Урок внеклассного чтения "Творчество Н.Н. Носова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока:Продолжить работу над изучением творчества талантливого детского писателя Н.Н.Носова. Познакомить детей с новым литературным жанром.

Задачи урока:

  • Учить работать с книгой;
  • Формировать читательскую самостоятельность;
  • Развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять.
  • Развивать мыслительную деятельность и творческое воображение.
  • Воспитывать чувства взаимовыручки и взаимоуважения
  • Воспитывать любовь к литературному творчеству Н.Н.Носова.

Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием ИКТ.

Оборудование:портрет писателя; детские иллюстрации к рассказам Н.Н.Носова; презентация к известным произведениям писателя; выставка книг Н.Н.Носова.

Подход: системно-деятельностный.

Методы и приёмы использования информационных технологий:

  • метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)
  • метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);
  • проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений)
  • методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),
  • социальные (создание ситуаций взаимопомощи)

Формы организации работы на уроке: фронтальная; парная; индивидуальная, групповая.

Ход урока

I . Организационный момент.

(самоопределение к деятельности) Посадка детей. Положение учебных вещей на партах учащихся. Положительный настрой на работу.

-Я ученик, я- личность, я – думаю и мыслю, я – анализирую и делаю выводы. Мы хотим всё знать.

II. Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке внеклассного чтения поговорим о жизни и творчестве замечательного писателя Н.Н.Носова, “ перелистаем” некоторые его рассказы.

Девочки подготовили небольшие сообщения о писателе. Предоставим им слово. (Сообщение о биографии писателя)( слайд 1)

Учитель:За что читатели так любят книги Носова? (Ответы детей)

За что их любите вы?

Учитель:Книги Носова любят за то, что они наполнены юмором весёлым и добрым.

Рассказы писателя вызывают у читателя смех и улыбку. Совсем не смешно, если кто-то смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать о каком либо забавном случае.

Этому мы будем учиться на уроке.

III. Работа над прочитанными произведениями.

Учитель: Сегодня мы вспомним самые известные рассказы писателя.

Какое произведение вам показалось самым смешным? (Ответы детей)

(“Бобик в гостях у Барбоса”) (слайд 2)

Дети читают отрывок по ролям (самые смешные моменты).

Учитель: Первая “проба пера” состоялась у Носова в 1938 году. Журнал “ Мурзилка” напечатал его рассказ “ Затейники”(слайд 3)

Назовите главных героев рассказа? (Валя и Петя)

(Дети инсценируют отрывок.Учитель достаёт из-под стола шляпу.)

В каком рассказе упоминается эта вещь? (“Живая шляпа”) (слайд 4)

Почему мальчики испугались её? (она двигалась)

Назовите главных героев рассказа? (Вовка и Вадик)

(Ученики читают отрывок из рассказа.)

Учитель:

  • Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев?
  • Как автор относится к своим героям? (с симпатией, подшучивает, подсмеивается).
  • Похожи ли эти мальчики на других героев из рассказов писателя?
  • Какие они? (несмышлёные, неопытные, глупенькие).

А сейчас постарайтесь узнать, из какого рассказа данный отрывок?

(Два ученика разыгрывают отрывок из произведения Носова)

“- Я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её, бац, кулаком, а она меня, цап, за голову – и откусила.

- Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы”. ( Фантазёры) (слайд 5)

Учитель: Кто очень некрасиво поступил в этом рассказе? (Игорь).

Чему учит нас рассказ “ Фантазёры”? (не сваливать вину на других, а отвечать самим за свои поступки).

Учитель: А сейчас почитайте друг другу небылицы из рассказа “Фантазёры”.

(Чтение детьми небылиц друг другу в парах)

Учитель: А какой рассказ Носова учит никогда не воровать и не брать чужого?

(Огурцы) (слайд 6)

  • Расскажите, о чём этот рассказ? (краткий пересказ)
  • Назовите главных героев произведения. (Павлик и Котька)
  • К какому рассказу подходит пословица “Умел ошибиться – умей и поправиться”. ( “На горке”)(слайд7)
  • Кто главный герой? ( Котька Чижов)
  • Что вызывает смех в рассказе? (Котька посыпает горку песком).
  • Как вы считаете, посмеялся ли сам Котька над собой?
  • Прочтите это место в рассказе.

Учитель: (достаёт из пакета крупу)

  • В каком рассказе упоминается крупа? (“ Мишкина каша”) (слайд 8)
  • Почему у Миши и Коли не сварилась каша? (много крупы насыпали)
  • А кто из вас пробовал варить кашу?

IV. Физкультминутка

Учитель: Отдохнём с пользой для дела.

Я буду называть предметы или действующих лиц, которые встречались или не встречались в рассказе. Если встречались, то вы хлопните в ладоши 3 раза, если нет, то вы приседайте.

(Машина, шляпа, клюшка, картофель, котёнок, лыжи, кочерга, сани, лыжная палка, ребята.)

V. Объяснение нового материала:

Учитель:(Проблемная ситуация на уроке)

  • Ребята, а кто из вас читал книгу “Приключения Незнайки и его друзей”?
  • Можно ли это произведение назвать рассказом? (дети пытаются ответить)
  • А что такое рассказ? (повествовательное произведение небольшого размера)
  • Может тогда это повесть? (дети дают определение повести)
  • Перечислите всех героев этой книги? (Ребятам сложно выполнить задание, потому что героев много).

Учитель:Н.Н.Носов для детей писал не только рассказы, повести, но и романы-сказки.

Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.

Роман - сказку “ Приключения Незнайки и его друзей” писатель начинает выпускать в 1954 году. Цикл историй происходит в сказочной стране, действие постоянно развивается на грани реальных и фантастических событий. Главный герой – Незнайка. Хвастунишка, невежда, пройдя через все сказочные беды и потрясение, познав чувство дружбы, решает исправиться, стать вежливым, начать учиться.

Многие из вас уже прочли это произведение, остальные захотят узнать о его героях.

(слайды 9; 10)

V Закрепление знаний:

Учитель:Асейчас небольшая викторина по данному роману-сказке. (слайд 11)

1. Где жили Незнайка и его друзья? (В Цветочном городе)

2. Какого роста были коротышки? (Ростом с небольшой огурец)

3. Почему Знайку так звали? (Он много знал, читал разные книги)

4. Почему у Незнайки ничего не получалось? (Он не любил трудиться)

5. Поэт из Цветочного города.(Цветик)

6. Любитель сладкого из Цветочного города. (Пончик).

7. Друг Незнайки. (Гунька)

8. Мастер из Цветочного города.(Винтик).

Учитель: Сейчас мы поделимся на две команды. Первая “ Фантазёры”, а вторая “Затейники”

По сигналу (светофоры красного и зелёного цвета) называем рассказы Н.Н.Носова, о которых мы ещё сегодня не говорили. (“Клякса”, “Огородники”, “Тук-тук-тук”, “Заплатка”, “Федина задача”, “Метро” “Ступенька”....)

VIИтог урока:

Учитель: Сегодня мы прикоснулись к творчеству Н.Н.Носова – одного из самых любимых детьми писателей. По его книгам ставят спектакли, снимают фильмы и мультфильмы.

Читайте и перечитывайте книги Н.Носова, “чтобы вновь убедиться, что его герои “ как живые” а их фантазия,их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству”.

Так сказал о Н.Носове детский писатель С.В.Михалков (слайд12)

На уроке мы учились читать, инсценировать, а также думать над прочитанным.

Легко быть хорошим читателем? (ответы детей)

Что для этого нужно? (хорошо читать, выражать свои мысли вслух)

VII Оценка работы:

Учитель: А сейчас встаньте те, кто считает, что он весь урок активно работал, бегло читал, вдумчиво выражал свои мысли вслух.

Я рада, что вы так себя оценили.

Молодцы. Спасибо за урок.