Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". Решение текстовых задач, 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цель урока: привитие интереса учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье.

Задачи:

  • Образовательные: повторить решение текстовых задач на дроби, проценты, задач, решаемых с помощью уравнений.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
  • Воспитательные: воспитывать учащихся умение ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (задачи для классной работы и для дом работы – см. Приложения)

Ход урока

I. Организационный момент.

Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владения математическими знаниями.

А сейчас особенно математика проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии, какую бы вы не выбрали для себя. Это математики учат вычислительные машины измерять размеры атома, проектировать дома, проводить медицинские обследования, сочинять стихи и музыку.

Причем здесь здоровье? – спросите вы. Притом, что сегодня мы проводим урок «Математика и здоровье» (Слайд 1 Презентация), чтобы еще раз напомнить – необходимо ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.

Путь к математическим вершинам начинается со здоровья.

А заинтересовать вас вопросами здорового образа жизни мы постараемся посредством решения математических задач.

Умение решать задачи – это важная часть для того, чтобы успешно сдать ГИА и ЕГЭ.

II. Устный счет.

  1. Найти 2/3 от числа 36 .Повторить правило.
  2. Найти число, если 3/2 этого числа равны 48.
  3. Найти 44% от числа 200 двумя способами.

III. Решение задач.

Бойся вредных привычек.

1 ученик (Слайд 2), Человеческое тело можно сравнить с огромным зданием, состоящим из миллиардов «кирпичиков» - клеток. Клетки образуют ткани. Ткани объединяются в органы.

Слаженная работа всех органов – счастье для человека.

2 ученик (Слайд 3),

1 ученик Задача 1. ( Слайд 4)

Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? (на 15 лет)

75 – это5/4

Чтобы найти число по его дроби нужно разделить на числитель и умножить на знаменатель.

75:5*4=60

75-60=15

Ответ: на 15 лет

2 ученик Задача 2. (Слайд 5)

В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? (210 000 )

42%=0,42

500000*0,42=210000

Учитель

Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни?

Мужчины чаще попадают в ситуации, связанные с риском для жизни, кроме того, имеют больше вредных привычек.

Математическая статистика. (Слайд 6)

75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.

90% рака легких наблюдается у курильщиков,

до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет.

Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.

Советы психологов(Слайд 7)

Правильно питайся.

3 ученик Пища – топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание должно быть рациональным, включать в себя все необходимые пищевые вещества.

4 ученик Например, девятиклассник должен ежедневно получать около 2500кк. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира.

(Слайд 8)

3 ученик

«Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья»
Ибн Сина.

4 ученик

«Если хочешь продлить свою жизнь, укороти трапезы»
Бенджамин Франклин.

3 ученик

«Умеренность – союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите и двигаетесь – соблюдайте умеренность»
Абу-Ль-Фараджа.

4 ученик Дефицит какого-либо пищевого вещества в организме может привести к серьезным заболеваниям. Например, дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От наличия меди зависит прочность связок и сухожилий.

Решим задачу:

3 ученик Задача 3. (Слайд 9)

Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

1 число - х 0,7х

2 число –(х+5) 0,6(х+5)

0,6(х+5)- 0,7х=2,7

0,6х+3-0,7х=2,7

-0,1х=-0,3

Х=3

У=3+5=8

Ответ: 28 слов

Полноценный сон – важный источник ваших сил.

5 ученик Полноценный сон играет наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи, напряженно работать, а если он не выспится он чувствует себя вялым , мозг плохо работает.

Задача 4 (Слайд 10).

Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?(75лет)

Пусть х-средняя продолжительность жизни.

Составим уравнение

1/3х+50=х

-2/3х =-50

Х=-50:(-2/3)

Х=75

Ответ:75 лет

Движение жизнь (Слайд 11)

6 ученик Отсутствие двигательной активности или ее ограничение отрицательно влияют на организм. Физиолог Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.

(Слайд 12)

7 ученик Движение делает людей счастливыми

Бесцельны долгий отдых и покой:
В излишествах нет пользы никакой,
Коль человек недвижим, вредный сок
Заполнит тело, и еда не впрок.
Ибн Сина

Физкультминутка: «Сова» Слайд 13

6 и 7 ученик. Правая рука захватывает левую мышцу (между шеей и плечом). Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую мышцу.

Учитель:Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления.

Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особеннополезно после длительного письма, работы с компьютером.

Красота должна быть разумной

8 ученик. (Слайд 14) В 17-19 веках было особенно модно пользоваться корсетами для придания стройности фигуре. Корсеты носили женщины, а иногда и мужчины. Талии у дам были действительно очень тонкими, но вот только пройти хотя бы 100 м для них было проблемой. Корсет сдавливал грудь, не давал дышать и уродовал внутренние органы.

Современная мода на брюки и юбки с заниженной талией, к счастью мода уходящая, может пагубно сказаться как на собственном здоровье каждого, так и на здоровье потомства, а значит и всей нашей нации.

Красота должна быть разумной.

Задача 5. (Слайд 15)

У французской актрисы Полет, жившей в начале 20 века, обхват талии составлял 33 см. Обхват талии самого тяжеловесного из ныне живущих американца Альберта Джексона составил 891% от обхвата талии актрисы. Какой длины рулетку придется использовать, чтобы наверняка найти объем его талии? (294 см, т.е. 3 м длина рулетки)

33*8,91=294,03см =3м

Память необходимо тренировать. (Слайд 16),

9 ученик Одна из основных функций человеческого мозга – обучение. Чтобы обучиться чему – нибудь, надо для начала запомнить какую – то информацию. Для успешного пользования своей памятью, необходимо информацию усвоить, сохранить и при необходимости воспроизвести.

10 ученик. Обычный человек может удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 единиц запоминаемого материала, тренированный же до 20 единиц произвольно полученной информации. При этом способности произвольной памяти просто огромны.

9 ученик. (Слайд 17),

В Японии происходят соревнования среди тех, кто смог выучить наибольшее количество знаков числа «пи». Житель Японии в 1987 году назвал по памяти 40 000 знаков числа «пи», на это у него ушло 17 ч 21 мин.

10 ученик Задача 6. (Слайд 18)

Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного. 28слов

Пусть х слов запомнил тренированный человек, тогда 0,4х-запомнил обычный человек.

Х-0,4х=12

0,6х=12

Х=12:0,6

Х=20

20+8=28 ответ

Работать в шуме вредно.

11 ученик С помощью слуха мы взаимодействуем с окружающей средой. При работе в интенсивном шуме у людей снижается внимание, увеличивается количество ошибок и даже ухудшается зрение. Сильный шум может даже убить. Постоянно слушая музыку через наушники, человек постепенно глохнет и повышает уровень громкости незаметно сам для себя. Это очень вредно.

Задача 7 (Слайд 19)

Японские врачи провели исследование и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процентов потерявших слух активно стремились к этому? 66,6%

30/45=2/3=0,66666*100=66,6%

IV. Итог урока.

Наши задачи закончились. Поднимите руку кто почерпнул сегодня что-то новое для себя.

12 ученикЧтобы жизнь была полной, насыщенной, интересной не лежи на диване и не просиживай у компьютера, телевизора. Есть много интересного вокруг нас. Найди увлечение по душе.

13 ученик

Мы знаем, время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

12 ученик. Мы за здоровый образ жизни, за то, чтобы свободное от учебы время было творчески заполнено.

13 ученик Чем богаче ваш внутренний мир и разносторонней занятия, тем наглядней для вас будет бессмысленность курения, пьянства и прочих вредных привычек и негативных факторов.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. Задачи на листочках.

(см. приложение)

Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче. Желаем радости открытий в необозримом море с именем «Математика»! Спасибо за участие!