Программное содержание:
- Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, познакомить детей со свойствами воды: не имеет формы, одни предметы растворяет а другие нет; вода-это жидкость, может находиться в трех состояниях : твердом, жидком и газообразном; на цвет- прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
- Развивать мышление, познавательную активность детей в процессе экспериментирования, активизировать и обогащать словарь существительными, прилагательными по данной теме.
- Развивать социальные навыки, учить отстаивать свою точку зрения, учитывая мнения своих товарищей по группе.
- Вызывать интерес к совместному выполнению заданий.
- Прививать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседы о воде, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, использование ассоциативно - дидактических игр, проведение опытов и экспериментов по теме «Вода, ее роль в жизни человека», рисование по данной теме, ведение индивидуальных альбомов по экспериментированию.
Материал: клубок ниток синего цвета, иллюстрации с изображением воды, оборудование для проведения опытов, иллюстрации с изображением «состояний воды», индивидуальные альбомы по экспериментированию, цветные карандаши и мелки, персонаж -«Каплюшка» (грустная и веселая), аудиозапись шума воды, аудиозапись для релаксации «Сосулька».
Для проведения опытов: вода, баночки различной формы, краска, кисточки, речной песок, соль, камушки, мерные ложки, прозрачные стаканчики.
Ход занятия
Дети входят под спокойную музыку в группу, воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть в игру « Волшебный клубочек».
-Только сегодня клубочек у нас будет родничком, а когда мы его будем раскручивать, он превратится в реку. Река наша добрая, течет ровно, спокойно и давайте скажем друг другу пожелания-напутствия: Я желаю…. Я надеюсь…
Дети, разматывая клубочек, говорят друг другу ласковые напутствия - пожелания.
-Так давайте же будем дружными, внимательными друг к другу, будем помогать друг другу на занятии.
Под музыку воды входит персонаж Каплюшка (очень грустная)
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуй, Каплюшка! А что ты такая грустная?
- Я потеряла своих сестер – капелек и не знаю, куда мне идти и что делать? А вдруг я высохну или замерзну, или еще что – нибудь со мной случится, как же я найду своих сестер? Вы мне можете помочь?
- Каплюшка , мы знаем, как тебе помочь, мы тебе расскажем и покажем, где ты можешь встретить своих сестер .
-Наши ребята знают очень много о воде и тебе помогут.
-Присаживайся и слушай!
-Из чего состоит Каплюшка? (из воды)
-Какой бывает вода? Какие свойства воды вы знаете?(не имеет цвета, запаха, может находиться в жидком, твердом и газообразном состояниях).
Дети отвечают, показывая иллюстрации.
-Ребята, посмотрите на наши карточки, мы о всех свойствах воды рассказали Каплюшке? Может быть чего- то не хватает?
-Давайте посмотрим, какие предметы и оборудование сегодня находятся в нашей лаборатории?
Ответы детей и предположения о том, какие следует провести опыты, чтобы выяснить свойства воды. Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает: растворяет ли вода все вещества и имеет ли она собственную форму.
Перед проведением опытов дети делятся на две группы.
Одна группа будет выяснять, растворяет ли вода вещества, а вторая - имеет ли вода собственную форму.
Воспитатель предлагает детям самим отобрать оборудование для проведения опытов.
-Что взяли? Какие предметы? Как будете использовать? Какую гипотезу выдвигаете? Что хотите проверить?
Физкультминутка «Мы дружные ребята»
«Мы похлопаем руками - хлоп, хлоп, хлоп (хлопают в ладоши)
Мы потопаем ногами - топ, топ, топ (руки на поясе, топают ногами)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (поднимают руки вверх и опускают вниз)
Мы руки подаем и бегаем кругом »(берутся за руки и бегают по кругу).
Дети приступают к выполнению опытов.
После этого один ребенок от каждой группы формулирует вывод и все дети садятся за столы и зарисовывают в своих дневниках результаты опытов, делятся впечатлениями.
Показывают это Каплюшке, ( рассказывают о свойствах воды).
Каплюшка благодарит детей за рассказ.
Релаксация «Сосулька»
Цель: снятие эмоционального напряжения, используя технику напряжения - расслабления.
Дети, стоят на ковре, ноги вместе, руки в «замке» над головой. Сжать сильно руки в « замке», постепенно расслаблять и опускать вниз («Висит сосулька крепкая над нашей головой, но солнце взойдет, сосулька упадет»).
Ассоциативно-дидактическая игра «Превращения воды»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды методом ассоциаций. Учить рассказывать о свойствах воды, находя характерные признаки в предметах в «коробочке ассоциаций». Продолжать развитие познавательных процессов и мыслительной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: стекло , зеркало, мишура, коньки, чайник, картинка тучки, лейка, камень, снежинки из бумаги, цепочка, кусочек ваты и т. д
Игровые правила: находить в коробочке предметы, по которым можно охарактеризовать свойства воды (какую форму имеет, в каких состояниях может быть и т. д)
Игровые действия: поиск предмета, сопоставление его (предмета) с определенным свойством воды.
Появляется радостная Каплюшка.
-Теперь я знаю, где могу найти своих сестер и мне не страшны любые превращения .
Благодарит детей за рассказ о ней.