Цели урока:
- образовательные: способствовать формированию знаний о столице нашей страны, городе Москве и ее достопримечательностях;
- развивающие: развитие у обучающихся наблюдательности, умения делать выводы; активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке;
- воспитательные: создать условия для воспитания интереса к истории своего народа; обретение чувства любви к родной стране.
Оборудование урока: медиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку "Достопримечательности Москвы и Московского Кремля".
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 2)
С городом этим
Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся ... (Столица) (слайд 2)
- Как называется город, который является столицей нашего государства? (Москва)
- Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие по столице нашей страны, городу Москве. (слайд 3)
(Подготовленный ученик наизусть читает стихотворение, подготовленное заранее)
(слайды 4,5,6,7,8,9,10,11 )
...Есть города, овеянные славой,
Их памятники – точно ордена.
Есть города, носящие по праву
Прославленных людей большие имена...Но среди многих городов вселенной,
Похожих и различных меж собой,
Один есть город, навсегда нетленный,
С неповторимой сказочной судьбой.М-о-с-к-в-а! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.В её истории история народа –
Строителя, героя и бойца.
Написано: "Москва!" Читается: "Свобода!"
Так чувствуют все честные сердца.Враги её смертельно ненавидят,
Друзья готовы жизни ей отдать.
Свои мечты в ней труженики видят,
Свою защиту, Родину и мать...
- Но, что прежде чем отправиться в любое путешествие, туристу нужно как следует разработать предстоящий маршрут. И в этом нам поможет карта (слайд 12)
II. Повторение изученного на прошлом уроке
- Мало карту иметь, нужно ещё уметь её читать, понимать условные знаки.
- Давайте вспомним, как по карте определить стороны горизонта?
- Скажите, что обозначают на карте различные цвета?
- Что обозначают другие условные знаки карты?
- Я вижу, что вы умеете читать карту, и с вами можно смело отправиться в путешествие.
III. Сообщение темы и целей урока
- Итак, я вас приглашаю в путешествие по Москве, во время которого вы узнаете много интересного об этом городе, познакомитесь с его достопримечательностями.
- Ребята, что вы знаете о Москве? (Ответы детей)
- Москва - огромный город. В нём около 4 тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем, кто приехал в Москву в первый раз. Что же может помочь гостям Москвы достаточно легко ориентироваться в городе? (слайд 13)
IV. Создание проблемной ситуации
- Можем ли мы с нашей картой путешествовать по Москве?
- Почему? Поможет она нам не заблудиться в городе?
- Кто знает, что может нам помочь?
- Выход есть. Путешествовать по Москве нам поможет план. План - это чертеж местности.
V. Изучение нового материала
(слайд 9)
- Рассмотрите план центральной части Москвы. На нём показаны улицы, площади, парки, музеи.
- План Москвы есть у нас и в учебниках на стр. 99, на котором хорошо видны не только улицы, парки, музеи и площади, но и еще Московская кольцевая автомобильная дорога, окружающая город. Маленькие рисунки, помещенные в учебнике, обозначают некоторые достопримечательности столицы.
- Город Москва - столица нашей Родины. Он был основан более 850 лет назад на берегах Москвы - реки. Основал город Юрий Долгорукий, которому теперь в центре установлен памятник. (слайд 14)
- В Москве, как и во всех других городах, есть своя символика: герб, гимн и флаг.
(слайд 15)
- Герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия. Эталоны герба города Москвы (цветной и черно-белый рисунки), а также его описание хранятся в Музее истории города Москвы и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
(слайд 16)
- Флаг города Москвы является официальным государственным символом города Москвы, представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3 с двусторонним изображением в центре развернутого от древка основного элемента герба города Москвы - Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия. Габаритная ширина изображения основного элемента герба на флаге города Москвы должна составлять 2/5 части длины полотнища. Эталон флага города Москвы, а также его описание хранятся в Музее истории города Москвы и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
- Гимном города Москвы является музыкально-поэтическое произведение, созданное на основе песни И.О. Дунаевского на стихи М.С. Лисянского и С.И. Аграняна "Моя Москва".
Текст гимна города Москвы
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
VI. Физкультминутка
Вот Москва - столица наша,
Не найти столицы краше,
Солнце хоть весь день свети
Город нам не обойти.
Север, юг, восток и запад -
Не пройти столицу за год.
VII. Продолжение изучения нового материала
- В Москве много достопримечательностей. С некоторыми из них мне хочется вас познакомить на нашем уроке - путешествии. (слайд 17)
(слайды 18,19,20,21,22)
- Красная площадь в Москве – любимое место в столице не только гостей, но и москвичей. Она является символом города, ее сердцем. В ее облике отражена вся история России.
- В 16 веке Красную площадь называли Троицкой, по названию Троицкой церкви, находившейся в южной части площади. В 1508-1516 годах вдоль кремлевской стены в оборонительных целях был вырыт ров шириной более 36 м и глубиной 10 м, который заполнили водой. В 17 веке через ров были построены мосты к Никольским и Спасским воротам. Площадь стали называть Красной, что означало красивая. Постепенно Красная площадь в Москве становится не только торговым, но и политическим центром.
(слайды 23, 24)
- Московский Кремль - символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. Москва. Кремль. Эти два имени всегда рядом, потому что Кремль - это сердце Москвы. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы - реки. Купола похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.
(слайды 25,26)
- Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея. С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
(слайды 27,28,29)
- Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм. (слайды 30,31)
- Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи - от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея – один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. (слайд 32)
- Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. (слайд 33)
- Царь-колокол в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными - Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве и других русских городах. (слайд 34)
- Царь-пушка в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Это мощное орудие, расположенное на Ивановской площади, является памятником русской артиллерии. Крупнейшая по калибру в мире, она стала памятником литейного дела.
(слайд 35)
- В самом центре столицы, на Соборной площади Кремля расположена церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичкина, больше известная как колокольня Ивана Великого. Она объединяет все древние храмы Московского Кремля в единый архитектурный ансамбль. В 2008 году храм отметил свое 500-летие. (слайд 36)
- Все, кто хоть раз побывал в столице России Москве и в самом ее центре – на Красной площади, любовался и знаменитой Спасской башней Московского Кремля.
VIII. Закрепление изученного материала
- А теперь откройте тетради на стр.67. Давайте проверим, какие достопримечательности вы запомнили.
Проверка (слайды 37, 38)
IX. Итог урока
- Наше путешествие подошло к концу. Много интересного можно встретить в Москве - за год, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей этого великого города.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что нового о Москве вы узнали для себя на уроке?
- Что такое план местности?
X. Домашнее задание
1. Текст в учебнике на стр. 98-107;
2. С помощью Интернета и дополнительной литературы совершите свое путешествие по Москве и подготовьте сообщение о других достопримечательностях Москвы.
3. Работа в тетрадях на стр. 64-70.
В презентации использованы материалы
- www.moscowvision.ru
- http://geography.okis.ru/rus.html
- http://debug.speakrussian.cie.ru/time_new/rus/country_inf/
- http://newspaper.moe-online.ru/view/222307.html
- http://www.obrazz.ru/r_40/
- Учебник А.А.Плешаков “Окружающий мир” для 2 класса в 2 частях, 2 часть, 2011г
- Рабочая тетрадь “Окружающий мир” для 2 класса в 2 частях, 2 часть, 2012г
- Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. Универсальное планирование. 2 класс. М.: 3- издание. “ВАКО”, 2008.