Краткая аннотация дистанционного курса:
Данный курс предназначен для изучения высшей нервной деятельности человека. Поможет раскрыть физиологические основы и основные свойства особенностей высшей нервной деятельности. Оценить свои возможности, внимание, память, изучит свои биоритмы. Познакомиться с упражнениями по развитию воли, воображения. Осознать разницу между осознанными и интуитивными решениями. Установить роль практики в установлении истины.
Цель дистанционного курса: Раскрыть сферы приложения наук о высшей нервной деятельности и психологии
Задачи дистанционного курса:
- Изучить особенности высшей нервной деятельности и человека.
- Раскрыть роль русских ученых в развитии учении о высшей нервной деятельности, раскрыть природу биоритмов, сна и сновидений, показать значение речи в развитии высших психических функций.
- Способствовать формированию здорового образа жизни и бережного отношения к своему организму.
Целевая группа:обучающиеся 8-11 класс и все желающие от 14 лет.
В результате обучения на курсе: ЗУНКИ, приобретаемые участниками в ходе обучения на ДК:
- знать о природе внешнего и внутреннего торможения,
- научаться сопоставлять доминанты и законы возбуждения-торможения,
- расширить знания о ритмах в природе и биоритмах, знать основные виды ритмов и внешние или внутренние их причины,
- раскрыть физиологическую основу сна и его значение для сохранения здоровья,
- узнают о филогенетической обусловленности врожденных и приобретенных программ поведения,
- узнают о разнице в использовании звуковых сигналов животными и человеческой речью
- определят значение речи в формировании основных познавательных процессов,
- узнают о разнице между сознательными или интуитивными решениями,
- научиться определять объем внимания,
- выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью, изучат основные их свойства,
- сравнивать субъективное восприятие времени с объективным его течением,
- оценят собственные психические функции с помощью практических работ,
- систематизируют знания о высшей нервной деятельности.
Продолжительность дистанционного курса: 11 недель.
Программа дистанционного курса
Название дистанционного курса |
||
Модуль | Содержание | Продолжительность |
Модуль 1 «Введение в курс Высшая нервной деятельности и психика» |
1. Что такое нервная деятельность? 2. Все начинается с рефлексов. – рефлекторная дуга – рефлекторный принцип работы нервной ситемы. 3. Глоссарий 4. Дополнительный материал – рекомендуемая литература для учащихся Практическое задание. 1. Входная анкета. 2. Самопрезентация. 3. Выбор темы будущего проекта. 4. Практическая работа №1 «Объем внимания» Рассуждение «Что я жду от этого учебного курса» |
1 неделя (первая неделя) |
Модуль 2 «Учение о высшей нервной деятельности» |
1. Вклад отечественных ученых в развитие учения о высшей нервной деятельности. – И.М.Сеченов – А.А.Ухтомский – И.П. Павлов 1. Практическое задание. Практическая работа №2 «Внимание и работоспособность» Рассуждение. «Выскажите ваше обоснованное мнение: чем отличается человек от животного?» |
1 неделя (2 неделя) |
Модуль 3 «Врожденная и приобретенная программы поведения» |
1. Поведение человека и его формы. 2. Этология – наука о поведении. Практическое задание. 1. Практическая работа №3 «Объем восприятия» 2. Заполните таблицу: Врожденные формы поведения Рассуждение. «Почему животные выросшие среди людей, не могут жить среди сородичей?» |
1 неделя (3 неделя) |
Модуль 4 «Торможение, его виды и значение» |
1. Возбуждение и торможение – взаимосвязанные процессы. 2. Безусловное торможение и его влияние на поведение человека. 3. Условное торможение. Угасание условных рефлексов. 4. Заболевания нервной системы человека. Практическое задание. 1. Практическая работа №4 «Влияние позы на результат деятельности» 2. Тест Рассуждение. «Почему хорошо что-то забывать?» |
1 неделя (4 неделя) |
Модуль 5 «Биоритмы и биоритмология» |
1. Хронобиология – наука о ритмах. 2. Виды ритмов и их значение в жизни организма. Практическое задание. 1. Практическая работа №5 «Определение хронобиологического типа. Определение длительности индивидуальной минуты» 2. Тест Рассуждение. «Согласны ли вы с высказывание В.И. Вернадского: «Связь Земли и Солнечной системы проявляется на каждом шагу?» |
1 неделя (5 неделя) |
Модуль 6 «Сон и сновидение. Гигиена сна» |
1. Физиологическая сущность сна и его значение. 2. Сновидения и их причина. 3. Гипноз и самогипноз 4. Гигиена сна – режим сна и бодрствования. Практическое задание. 1. Практическая работа №6 «Восприятие времени» 2. Заполните таблицу» Сопоставление медленного и быстрого сна» 3. Тест Рассуждение. «Можно ли заказать сновидение?» |
1 неделя (6 неделя) |
Модуль 7 «Познавательные процессы. Речь и сознание» |
1. Речь – средство общения. 2. Сознательная деятельность и интуиция. 3. Роль речи в запоминании, хранении и воспроизведении информации. Практическое задание. 1. Практическая работа №7 «Смысловая память» Рассуждение. «Словом можно убедить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» Что имел ввиду поэт? |
1 неделя (7 неделя) |
Модуль 8 «Познавательные процессы. Память и внимание» |
1. Память и ее виды. 2. Рассудочная деятельность – высшая форма приспособления к условиям среды. 3. Воображение. Практическое задание. 1. Практическая работа №8 «Объем памяти при механическом и логическом запоминании» Рассуждение. «Проанализируйте текст. «Опыты И.П. Павлова в Колтушах». Как бы поступили вы? Как бы по вашему мнению поступила обезьяна? Что такое отвлеченное мышление? Характерно ли оно для животных или только для человека? |
1 неделя (8 неделя) |
Модуль 9 «Типы нервной деятельности» |
1. Темперамент и его классификация. 2. Типы нервной системы и их характерные признаки. 3. Соотношения характера и темперамента 4. Воля – способность человека преодолевать трудности. Практическое задание. 1. Практическая работа №9 «Определение типа личности, сформировавшегося в результате взаимодействия организма с окружающей средой» Рассуждение. «Посеешь поступок – пожнешь характер» |
1 неделя (9 неделя) |
Модуль 9 «Итоговый проект» |
Итоговый проект по окончанию курса. | 1 неделя (10 неделя) |
Модуль 10 «Подведение итогов» |
1. Подведение итогов курса. 2. Диагностическая работа (тестирование) 3. Итоговая анкета. |
1 неделя (11 неделя) |
В приложении имеется примерный импут к модулю 8.