Пояснительная записка.
Современная программа по химии 9 класса очень перегружена теоретическим материалом, а для решения расчетных задач отведено, очень мало времени, которого недостаточно для выработки высокого уровня умений и навыка решения задач. Именно в условиях недостатка основного учебного времени данный элективный курс даёт возможность познакомить учащихся с различными способами решения задач, а также помочь подготовиться к поступлению на избранный профиль.
При решении задач не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.
При решении задач развиваются кругозор, память, мышление. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность.
При подборе расчетных задач целесообразно учитывать использование задач как репродуктивного, так и продуктивного типа.
Актуальность курса: задачи в химии решаются не только ради получения правильного ответа. Способность правильно решать задачи может служит оценкой степени усвоения теоретических знаний и практических умений.
Главными задачами курса является
- Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
- Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими предпосылками
- Развить навыки самостоятельной работы
- Содействовать конкретизации и упрочению знаний
Цели данного курса:
- проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала различного уровня сложности по данному предмету;
- устранить пробелы в знаниях;
- познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.
Программа элективного курса
I. Тема: Расчеты по химическим формулам (7 часов).
Темы уроков:
Урок 1.Основные физические и химические величины.
Урок 2.Расчеты, связанные с понятиями «масса вещества», «количество вещества».
Урок 3.Расчеты, связанные с понятиями «молярный объем газа» и «относительная плотность газа».
Урок 4.Расчеты, связанные с использованием газовых законов.
Урок 5.Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля», «объемная доля».
Урок 6.Расчеты, связанные с выводом простейших формул и молекулярных формул веществ.
Урок 7.Контрольная работа.
Основное содержание: Нахождение молекулярной формулы вещества. Понятие о количестве вещества, массовой доле вещества, молярном объеме газа, объемной доле газа. Осуществление перехода от данных условий к нормальным и наоборот с использованием формулы объединенного газового закона Бойля-Мариота и Гей-Люсака. Вывод простейших и молекулярных формул веществ.
Знать: Основные понятия и формулы, используемые при решении данных задач.
Уметь: Решать задачи по формулам.
Формы работы: воспроизводящая беседа, решение задач по алгоритму, упражнения в применении знаний, проверка и оценка знаний (химический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа).
II. Тема: Расчеты по химическим уравнениям (6 часов).
Темы уроков:
Урок 1-2(8-9). Вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси. Вычисления с использованием понятия «выход продукта». Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке.
Урок 3 (10). Расчеты по термохимическим уравнениям.
Урок 4 (11). Задачи на смеси.
Урок 5 (12). Решение задач на смеси алгебраическим способом.
Урок 6 (13). Контрольная работа.
Основное содержание: Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях, массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции, массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), с использованием понятия «выход продукта», по термохимическим уравнениям, состава смесей алгебраическим способом.
Знать: основные принципы расчетов по химическому уравнению и проводить все вычисления в молях.
Уметь: составлять химические уравнения и находить количество одного из веществ по количеству другого вещества в соответствии с уравнением реакции и переводить количество вещества в искомую величину – массу или объем.
Формы работы: урок презентация, алгоритмизированное решение задач при пошаговом выполнении действий, урок-игра, упражнения в применении знаний, проверка и оценка знаний (контрольная работа).
III. Тема: Способы выражения концентрации растворов (6 часов).
Темы уроков:
Урок 1-2(14-15). Приготовление раствора определенной концентрации. Процентная, молярная концентрации.
Урок 3-4 (16-17). Разбавление и смешивание растворов. Перевод одного типа концентрации в другой.
Урок 5-6 (18-19). Урок-соревнование.
Основное содержание: Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей, молекулярной концентрацией.
Знать: какие системы называются растворами, способы выражения концентрации растворов.
Уметь: Производить расчеты, связанные с нахождением процентной и молярной концентрации, с переводом одного типа концентрации в другой, связанные с разбавлением и смешиванием растворов.
Формы работы: урок - лекция, урок – игра, урок – упражнение. Проверка и оценка знаний с использованием игровых методов.
IV. Тема: Расчеты, связанные с химической кинетикой (2 часа).
Темы уроков.
Урок 1 (20). Расчеты, связанные со скоростями химических реакций.
Урок 2 (21). Расчеты, связанные с химическим равновесием.
Основное содержание: Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.
Знать: учение о скорости химических реакций, зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ и условий протекания (концентрации, температуры, катализаторов), обратимые и необратимые химические реакции; условия необратимости, химическое равновесие и условия его смещения, принцип Ле-Шателье.
Уметь: прогнозировать характер смещения химического равновесия при различных внешних воздействиях на обратимую реакцию; решать задачи по определению скорости реакций в зависимости от изменения концентрации исходных веществ или продуктов взаимодействия, изменения температуры системы.
Формы работы: лекции, упражнения в применении знаний, проверка и оценка знаний (тестирование).
V. Тема: Решение качественных и экспериментальных задач. Составление цепочек химических превращений веществ (8 часов).
Темы уроков:
Урок 1-2 (22-23). Качественные реакции на некоторые ионы. (Практическая работа)
Урок 3-4 (24-25). Способы идентификации некоторых газов. (Практическая работа)
Урок 5-6 (26-27). Распознавание химических соединений по их свойствам
Урок 7-8 (28-29). Составление цепочек химических превращений веществ
Основное содержание: качественные реакции неорганических веществ. Методы идентификации газов – углекислого газа, кислорода, водорода. Составление цепочек химических превращений веществ. Распознавание химических соединений по их свойствам.
Знать: качественные реакции на ионы; химические свойства соединений; генетическую связь между классами неорганических веществ; методы идентификации газов.
Уметь: осуществлять генетическую связь между классами; писать уравнения реакций; определять с помощью качественных реакций ионы; идентифицировать газы.
Формы работы: урок-практикум, проверка и оценка знаний (групповой зачет).
VI. Тема: Итоговое занятие (3 часа).
Темы уроков:
Урок 1 (30). Зачет.
Урок 2-3 (31-32). Защита проектных работ (урок-бенефис).
Литература и другие информационные источники:
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. – М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая Волна, 2002.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая Волна, 2002.
- Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. – Ростов на Дону: Феникс, 2000.
- Зубович Е.Н., Асадник В.Н. Химия. Решение задач повышенной сложности: Справочное пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004.
- Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1994.
- Решение задач по химии алгебраическим способом. – М.: 1992.