Элективный курс "Решение расчетных и экспериментальных задач по химии"

Разделы: Химия


Пояснительная записка. 

Современная программа по химии 9 класса очень перегружена теоретическим материалом, а для решения расчетных задач отведено, очень мало времени, которого недостаточно для выработки высокого уровня умений и навыка решения задач. Именно в условиях недостатка основного учебного времени данный элективный курс даёт возможность познакомить учащихся с различными способами решения задач, а также помочь подготовиться к поступлению на избранный профиль.

При решении задач не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.

При решении задач развиваются кругозор, память, мышление. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность.

При подборе расчетных задач целесообразно учитывать использование задач как репродуктивного, так и продуктивного типа.

Актуальность курса: задачи в химии решаются не только ради получения правильного ответа. Способность правильно решать задачи может служит оценкой степени усвоения теоретических знаний и практических умений.

Главными задачами курса является

  1. Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
  2. Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими предпосылками
  3. Развить навыки самостоятельной работы
  4. Содействовать конкретизации и упрочению знаний

Цели данного курса:

  1. проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала различного уровня сложности по данному предмету;
  2. устранить пробелы в знаниях;
  3. познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.

Программа элективного курса

I. Тема: Расчеты по химическим формулам (7 часов).

Темы уроков:

Урок 1.Основные физические и химические величины.

Урок 2.Расчеты, связанные с понятиями «масса вещества», «количество вещества».

Урок 3.Расчеты, связанные с понятиями «молярный объем газа» и «относительная плотность газа».

Урок 4.Расчеты, связанные с использованием газовых законов.

Урок 5.Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля», «объемная доля».

Урок 6.Расчеты, связанные с выводом простейших формул и молекулярных формул веществ.

Урок 7.Контрольная работа.

Основное содержание: Нахождение молекулярной формулы вещества. Понятие о количестве вещества, массовой доле вещества, молярном объеме газа, объемной доле газа. Осуществление перехода от данных условий к нормальным и наоборот с использованием формулы объединенного газового закона Бойля-Мариота и Гей-Люсака. Вывод простейших и молекулярных формул веществ.

Знать: Основные понятия и формулы, используемые при решении данных задач.

Уметь: Решать задачи по формулам.

Формы работы: воспроизводящая беседа, решение задач по алгоритму, упражнения в применении знаний, проверка и оценка знаний (химический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа).

II. Тема: Расчеты по химическим уравнениям (6 часов).

Темы уроков:

Урок 1-2(8-9). Вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси. Вычисления с использованием понятия «выход продукта». Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке.

Урок 3 (10). Расчеты по термохимическим уравнениям.

Урок 4 (11). Задачи на смеси.

Урок 5 (12). Решение задач на смеси алгебраическим способом.

Урок 6 (13). Контрольная работа.

Основное содержание: Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях, массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции, массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), с использованием понятия «выход продукта», по термохимическим уравнениям, состава смесей алгебраическим способом.

Знать: основные принципы расчетов по химическому уравнению и проводить все вычисления в молях.

Уметь: составлять химические уравнения и находить количество одного из веществ по количеству другого вещества в соответствии с уравнением реакции и переводить количество вещества в искомую величину – массу или объем.

Формы работы: урок презентация, алгоритмизированное решение задач при пошаговом выполнении действий, урок-игра, упражнения в применении знаний, проверка и оценка знаний (контрольная работа).

III. Тема: Способы выражения концентрации растворов (6 часов).

Темы уроков:

Урок 1-2(14-15). Приготовление раствора определенной концентрации. Процентная, молярная концентрации.

Урок 3-4 (16-17). Разбавление и смешивание растворов. Перевод одного типа концентрации в другой.

Урок 5-6 (18-19). Урок-соревнование.

Основное содержание: Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей, молекулярной концентрацией.

Знать: какие системы называются растворами, способы выражения концентрации растворов.

Уметь: Производить расчеты, связанные с нахождением процентной и молярной концентрации, с переводом одного типа концентрации в другой, связанные с разбавлением и смешиванием растворов.

Формы работы: урок - лекция, урок – игра, урок – упражнение. Проверка и оценка знаний с использованием игровых методов.

IV. Тема: Расчеты, связанные с химической кинетикой (2 часа).

Темы уроков.

Урок 1 (20). Расчеты, связанные со скоростями химических реакций.

Урок 2 (21). Расчеты, связанные с химическим равновесием.

Основное содержание: Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

Знать: учение о скорости химических реакций, зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ и условий протекания (концентрации, температуры, катализаторов), обратимые и необратимые химические реакции; условия необратимости, химическое равновесие и условия его смещения, принцип Ле-Шателье.

Уметь: прогнозировать характер смещения химического равновесия при различных внешних воздействиях на обратимую реакцию; решать задачи по определению скорости реакций в зависимости от изменения концентрации исходных веществ или продуктов взаимодействия, изменения температуры системы.

Формы работы: лекции, упражнения в применении знаний, проверка и оценка знаний (тестирование).

V. Тема: Решение качественных и экспериментальных задач. Составление цепочек химических превращений веществ (8 часов).

Темы уроков:

Урок 1-2 (22-23). Качественные реакции на некоторые ионы. (Практическая работа)

Урок 3-4 (24-25). Способы идентификации некоторых газов. (Практическая работа)

Урок 5-6 (26-27). Распознавание химических соединений по их свойствам

Урок 7-8 (28-29). Составление цепочек химических превращений веществ

Основное содержание: качественные реакции неорганических веществ. Методы идентификации газов – углекислого газа, кислорода, водорода. Составление цепочек химических превращений веществ. Распознавание химических соединений по их свойствам.

Знать: качественные реакции на ионы; химические свойства соединений; генетическую связь между классами неорганических веществ; методы идентификации газов.

Уметь: осуществлять генетическую связь между классами; писать уравнения реакций; определять с помощью качественных реакций ионы; идентифицировать газы.

Формы работы: урок-практикум, проверка и оценка знаний (групповой зачет).

VI. Тема: Итоговое занятие (3 часа).

Темы уроков:

Урок 1 (30). Зачет.

Урок 2-3 (31-32). Защита проектных работ (урок-бенефис). 

Литература и другие информационные источники:

  1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. – М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997.
  2. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая Волна, 2002.
  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая Волна, 2002.
  4. Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. – Ростов на Дону: Феникс, 2000.
  5. Зубович Е.Н., Асадник В.Н. Химия. Решение задач повышенной сложности: Справочное пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004.
  6. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1994.
  7. Решение задач по химии алгебраическим способом. – М.: 1992.

Приложение.