В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательный процесс должен строиться с учётом комплексно-тематического принципа а также с учётом принципа интеграции образовательных областей. В связи с чем вопрос реализации лексической темы через различные образовательные области становится наиболее актуален, и особенно это касается группы для детей с нарушением речи. Совместная деятельность взрослого и детей наиболее полно отражает специфику работы логопедической группы. Предлагаем вам проект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи в соответствии с лексической темой “Птицы”.
Период проведения: 3 период
Лексическая тема: “Птицы”
Задачи:
- расширять словарный запас по теме “Птицы”;
- формировать фонематическое восприятие через упражнения детей в словообразовании, словоизменении, делении слов на слоги;
- развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику на основе словесных игр, игр с мячом, игр-экспериментов;
- воспитывать интерес к теме, бережное отношение к птицам, аккуратность, трудолюбие.
Средства обучения: аудиозапись, картинки с птицами, выставка поделок руками родителей, цветная бумага, схемы для изготовления птиц по типу оригами, мяч, настольная игра “Первое чтение”, перья (маленькие и большие), вода в тарелочке с растительным маслом, салфетки, поднос.
Характеристика группы: дети с диагнозом ОНР 2, 3 уровня + алалия, дизартрия.
Предполагаемый результат: дети называют и различают птиц, в разговорной речи правильно согласовывают числительные с существительными, видоизменяют и образовывают слова, у детей появился интерес к изучаемой теме.
Структурный элемент | Воспитатель | Дети | Образовательные области |
1.Слушание аудио- записи голосов птиц | - Давайте прислушаемся, дети, что вы
слышите? - Как вы думаете, почему птицы поют все громче и громче? |
- Это поют птицы - Радуются приходу весны |
Музыка Познание |
2.Беседа о пернатых | - Кто изображен на картинках? - Почему это птицы? - Как называются птицы, которые остаются зимовать? - Каких зимующих птиц вы знаете? - У каких птиц птенцы появляются дважды за лето? - Чем питаются зимующие птицы? - Как называются птицы, которые прилетают к нам весной? |
(Тело покрыто перьями, есть 2 крыла,
умеют летать, есть клюв и хвост) - зимующие - Воробьи, синицы, снегири, вороны... - у синиц - их кормят люди, строят кормушки - перелетные |
Коммуникация Познание |
3. Загадки о птицах | 1. на шесте дворец, во дворце певец, а
зовут его... 2. спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце 3. всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. Прыг да скок по полю вскачь, а зовется птица... 4. длинноногий, длинношеий, длинноклю-вый, телом серый, бродит по болтам, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. 5. прилетел к нам, наконец, лучший наш певец. Дни и ночи напролет он поет. 6. что делают птицы весной? |
1. скворец
2. ласточка
3. грач
4. журавль
5. соловей
6. вьют гнезда. |
Коммуникация Познание |
4.Рассматривание выставки поделок руками родителей | - Посмотрите, какие гнезда появились и у нас в группе | Социализация Художественное творчество |
|
5. Складывание птиц по типу оригами | - Вчера мы складывали птичек по методу
оригами, а Владика не было в детском саду? Кто хочет научить Владика складывать из бумаги птицу? |
Ксюша учит Владика по схеме складывать птичку, в это время остальные дети играют в игру с мячом. | Социализация Художественное творчество |
6.Игра с мячом “Чья у птицы голова, подскажи скорее слова” |
- у журавля, - у соловья, - у вороны |
- журавлиная - соловьиная - воронья и т.д. |
Физическая культура, Коммуникация |
7. Игра с цифрами “Мы – волшебники немного, был один, а стало много”. |
Показываю цифру и картинку с птицей | 1 грач, 3 грача. 5 грачей 1 журавль, 2 журавля, 5 журавлей, 1 утка, 3 утки, 5 уток и т.д. |
Познание, коммуникация, социализация |
8.Игра на поддувание | Дети, пока мы с вами играли, Ксюша научила Владика складывать птицу. Как можно с ней поиграть? | - Поместить в гнездо, - подуть на нее. |
Здоровье Социализация |
9.Игра “Собери слово” | - Посмотрите, на столах лежат слоги, надо собрать слово и подобрать картинку с птицей | Дети собирают слова из слогов, читают. | Коммуникация Познание |
10.Пальчиковая игра “Стайка” | Давайте поиграем в пальчиковую игру Пой-ка, подпевай-ка, Прилетела стайка - эта птичка – соловей - эта птичка – воробей - эта птичка - совушка – - эта птичка – скворушка, - это зяблик, - это стриж, - это развеселый стриж. Ну, а это коршун злой Птички, птички – все домой |
(хлопают в ладоши, машут “крыльями”)
(соединяют пальчики, большой с остальными) (зовут руками к себе, делают крышу над головой из рук) |
Коммуникация |
11. Опыт-эксперимент с перьями Наблюдение за сухими перышками (поднять и отпустить),и за перышками,смоченными в воде с растительным маслом (поднять и отпустить. |
- Кто внимательный? Что нового у нас появилось в экспериментальном уголке? - Они одинаковые? - Чем они отличаются? Маленькие – пуховые, большие – маховые. Давайте проведем эксперимент. Что может произойти с птицами, если они попадут в воду с мазутом, с нефтью и др.? |
Появились перышки птиц
- одни маленькие, другие большие. Опыт с перьями с водой и растительным маслом. Сухие пуховые перышки летят, кружатся, а смоченные в воде с маслом падают вниз. Не смогут взлететь, погибнут. |
Познание |
12. Вывод | Дети, почему надо беречь природу? А сейчас мы пойдем на прогулку, покормим птиц в кормушке, а вечером сделаем рекламу “Берегите птиц!” |
Чтобы реки, леса, были чистыми, птицы могли летать в чистом небе, плавать в чистых реках. |
Литература:
- “Мяч и речь” Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук.
- “100 физкультминуток на логопедических занятиях” Н.Г.Метельская.
- “Лесная мозаика” В.Зотов.
- “Оригами” Т.Б. Сержантова.