Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка.
Семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5–7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т. д.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Результатом такого “неумения” родителей является нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т. д.).
Известно, что в настоящее время резко увеличилось количество детей раннего возраста имеющих различные отклонения в психомоторном развитии.
Анализ контингента детей, поступающих к нам в детский сад, в группу раннего возраста показал, что увеличивается количество детей нуждающихся в ранней психолого-педагогической помощи. Поэтому была открыта группа, где осуществляется индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь с учетом состояния здоровья, темпа уровня развития, возраста и характерологических особенностей ребенка.
Маленький ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его главными авторитетами, он обладает повышенной внушаемостью, стремиться подражать. Нервная система ребенка необычайно пластична и способна к изменению, перестройке, именно поэтому уже в раннем возрасте необходимо начинать целенаправленную работу по коррекции нарушений.
Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства “детский сад – семья” в нашем учреждении была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная в рамках детско-родительского клуба “Растём вместе”.
Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч определена по запросам родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости.
Целью разработанной нами программы является оказание психолого-педагогической помощи семьям в период первого года пребывания детей в дошкольном учреждении.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Обучение родителей игровому взаимодействию с детьми.
- Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
- Обеспечение психологической комфортности детей и родителей в дошкольном учреждении.
Адресатом программы являются дети раннего возраста и их родители.
Программа реализуется в течение 9 месяцев педагогами дошкольного учреждения: учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель.
Общее время проведения программы – 16 часов. Встречи организуются 2 раза в месяц по 1 часу. Каждая встреча проводится в два этапа: на первом этапе проводится теоретическая часть – 30 минут, на втором этапе – практическая часть с детьми и привлечением других педагогов – 30 минут.
Теоретический раздел включает работу с родителями. Основными методами работы являются групповая дискуссия, разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста.
Практический раздел предполагает работу с детьми и родителями. Работа с детьми включает развивающие занятия с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а также с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности. Фото 2, 3, 4, 5, 6 (Приложение 4)
В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.
Главным и необходимым условием для достижений целей программы являются отношения между матерью и ребёнком. Специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка.
Таким образом, программа “Растем вместе” носит комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста. Занятия проходят в спокойной, доброжелательной обстановке. Этому способствуют психолого-педагогические условия – активное взаимодействие родителей и детей на занятии, атмосфера и условия сенсорной комнаты, музыкальное сопровождение, которое создаёт положительный эмоциональный настрой на занятии.
Учебно-тематический план программы детско-родительского клуба “Растём вместе”.
Цель: Способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс. Гармонизировать межличностные отношения родителей и детей. Вызывать у родителей потребность в совместной деятельности с ребёнком.
№ п/п | Наименование раздела. | Всего часов | В том числе | ||
теоретические | практические | ||||
1 | Презентация программы семейного клуба “Растём вместе”. Знакомство родителей с пространством детского сада. | 1 | 1 | - | |
2 | Родительские ожидания. Итоги анкетирования. | 1 | 1 | - | |
3 | Развитие ребёнка раннего возраста. | 1 | 1 | - | |
4 | Игрушка в жизни ребёнка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Непослушный ребёнок. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Песочная терапия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Водная терапия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Арт-терапия. Новый год. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Капризы детей. Песочная терапия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Стили общения в семье. Арт-терапия. Божья коровка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Если ребёнок кусается…Водная терапия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Безусловная любовь к ребёнку. Арт-терапия. Зайчик и его друзья. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Наказываете ли вы ребёнка? Песочная терапия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Психомоторное развитие ребёнка. Арт-терапия. Мишка пришёл в гости. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Общение детей. Водная терапия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Результатом реализации программы является повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития детей, возрастных особенностей и игрового взаимодействия с детьми, социализация ребёнка на основе оптимизации семейной микросреды в целом и взаимоотношений между детьми и родителями в процессе продуктивной игры, положительные изменения в умственном и эмоционально-личностном развитии детей.
Контроль за реализацией программы осуществляется педагогом-психологом в начале и конце учебного года в качестве диагностического инструментария используется методика психолого-педагогического обследования детей Е.А.Стребелевой. Родителям предлагается анкета, в которой они отмечают изменения, происходящие с ребёнком.
В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и дошкольного учреждения.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Список литературы
- Айрих О.А