Цели урока:Продолжить работу над изучением творчества талантливого детского писателя Н.Н.Носова. Познакомить детей с новым литературным жанром.
Задачи урока:
- Учить работать с книгой;
- Формировать читательскую самостоятельность;
- Развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять.
- Развивать мыслительную деятельность и творческое воображение.
- Воспитывать чувства взаимовыручки и взаимоуважения
- Воспитывать любовь к литературному творчеству Н.Н.Носова.
Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием ИКТ.
Оборудование:портрет писателя; детские иллюстрации к рассказам Н.Н.Носова; презентация к известным произведениям писателя; выставка книг Н.Н.Носова.
Подход: системно-деятельностный.
Методы и приёмы использования информационных технологий:
- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)
- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);
- проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений)
- методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),
- социальные (создание ситуаций взаимопомощи)
Формы организации работы на уроке: фронтальная; парная; индивидуальная, групповая.
Ход урока
I . Организационный момент.
(самоопределение к деятельности) Посадка детей. Положение учебных вещей на партах учащихся. Положительный настрой на работу.
-Я ученик, я- личность, я – думаю и мыслю, я – анализирую и делаю выводы. Мы хотим всё знать.
II. Сообщение темы и цели урока:
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке внеклассного чтения поговорим о жизни и творчестве замечательного писателя Н.Н.Носова, “ перелистаем” некоторые его рассказы.
Девочки подготовили небольшие сообщения о писателе. Предоставим им слово. (Сообщение о биографии писателя)( слайд 1)
Учитель:За что читатели так любят книги Носова? (Ответы детей)
За что их любите вы?
Учитель:Книги Носова любят за то, что они наполнены юмором весёлым и добрым.
Рассказы писателя вызывают у читателя смех и улыбку. Совсем не смешно, если кто-то смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать о каком либо забавном случае.
Этому мы будем учиться на уроке.
III. Работа над прочитанными произведениями.
Учитель: Сегодня мы вспомним самые известные рассказы писателя.
Какое произведение вам показалось самым смешным? (Ответы детей)
(“Бобик в гостях у Барбоса”) (слайд 2)
Дети читают отрывок по ролям (самые смешные моменты).
Учитель: Первая “проба пера” состоялась у Носова в 1938 году. Журнал “ Мурзилка” напечатал его рассказ “ Затейники”(слайд 3)
Назовите главных героев рассказа? (Валя и Петя)
(Дети инсценируют отрывок.Учитель достаёт из-под стола шляпу.)
В каком рассказе упоминается эта вещь? (“Живая шляпа”) (слайд 4)
Почему мальчики испугались её? (она двигалась)
Назовите главных героев рассказа? (Вовка и Вадик)
(Ученики читают отрывок из рассказа.)
Учитель:
- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев?
- Как автор относится к своим героям? (с симпатией, подшучивает, подсмеивается).
- Похожи ли эти мальчики на других героев из рассказов писателя?
- Какие они? (несмышлёные, неопытные, глупенькие).
А сейчас постарайтесь узнать, из какого рассказа данный отрывок?
(Два ученика разыгрывают отрывок из произведения Носова)
“- Я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её, бац, кулаком, а она меня, цап, за голову – и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы”. ( Фантазёры) (слайд 5)
Учитель: Кто очень некрасиво поступил в этом рассказе? (Игорь).
Чему учит нас рассказ “ Фантазёры”? (не сваливать вину на других, а отвечать самим за свои поступки).
Учитель: А сейчас почитайте друг другу небылицы из рассказа “Фантазёры”.
(Чтение детьми небылиц друг другу в парах)
Учитель: А какой рассказ Носова учит никогда не воровать и не брать чужого?
(Огурцы) (слайд 6)
- Расскажите, о чём этот рассказ? (краткий пересказ)
- Назовите главных героев произведения. (Павлик и Котька)
- К какому рассказу подходит пословица “Умел ошибиться – умей и поправиться”. ( “На горке”)(слайд7)
- Кто главный герой? ( Котька Чижов)
- Что вызывает смех в рассказе? (Котька посыпает горку песком).
- Как вы считаете, посмеялся ли сам Котька над собой?
- Прочтите это место в рассказе.
Учитель: (достаёт из пакета крупу)
- В каком рассказе упоминается крупа? (“ Мишкина каша”) (слайд 8)
- Почему у Миши и Коли не сварилась каша? (много крупы насыпали)
- А кто из вас пробовал варить кашу?
IV. Физкультминутка
Учитель: Отдохнём с пользой для дела.
Я буду называть предметы или действующих лиц, которые встречались или не встречались в рассказе. Если встречались, то вы хлопните в ладоши 3 раза, если нет, то вы приседайте.
(Машина, шляпа, клюшка, картофель, котёнок, лыжи, кочерга, сани, лыжная палка, ребята.)
V. Объяснение нового материала:
Учитель:(Проблемная ситуация на уроке)
- Ребята, а кто из вас читал книгу “Приключения Незнайки и его друзей”?
- Можно ли это произведение назвать рассказом? (дети пытаются ответить)
- А что такое рассказ? (повествовательное произведение небольшого размера)
- Может тогда это повесть? (дети дают определение повести)
- Перечислите всех героев этой книги? (Ребятам сложно выполнить задание, потому что героев много).
Учитель:Н.Н.Носов для детей писал не только рассказы, повести, но и романы-сказки.
Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.
Роман - сказку “ Приключения Незнайки и его друзей” писатель начинает выпускать в 1954 году. Цикл историй происходит в сказочной стране, действие постоянно развивается на грани реальных и фантастических событий. Главный герой – Незнайка. Хвастунишка, невежда, пройдя через все сказочные беды и потрясение, познав чувство дружбы, решает исправиться, стать вежливым, начать учиться.
Многие из вас уже прочли это произведение, остальные захотят узнать о его героях.
(слайды 9; 10)
V Закрепление знаний:
Учитель:Асейчас небольшая викторина по данному роману-сказке. (слайд 11)
1. Где жили Незнайка и его друзья? (В Цветочном городе)
2. Какого роста были коротышки? (Ростом с небольшой огурец)
3. Почему Знайку так звали? (Он много знал, читал разные книги)
4. Почему у Незнайки ничего не получалось? (Он не любил трудиться)
5. Поэт из Цветочного города.(Цветик)
6. Любитель сладкого из Цветочного города. (Пончик).
7. Друг Незнайки. (Гунька)
8. Мастер из Цветочного города.(Винтик).
Учитель: Сейчас мы поделимся на две команды. Первая “ Фантазёры”, а вторая “Затейники”
По сигналу (светофоры красного и зелёного цвета) называем рассказы Н.Н.Носова, о которых мы ещё сегодня не говорили. (“Клякса”, “Огородники”, “Тук-тук-тук”, “Заплатка”, “Федина задача”, “Метро” “Ступенька”....)
VIИтог урока:
Учитель: Сегодня мы прикоснулись к творчеству Н.Н.Носова – одного из самых любимых детьми писателей. По его книгам ставят спектакли, снимают фильмы и мультфильмы.
Читайте и перечитывайте книги Н.Носова, “чтобы вновь убедиться, что его герои “ как живые” а их фантазия,их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству”.
Так сказал о Н.Носове детский писатель С.В.Михалков (слайд12)
На уроке мы учились читать, инсценировать, а также думать над прочитанным.
Легко быть хорошим читателем? (ответы детей)
Что для этого нужно? (хорошо читать, выражать свои мысли вслух)
VII Оценка работы:
Учитель: А сейчас встаньте те, кто считает, что он весь урок активно работал, бегло читал, вдумчиво выражал свои мысли вслух.
Я рада, что вы так себя оценили.
Молодцы. Спасибо за урок.