 минут. (Вопросы карточки см. Приложение №1).

3. Сообщение темы, цели и задач урока – 3 мин.

Открываем тетради и записываем тему урока “Виды одежды. Одежда и модные тенденции”. (Слайд № 1). Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного российского модельера Вячеслава Зайцева: “От того, как мы выглядим, зависит, как с тобой будут общаться окружающие”. (Слайд № 2).

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на тему нашего урока. Скажите, какую цель и задачи нам предстоит решить на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся).

Итак, сегодня я познакомлю вас

- с видами одежды и их назначением;

- представлю краткую историческую справку о возникновении одежды;

- рассмотрим модные тенденции наступающего сезона весна-лето 2011 года. (Слайды № 3, 4).

4. Сообщение нового материала – 27 мин.

Скажите, пожалуйста, что мы можем назвать одеждой? (Ответы учащихся).

Согласно толковому словарю Ожегова: Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело. (Слайд № 5). Запишем это определение в тетрадь.

Для начала давайте совершим небольшой исторический экскурс.

История одежды с древнейших времён до наших дней является зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти также стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизующей функции.

Данные археологических раскопок свидетельствуют, что одежда появилась уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первобытной одежды повсеместно были шкуры животных и различный растительный материал. Затем стала появляться шитая одежда. Основными её элементами стали рубашка без рукавов, набедренник, плащ; для женщин – юбки и платья. Обратите внимание на слайд, здесь вы можете увидеть элементы одежды разных исторических эпох. (Слайд № 6).

Позже в одежде появились жакеты, шарфы, шали.

В период Средневековья стали появляться меховые и кожаные плащи, примитивная обувь.

В 19 веке появилась одежда, изготавливаемая при помощи машин, которая стала более доступной для всех слоёв населения.

Сообщение ученицы: Основой женского костюма в средние века была туника (рубаха). Она характерна для Византии и всего средневекового строя европейского костюма до XII века, включая Россию вплоть до реформ Петра I. Туника опоясывалась на талии или на бедрах и могла быть, в зависимости от социальной принадлежности, украшена по горловине и концам рукавов вышивкой и металлическими накладками. Пояс на бедрах был необходим для прилегания костюма. К нему крепились также ножны для кинжалов (которые носились и женщинами) и кошельки.

Переходим к видам одежды. На слайде вы видите, что существует 8 видов одежды. Каждый вид одежды имеет своё назначение, то есть определённые функции. Например, никто не наденет на работу домашний халат, а на пляж – вечерний костюм. Запишем в своих тетрадях названия видов одежды:

- рабочая,

- торжественная,

- национальная,

- домашняя,

- спортивная,

- специальная,

- ведомственная,

- театрально-игровая. (Слайд № 7).

Кратко остановимся на каждом виде одежды.

Рабочая одежда. Как вы думаете, для чего она предназначена? (Ответы учащихся).

Сообщение ученицы: рабочая одежда – это одежда, в которой человек должен находиться на рабочем месте. Например, монтажник носит одежду цвета хаки. На ногах сапоги, на голове – каска, на руках – рабочие рукавицы. Обязателен страховочный пояс, так как монтажник работает на высоте. В простонародии рабочая одежда называется “роба”.

Правильно, рабочая одежда предназначена для работы и для того, чтобы защитить человека от различных загрязнений. К такому виду одежды относятся комбинезоны, фартуки, куртки, брюки, кепки, каски и т.д. (Слайд № 8).

Торжественная одежда. В каких случаях мы можем её применить? (Ответы учащихся).

Сообщение ученицы: это та же вечерняя одежда, только в ней больше блеска. Как правило, ее расшивают бисером, стеклярусом и украшают большим количеством кружев, лент, специальных тесемок. Для отделки также используют различные виды вышивок. Ткани выбирают самых эффектных расцветок и фактур. Поверх такой одежды на плечи накидывают пелерину или палантин из натурального меха с длинным ворсом, исключения не делают даже для летнего сезона. Бижутерию, обувь и прическу подбирают с особенной тщательностью, иначе общий вид может пойти насмарку. Платья для торжественных случаев делают удлиненными или совсем длинными. Если у наряда рукав длинный, его можно дополнить длинным пальто или жилетом. Девушкам и молодым женщинам позволительно остановить свой выбор на брючном костюме из ярких, блестящих тканей, дополнив его соответствующими аксессуарами.

Действительно, торжественная одежда используется в особых случаях: свадьбы, вечера, приёмы. Обратите внимание, что чаще всего это платья, костюмы, различные комплекты. Мужчины в торжественных случаях надевают строгие костюмы, пиджаки, галстуки. (Слайд № 9).

Национальная одежда отражает традиции того или иного народа. На слайде вы видите традиционный русский костюм, неотъемлемым элементом которого является сарафан, национальные костюмы Украины, Белоруссии, Грузии. (Слайд № 10).

Сообщение ученицы: национальный японский костюм имеет многовековую историю. Основными атрибутами традиционной одежды являются гэта, кимоно, хакама, нэцки. Кимоно – традиционная одежда японцев. Напоминает “Т” образный халат. Длина кимоно варьируется от ситуации. Для мужчин бывают разные размеры, для женщин – один универсальный. Особенность кимоно – широкие рукава, содэ. Идеальным материалом для кимоно считается шелк. Сегодня кимоно используется в основном во время праздников, фестивалей и официальных мероприятий.

Домашняя одежда. Для чего она служит? (Ответы учащихся).

Сообщение ученицы: это для женщин: платья-халаты, блузки с юбками или брюками. Ткани подбирают преимущественно из натуральных волокон с гладкой фактурой. В расцветке предпочтение отдается спокойным мягким тонам, а рисунок лучше всего выбрать геометрический (горошек, клетка, полоска и т.д.). Как правило, у каждой хозяйки имеется рабочий комплект, в который обязательно входит фартук.

Верно, домашняя одежда служит для того, чтобы нам было удобно и комфортно дома. К домашней одежде относятся халаты, платья, сарафаны, футболки, бриджи, шорты и др. (Слайд № 11).

Спортивная одежда.

Сообщение ученицы: в наше время спортивную одежду используют не только для занятий тем или иным видом спорта, но и для отдыха в лесу и за городом. Рекомендуемые материалы для спортивной одежды — это яркий контрастный трикотаж, синтетические и искусственные непромокаемые ткани различных расцветок. Зимний спортивный костюм состоит из теплого джемпера, верхней куртки и брюк, летний — из куртки и брюк или футболки и шортов. К этому виду одежды подбирают специальную обувь (кроссовки или кеды).

В данном виде одежды должно быть комфортно заниматься любыми видами спорта. (Слайд № 12).

Специальная одежда. Этот вид одежды предназначен для людей определённых специальностей: спасателей, пожарных, работников МЧС, космонавтов. (Слайд № 13).

Ведомственная одежда. Для каких категорий служащих она предназначена? Действительно, такую одежду носят сотрудники милиции, дорожно – постовой службы, медицинские работники, сотрудники охранных агентств. (Слайд № 14).

Театрально-игровая одежда. Её используют актёры, артисты, клоуны для исполнения ролей в театре, спектаклях, цирковых представлениях, в съёмках кинофильмов и т.д.

Подведём итоги первого урока. Что нового вы узнали на уроке? Кратко охарактеризуйте виды одежды и их функции. (Слайд № 15).

2-й урок

5. Сообщение нового материала – 25 мин.

Как вы думаете, что мы подразумеваем под словом “мода”? (Ответы учащихся). Согласно словарю Ожегова, мода – это совокупность вкусов и взглядов, господствующих в обществе в определённое, обычно недолгое время. (Слайд № 17).

Запишите это определение в тетрадь.

Мода вошла в жизнь человека в 12-13 вв., именно в это время появились элементы, использование которых нельзя объяснить необходимостью. (Слайд № 18).

А кто создает для нас модную одежду? (Ответы учащихся).

Модельерспециалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.

Кутюрье – это лишь те модельеры, чьи Дома состоят в Синдикате Высокой моды.

Сообщение ученицы:

Вячеслав Зайцев - Кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии, кавалер Ордена за "Заслуги перед отечеством", профессор, почётный гражданин Парижа и Иванова. Человек года в мире моды. На фестивале "Лучшие пять модельеров мира" в Японии коллекция Вячеслава Зайцева признана лучшей.

Валентин Юдашкин – известный российский Кутюрье, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник России. Его модели хранятся в Музее костюма Лувра, в Калифорнийском музее моды, в Государственном Историческом музее в Москве, в Международном музее олимпийских игр, в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Большинство его коллекций демонстрировались в свое время в Париже, Милане, Нью-Йорке и других столицах мира. В форме “от Юдашкина” спортсмены представляют нашу страну на Олимпийских играх, а крупнейшая авиакомпания “Аэрофлот. Международные авиалинии” – во всем мире. (Слайд № 16).

Итак, что же нам приготовили отечественные и зарубежные модельеры в предстоящем сезоне вена – лето 2011 года?

Начнём мы наше путешествие в мир моды с цветовых палитр. Объединяя оттенки одного цвета в комплектах одежды, модные критики дают им определённые названия: роскошная, мистическая, повседневная, натуральная, вдохновляющая, цветовой акцент. (Показ слайдов № 19-25 и их комментарий).

Самым функциональным предметом одежды являются брюки. В брюках тепло, удобно и комфортно. В этом году дизайнеры предлагают каждому выбрать свою модель брюк – модную, стильную, подчеркивающую достоинства фигуры. В этом сезоне актуальны: брюки с манжетом, жокейские, широкие, в клетку, кожаные, зауженные к низу, классические. (Показ слайдов №№ 26-33 и их комментарий).

Мода для девочек – 2011. (Показ слайдов № 34-35 и их комментарий).

Лето-2011. Цветочный рисунок. (Слайд №36).

Комбинезоны не сходят с подиумов и превращаются в классику. (Слайд № 37).

Модные аксессуары. (Комментарий к слайду № 38).

Модные шапки. (Комментарий к слайду № 39).

Для детей школа – это их жизнь, к которой нужно относиться со всей серьёзностью. А одежда, сшитая со вкусом, ко многому обязывает. Современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, даёт возможность осознавать свою принадлежность к определённому коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму. (Показ слайдов № 40–42 и их комментарий).

Сейчас мы обратимся ещё к одному новому понятию. Откройте стр. 154 учебника и прочитайте последний абзац. С каким понятием вы познакомились? (Дизайн, дизайнер). Запишите эти понятия в тетрадь.

6. Закрепление нового материала – 10 мин.

Закрепим изученный материал. Я Вам предлагаю несколько загадок об аксессуарах:

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.

А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десять братьев двух шуб хватает?

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
Коромысло на носу? (Слайд № 43).

Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки об одежде. (Не одежда красит человека, а добрые дела. По одёжке встречают – провожают по уму).

А теперь вы должны показать полученные на уроке знания и разгадать небольшой кроссворд (см. Приложение №2). (Слайд № 44).

7. Подведение итогов занятия – 5 мин.

Итак, что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем уроке? Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы теперь с высказыванием Вячеслава Зайцева? (Ответы учащихся). Достигли ли мы цели урока? (Ответы учащихся).

Вы сегодня все очень хорошо потрудились, за урок все девочки получили отличные оценки.

На следующем уроке мы продолжим изучение раздела “Текстильные волокна и ткани” и научимся снимать мерки, необходимые для построения чертежа фартука.

Домашнее задание вы видите на слайде. Запишите его в дневники. (Слайд № 45).

Что вы хотели бы пожелать друг другу после сегодняшнего урока?

Я вам желаю подбирать такие виды одежды, которые будут удобными, комфортными, чтобы они соответствовали той или иной ситуации, современным модным тенденциям.

Спасибо за работу на уроке, все могут быть свободны.

Приложение 3

Приложение 4