Цель: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр.
Задачи:
- продолжить формирование умений работать с картой, текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, делая краткие записи, оформляя схемы;
- развитие умения анализировать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
- пробудить в детях желание серьёзно заняться каким-либо видом спорта, вести здоровый образ жизни.
I. Повторение
Задание: Решите кроссворд и из букв в выделенных клетках, составьте слово.
1. Преобразование.
2. Власть народа.
3. Поселение, основанное на чужой территории.
4. Название Греции на греческом языке.
5. Простой народ.
6. Город-государство в Древней Греции.
7. Раб, принадлежащий Спартанскому государству.
(1. реформа; 2. демократия; 3. колония; 4. Эллада; 5. демос; 6. полис; 7. илот.
Слово, которое можно сложить из букв в выделенных клетках – Олимпия.)
II. Изучение новой темы
1. Праздник, объединявший эллинов.
Работа с картой. (Рис. на с.111)
Где находится Олимпия? Чем был знаменит этот город?
Олимпия – городок, расположенный на Пелопоннесе, в южной части Греции.
Именно здесь, один раз в четыре года, в самый разгар лета проводились Олимпийские игры. Сюда приезжали сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Эллады, включая колонии.
Олимпийские игры позволяли не только демонстрировать силу и ловкость, являлись любимым развлечением, но и способствовали объединению греков. Когда были самые первые игры? Как они проходили? Кто добился самых значительных спортивных результатов? Мы узнаем об этом сегодня на уроке. Во время работы надо будет составить схему, заполнить имеющиеся пропуски в тексте. Приложение 1.
На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны, заключалось перемирие, представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты.
Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие.
Одной из древнейших является легенда о Пелопсе. Однажды увидел Пелопс дочь царя города Писы в Элиде, красавицу Гипподамию. Юноша влюбился и решил просить у царя Эномая её руки. Однако царю предсказали гибель от руки мужа его дочери, поэтому он решил не выдавать её замуж. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гипподамию в жёны лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то побеждённый должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.
Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жёны прекрасную Гипподамию. Всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.
Перед началом состязаний Эномай, уверенный в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку.
Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя, он оборачивается и видит, как тот с торжествующим смехом замахивается копьём. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.
Пелопс взял в жёны прекрасную Гипподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.
По другой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига – очищения скотного двора Авгия, царя Элиды.
Вопрос: Как удалось Гераклу справиться с этим непростым делом?
Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да ещё и выгнал его.
Геракл отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в царство и победил Авгия. После этой победы Геракл учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами.
Третья легенда утверждает, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.
Работа с иллюстрациями. (Рис. на с. 152. Олимпия. Реконструкция).
В центре главный храм Зевса. Вспомните, какое чудо света хранилось в этом храме?
– Статуя Зевса Олимпийского.
Кто автор этой статуи?
– Фидий
Недалеко от храма Зевса – другие храмы и статуи победителей на играх.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликурги афинский законодатель, реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в её пределы вооруженным, – преступником.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. С них у греков пошёл отсчёт особого «олимпийского летоисчисления».
Работа по счёту лет
– В каком тысячелетии, веке состоялись первые Олимпийские игры? (1 тыс. до н.э.; 8 веке до н.э.)
– Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры?
– Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? (1170 – 776 = 394)
В 394 н.э. они были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
2. Подготовка к играм.
Работа с учебником. § 33, с. 150.
Вопросы:
1. Кто мог участвовать в Олимпийских играх?
(Все свободные греки, кроме женщин.)
2. Почему обычно участниками игр становились зажиточные люди?
(Почти за год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. За месяц до открытия игр они должны были прибыть в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжить подготовку.)
3. Какому богу были посвящены Олимпийские игры?
(Олимпийские игры были посвящены Зевсу.)
4. Как называли участников состязаний?
(Атлеты)
3. Проведение игр.
Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней. Олимпийский праздник начинался с торжественной процессии, направляющейся к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики (судьи) в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносилась пара огромных быков, и на этих двух тушах судьи и участники давали торжественную клятву быть достойными возможного награждения оливковым венком, сделанным из ветвей священного дерева. Совершив обряд жертвоприношения Зевсу, процессия направлялась к храмам других богов, где тоже выполняла различные церемонии. Вечером после жеребьевки устраивался великолепный праздник искусств.
Следующие три дня отводились состязаниям. Большинство соревнований проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма, с других сторон были сделаны земляные насыпи. Мест для сидения первоначально не было. Зрители стояли, сидели или лежали на склонах холма и на насыпях, обложенных дёрном. Плату за посещение стадиона не брали.
Одно из главных состязаний – пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию – 192, 27 м. (отсюда происходит слово «стадион»). Бегуны достигали невероятной скорости. Один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос Агей после победы в беге сбегал из Олимпии домой в Аргос, сообщил о своей победе и вернулся в Олимпию, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего он пробежал около 100 км.
Затем состязались в прыжках в длину. Для увеличения длины прыжка пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывали вперёд. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка вообще была обязательна для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм.
Метания копья и диска были третьим и четвёртым видом состязаний в пятиборье. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень.
В борьбе важно было не просто победить противника, но сделать это красиво. Удары кулаком запрещались, но разрешалось толкать противника, применять подножку, прибегать к обманным уловкам. В начале схватки борцы стремились вывалять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким, и легче было бы сделать захват. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.
Кулачный бой отличался от нашего бокса: не было ринга, перерывов во время боя, участники не делились на весовые категории. Головы бойцы защищали специальными шапками, а руки обвязывали ремнями, чтобы усилить удар. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Очень популярным в I веке н. э. был Меланком из Карии, который славился своей блестящей защитой. Держа руки вытянутыми вперед, он умело удерживал противника на дистанции, не позволяя тому наносить удары. Меланком мог так продержаться час, два, три и гораздо больше – до тех пор, пока его соперник окончательно не выбивался из сил. За всю свою спортивную карьеру он не изувечил ни одного из своих партнеров, так и оставшись непобежденным.
Другой вид соревнований – панкратион был сочетанием кулачного боя и борьбы. Удушение было разрешено, запрещены укусы и воздействие на глаза. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия.
На играх был ещё один вид состязаний – бег со щитом и в шлеме.
Не меньшим успехом пользовались соревнования на ипподроме. Сначала были состязания на двухколесных колесницах, запряженных четверкой лошадей, затем – на колесницах, запряженных двумя лошадьми, потом появились скачки на лошадях. Участвовали в гонках только очень богатые греки: иметь беговых лошадей стоило очень дорого. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Но если кони приходили первыми, то именно ему, а не возничему присуждалась победа.
По сигналу трубы возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперёд, чтобы сделать 12 кругов по ипподрому (это около 13 км.)
Работа с рисунком.
Вопрос: Почему состязания на колесницах были опасны?
С 444 г. до н.э. (84-х Игр) помимо атлетических соревнований стали проводить конкурс искусств, ставший официальной частью программы.
Физкультминутка.
Назовите и изобразите, какие виды состязаний входили в пятиборье.
(Бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба)
Вопрос: Какое значение имел спорт в жизни греков?
Работа с документом.
Лукиан «Анахарсис, или об упражнении тела»
Беседуют грек Солон и скиф Анахарсис:
«Анахарсис: Скажи мне, Солон, для чего у вас юноши проделывают всё это? Одни из них, перевившись руками, подставляют друг другу ножку, другие давят и вертят своих товарищей, валяются вместе в грязи, барахтаясь в ней, как свиньи. А между тем сначала… они жирно намазались маслом и совсем мирно, по очереди, натирали друг друга. Потом, неизвестно, что случилось, они стали толкаться и, наклонившись, начали сшибаться между собой головами, как бараны.
Другие же делают то же самое во дворе на чистом воздухе, только уже не в грязи, но, набросав в яму много песку. <…> Надзиратель не думает разнять юношей и прекратить борьбу… Наоборот, он подзадоривает дерущихся и хвалит ударившего. <…>
И вот, мне хотелось бы знать, чего ради они так поступают: по-моему, всё это похоже на безумие…
Солон: Это место, Анахарсис, мы называем гимнасием… Что же касается упражнений, то эта возня в грязи называется борьбой; борются также и в песке. <…> Есть у нас и другие гимнасии – для кулачного боя и метания диска, и для прыганья, и в них во всех мы устраиваем состязания; а победивший признаётся нами лучшим из сверстников и получает награду.
Анахарсис: Каковы же у вас награды?
Солон: На Олимпийских играх венок из дикой маслины, на Истмийских – из сосновых ветвей, в Немее – венок из сельдерея, в Дельфах – яблоки с деревьев, посвящённых богу. <…>Почему ты засмеялся, Анахарсис? Или тебе это кажется незначительным?
Анахарсис: Нет, Солон, ты перечислил почтенные награды и достойные того, чтобы раздавшие их гордились своей щедростью и чтобы состязающиеся прилагали много усердия для получения их, положив столько труда ради яблок или сельдерея и подвергаясь опасности быть задушенными или искалеченными своим противником. <…>
И дальше Солону стоит немало труда объяснить скифу, какую роль играет спорт в воспитании молодёжи, закаляя её тело и дух и давая незаменимую подготовку к воинской службе: «Ты понимаешь, насколько хороши с оружием будут те, кто и нагой внушил бы ужас противнику, не обнаруживая ни дряблой белизны и тучности, ни бледности и худобы, как женские тела, вянущие в тени и потому дрожащие, обливающиеся потом и задыхающиеся… Наши же юноши румяны и смуглы от горячего солнца, сильны и полны жара и мужества благодаря тому, что наслаждаются отменным здоровьем, они не худы до сухости и не тучны до полноты, но сложены вполне соразмерно. Ненужное и лишнее выходит из их тела вместе с потом…» [1]
Вопросы:
1. Какую награду получал победитель Олимпийских игр?
(Наградой победителю служил венок из ветвей оливы.)
2. Какое значение имел спорт в жизни греков?
(Спорт являлся необходимой составляющей в воспитании молодёжи. Молодые греки закаляли тело, дух, осуществляли подготовку к воинской службе.)
Победитель Олимпийских игр назывался олимпиоником. Он возвращался в родной полис в пурпурной одежде и на колеснице. Весь город выходил ему навстречу. Городские власти устраивали в честь победителя пир. Его статую ставили на городской площади, а другую – в Олимпии. Он мог занимать почётное место в театре, освобождался от уплаты налогов. К нему обращались при спорах.
В Спарте во время войны олимпионики сражались в первых рядах бок о бок с царём.
В победителях чтили не только искусных спортсменов, но и любимцев богов.
4. Знаменитые атлеты.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на шести Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона.
Ещё подростком он стал тренировать силу, поднимая на плечи телёнка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. Телёнок рос, но росли и силы Милона; прошло года три, и он с такой же лёгкостью носил вокруг стадиона большого быка.
Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул её на плечо и сам принёс в храм. Забавлялся он тем, что брал в пальцы гранатовое яблоко и предлагал его вырвать у него; никто не мог, а между тем держал он его так легко, что гранат оставался нераздавленным. Забавлялся он и тем, что обвязывал себе голову верёвкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал веревку, не коснувшись ее руками.
Он погиб, когда гулял в лесу и увидел дерево, расщеплённое молнией; для потехи он решил разломать дерево надвое, но был уже стар, не рассчитал силы, руки его защемило в расщепе, и он не мог их вырвать; и когда пришел дикий лев и набросился на него, Милон оказался беззащитен.
Другой атлет, Полидам (Полидамант), с голыми руками ходил на льва, подражая Гераклу; хватая быка за ногу, он отрывал ему копыто; одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряжённую четвёркой лошадей; приглашённый к персидскому царю, убил там в единоборстве трёх царских воинов. Он погиб, когда сидел с товарищами в пещере и над ними вдруг треснул и стал обваливаться свод; товарищи бросились прочь, но Полидамант счёл это позорным, остался, подпёр обвал плечами и был засыпан.
Атлет Феаген одержал 1400 побед. Это значит, что у него было 1400 побеждённых соперников, и все они ему завидовали. Когда Феаген умер, один из них приходил по ночам к статуе Феагена и хлестал её бичом. Статуя упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались моровые болезни; граждане обратились к оракулу, и прорицательница-пифия велела им вернуть всех изгнанников. Граждане объявили всем изгнанникам дозволение вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на место, устроили в честь неё празднество, и всё кончилось благополучно.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были известные ученые и мыслители. Пифагор был чемпионом по кулачному бою, Платон – в панкратионе, «отец медицины» древнегреческий врач Гиппократ считался хорошим борцом и наездником.
Задание: Осуществим взаимопроверку полученной схемы.
Подведём итоги
– Какую роль играли Олимпийские игры в жизни греков?
- Праздник объединял эллинов. От первых Олимпийских игр (776 г. до н.э.) они вели свой счёт лет.
– Какое значение имел спорт в воспитании молодежи?
- Спорт являлся необходимой составляющей в воспитании молодёжи. Молодые греки закаляли тело, дух, осуществляли подготовку к воинской службе.
– По представлению греков, кого можно было считать личностью, достигшей совершенства?
- Это тот, кто заботится о своём интеллектуальном и физическом развитии.
Домашнее задание: § 33, сравнить современные Олимпийские игры с Олимпийскими играми древности.
Общее: …………………….
Различия:
Олимпийские игры в древности | Современные Олимпийские игры |
....... | ....... |
....... | ....... |
....... | ....... |
Литература
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима /Пер. с польск. В.К.Ронина. – М.: Высш. шк., 1988. С. 386 – 388.
- Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. – М.: Фортуна ЭЛ, 2010
- История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009. С. 149 – 154.