Проблема повышения роли отца в семье – сложное явление, включающее в себя решение ряда вопросов, от правильности которых зависит весь процесс воспитания и образования детей. Поэтому и на сегодняшний день проблема отцов является актуальной, и требует к себе пристального внимания со стороны науки и практики.
Традиционно основной задачей мужчины считается обеспечение материального благополучия своей семьи. Однако сегодня для полноценного развития ребенка также необходимо непосредственное участие отца в его воспитании. Не все мужчины понимают, насколько это важно. Многие из них не допускают мысли, что они будут вовлечены в ежедневную кропотливую работу по уходу за детьми. А ведь ответственному отцовству нужно учиться!
Любой отец сегодня может посетовать на недостаток времени для занятий со своим ребенком. К тому же финансовые проблемы не способствуют становлению полноценного отцовства, заставляя отцов работать дольше и тяжелее в надежде на повышение должности и зарплаты. Специфика работы вахтовым методом вынуждает их выезжать на определённое время за пределы города, тем самым нарушается связь между родителем и ребёнком. Пристрастие к алкоголю, наркотикам и сексуальная распущенность, несомненно, являются дополнительными факторами, губящих отцов.
Поэтому целью нашей работы стало: помочь отцам в осознании своих задач в семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его отцом. Найти эффективные средства и пути передачи навыков и знаний отцам, чтобы они могли помочь своим детям адаптироваться в современной жизни.
Можно утверждать, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее дарить и понимать. Одна мама, отдавая все свое тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить ребенка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец.
Задачи работы:
- Довести до отцов истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
- Воспитать у отцов чувство уверенности в своих силах и мудрости.
- Пополнить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
- Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
- Помочь отцам научиться уважать ребёнка как личность, развивая его творческие способности.
- Вовлечь отцов в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.
Концепцией в данном опыте является:
- равенство в воспитании детей означает взаимоуважение в семье и неприятие разрешения конфликтов с позиции силы. Уважение отца к ребёнку, значит, верить в его способности, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельные решения.
Ожидаемые результаты:
- Повышение эффективности взаимодействия.
- Изменения активности членов семьи в педагогическом процессе.
- Неформальные отношения с семьями воспитанников.
- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждым отцом (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
- Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам.
- Установление делового взаимодействия между педагогом и отцами, общение и взаимопонимание.
- Изучение особенностей семьи.
- Повышение педагогической компетентности отцов.
Нами были определены следующие критерии эффективности:
- Изменения в жизни семьи.
- Изменения во взаимоотношениях между воспитателями и родителями.
- Изменения в педагогическом процессе.
Для эффективности были использованы следующие методы и формы работы с отцами такие как:
- Анкетирование, беседы.
- День открытых дверей.
- День семьи.
- Семейная творческая мастерская.
- Анкетирование, опросы.
- Лекции, дискуссии, беседы, консультации.
- Памятки, стенгазеты, папки-передвижки, буклеты, листовки.
- Семинары – практикумы.
- Советы специалистов детского сада.
- Домашние задания.
- Посещение занятий отцами.
- Коллективные творческие дела (участие в конкурсах, выставках, праздниках).
Очень интересными формами были: письма (звуковые), видеозаписи, поделки, рисунки детей для пап. Многие отцы работают вахтовым методом на Ямбургском и Заполярном месторождениях. Дети очень скучают. И чтобы как-то порадовать своих пап, они с огромным удовольствием делают поделки, рисуют рисунки; а сейчас (когда стали большими и научились) пишут письма своим папам. Смена, уезжающая на вахту, передают эти послания адресатам.
Кроме того, очень важно заложить полезные традиции… Что нам и удалось сделать! Мы проводим и традиционные мероприятия: День открытых дверей, День семьи, посещение родителями непосредственно организованной деятельности; и организовывали семейные творческие мастерские «Оч.умелые ручки». Родители наших воспитанников принимали активное участие в выставках совместных творческих работ: «Краски уренгойской осени», «Овощная сказка», «Мастерим вместе с папой», «Пасхальный вернисаж», «Чудеса Земли». И не только мамы, а зачастую папы делают совместные работы со своими детьми. Были проведены родительские гостиные «Еже ли Вы вежливы», «Мой папа – самый лучший друг». А на различных утренниках, досугах, спортивных соревнованиях – папы - это верные наши помощники и участники.
Увеличилось время совместных дел взрослых и детей в семье – это и рисование, совместные дела по дому, организация праздников, походов, экскурсий, что помогло упрочить семейные традиции, наладить контакты между папами и их детьми, а так же установить доверительные отношения между воспитателями и отцами, дедушками, старшими братьями. Папы обращались за подсказками, как лучше организовать совместное времяпровождение, как вести себя с ребенком в трудных ситуациях. А это в свою очередь способствовало улучшению микроклимата, как в группе, так и дома. Было создано детско - взрослое сообщество.
Проанализировав проведенную работу, можно сказать о пользе и эффективности различных педагогических форм работы с отцами. Действительно, эти формы работы способствовали повышению роли отца в семье, его активному участию в жизни группы и детского сада. Они помогли отцам лучше понять своих детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков, умению выразить собственные чувства доступные для понимания ребёнка, любить и уважать ребёнка как личность, развивать его творческие способности, и как можно больше времени проводить с семьёй.
И папы стали более заинтересованными, открытыми, стараются проводить больше времени с детьми. Мы попытались донести до пап, насколько важно детям их внимание, забота и понимание.
Как важно с первых дней жизни быть окруженным не просто любовью, а обожанием отца. Тогда дети чувствуют себя более защищёнными, может быть, больше уверенными в себе.
Опираясь на выше сказанное, можно с уверенностью говорить о важной роли отца в воспитании ребёнка. Так или иначе, отец, как и мать, – первый человек, с которым ребёнок встречается в жизни.
Поэтому не стоит воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, но не менее важен его интеллектуальный вклад в воспитании ребёнка. Дело не в том, что он знает больше, чем мама, - он знает то, чего не знает мама. Он приносит вести из своего, мужского, мира, с которым ребёнок сталкивается, стоит ему ступить за порог, и, доверяя папе, он входит в него без страха, но оснащенный необходимыми сведениями.