Проект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательный процесс должен строиться с учётом комплексно-тематического принципа а также с учётом принципа интеграции образовательных областей. В связи с чем вопрос реализации лексической темы через различные образовательные области становится наиболее актуален, и особенно это касается группы для детей с нарушением речи. Совместная деятельность взрослого и детей наиболее полно отражает специфику работы логопедической группы. Предлагаем вам проект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи в соответствии с лексической темой “Птицы”.

Период проведения: 3 период

Лексическая тема: “Птицы”

Задачи:

  • расширять словарный запас по теме “Птицы”;
  • формировать фонематическое восприятие через упражнения детей в словообразовании, словоизменении, делении слов на слоги;
  • развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику на основе словесных игр, игр с мячом, игр-экспериментов;
  • воспитывать интерес к теме, бережное отношение к птицам, аккуратность, трудолюбие.

Средства обучения: аудиозапись, картинки с птицами, выставка поделок руками родителей, цветная бумага, схемы для изготовления птиц по типу оригами, мяч, настольная игра “Первое чтение”, перья (маленькие и большие), вода в тарелочке с растительным маслом, салфетки, поднос.

Характеристика группы: дети с диагнозом ОНР 2, 3 уровня + алалия, дизартрия.

Предполагаемый результат: дети называют и различают птиц, в разговорной речи правильно согласовывают числительные с существительными, видоизменяют и образовывают слова, у детей появился интерес к изучаемой теме.

Структурный элемент Воспитатель Дети Образовательные области
1.Слушание аудио- записи голосов птиц - Давайте прислушаемся, дети, что вы слышите?

- Как вы думаете, почему птицы поют все громче и громче?

- Это поют птицы

- Радуются приходу весны

Музыка

Познание

2.Беседа о пернатых - Кто изображен на картинках?

- Почему это птицы?

- Как называются птицы, которые остаются зимовать?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- У каких птиц птенцы появляются дважды за лето?

- Чем питаются зимующие птицы?

- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной?

(Тело покрыто перьями, есть 2 крыла, умеют летать, есть клюв и хвост)

- зимующие

- Воробьи, синицы, снегири, вороны...

- у синиц

- их кормят люди, строят кормушки

- перелетные

Коммуникация

Познание

3. Загадки о птицах 1. на шесте дворец, во дворце певец, а зовут его...

2. спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце

3. всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. Прыг да скок по полю вскачь, а зовется птица...

4. длинноногий, длинношеий, длинноклю-вый, телом серый, бродит по болтам, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.

5. прилетел к нам, наконец, лучший наш певец. Дни и ночи напролет он поет.

6. что делают птицы весной?

1. скворец

 

2. ласточка

 

3. грач

 

4. журавль

 

5. соловей

 

6. вьют гнезда.

Коммуникация

Познание

4.Рассматривание выставки поделок руками родителей - Посмотрите, какие гнезда появились и у нас в группе   Социализация

Художественное творчество

5. Складывание птиц по типу оригами - Вчера мы складывали птичек по методу оригами, а Владика не было в детском саду?

Кто хочет научить Владика складывать из бумаги птицу?

Ксюша учит Владика по схеме складывать птичку, в это время остальные дети играют в игру с мячом. Социализация

Художественное творчество

6.Игра с мячом

“Чья у птицы голова, подскажи скорее слова”

- у журавля,

- у соловья,

- у вороны

- журавлиная

- соловьиная

- воронья и т.д.

Физическая культура, Коммуникация
7. Игра с цифрами

“Мы – волшебники немного, был один, а стало много”.

Показываю цифру и картинку с птицей 1 грач, 3 грача. 5 грачей

1 журавль, 2 журавля, 5 журавлей,

1 утка, 3 утки, 5 уток и т.д.

Познание,

коммуникация,

социализация

8.Игра на поддувание Дети, пока мы с вами играли, Ксюша научила Владика складывать птицу. Как можно с ней поиграть? - Поместить в гнездо,

- подуть на нее.

Здоровье

Социализация

9.Игра “Собери слово” - Посмотрите, на столах лежат слоги, надо собрать слово и подобрать картинку с птицей Дети собирают слова из слогов, читают. Коммуникация

Познание

10.Пальчиковая игра “Стайка” Давайте поиграем в пальчиковую игру

Пой-ка, подпевай-ка,

Прилетела стайка

- эта птичка – соловей

- эта птичка – воробей

- эта птичка - совушка –
сонная головушка,

- эта птичка – скворушка,
пестренькое перышко,

- это зяблик,

- это стриж,

- это развеселый стриж.

Ну, а это коршун злой

Птички, птички – все домой

(хлопают в ладоши, машут “крыльями”)

 

 

 

 

 

 

 

(соединяют пальчики, большой с остальными)

(зовут руками к себе, делают крышу над головой из рук)

Коммуникация
11. Опыт-эксперимент с перьями

Наблюдение за сухими перышками (поднять и отпустить),и за перышками,смоченными в воде с растительным маслом (поднять и отпустить.

- Кто внимательный?

Что нового у нас появилось в экспериментальном уголке?

- Они одинаковые?

- Чем они отличаются?

Маленькие – пуховые, большие – маховые.

Давайте проведем эксперимент.

Что может произойти с птицами, если они попадут в воду с мазутом, с нефтью и др.?

Появились перышки птиц

 

 

- одни маленькие, другие большие.

Опыт с перьями с водой и растительным маслом.

Сухие пуховые перышки летят, кружатся, а смоченные в воде с маслом падают вниз.

Не смогут взлететь, погибнут.

Познание
12. Вывод Дети, почему надо беречь природу?

А сейчас мы пойдем на прогулку, покормим птиц в кормушке, а вечером сделаем рекламу “Берегите птиц!”

Чтобы реки, леса, были чистыми, птицы могли летать в чистом небе, плавать в чистых реках.  

Литература:

  1. “Мяч и речь” Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук.
  2. “100 физкультминуток на логопедических занятиях” Н.Г.Метельская.
  3. “Лесная мозаика” В.Зотов.
  4. “Оригами” Т.Б. Сержантова.