Детско-родительский клуб одна из форм работы с родителями детей раннего возраста

Разделы: Работа с родителями


Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка.

Семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5–7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т. д.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Результатом такого “неумения” родителей является нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т. д.).

Известно, что в настоящее время резко увеличилось количество детей раннего возраста имеющих различные отклонения в психомоторном развитии.

Анализ контингента детей, поступающих к нам в детский сад, в группу раннего возраста показал, что увеличивается количество детей нуждающихся в ранней психолого-педагогической помощи. Поэтому была открыта группа, где осуществляется индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь с учетом состояния здоровья, темпа уровня развития, возраста и характерологических особенностей ребенка.

Маленький ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его главными авторитетами, он обладает повышенной внушаемостью, стремиться подражать. Нервная система ребенка необычайно пластична и способна к изменению, перестройке, именно поэтому уже в раннем возрасте необходимо начинать целенаправленную работу по коррекции нарушений.

Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства “детский сад – семья” в нашем учреждении была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная в рамках детско-родительского клуба “Растём вместе”.

Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч определена по запросам родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости.

Целью разработанной нами программы является оказание психолого-педагогической помощи семьям в период первого года пребывания детей в дошкольном учреждении.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Обучение родителей игровому взаимодействию с детьми.
  2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
  3. Обеспечение психологической комфортности детей и родителей в дошкольном учреждении.

Адресатом программы являются дети раннего возраста и их родители.

Программа реализуется в течение 9 месяцев педагогами дошкольного учреждения: учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель.

Общее время проведения программы – 16 часов. Встречи организуются 2 раза в месяц по 1 часу. Каждая встреча проводится в два этапа: на первом этапе проводится теоретическая часть – 30 минут, на втором этапе – практическая часть с детьми и привлечением других педагогов – 30 минут.

Теоретический раздел включает работу с родителями. Основными методами работы являются групповая дискуссия, разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста.

Практический раздел предполагает работу с детьми и родителями. Работа с детьми включает развивающие занятия с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а также с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности. Фото 2, 3, 4, 5, 6 (Приложение 4)

В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.

Главным и необходимым условием для достижений целей программы являются отношения между матерью и ребёнком. Специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка.

Таким образом, программа “Растем вместе” носит комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста. Занятия проходят в спокойной, доброжелательной обстановке. Этому способствуют психолого-педагогические условия – активное взаимодействие родителей и детей на занятии, атмосфера и условия сенсорной комнаты, музыкальное сопровождение, которое создаёт положительный эмоциональный настрой на занятии.

Учебно-тематический план программы детско-родительского клуба “Растём вместе”.

Цель: Способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс. Гармонизировать межличностные отношения родителей и детей. Вызывать у родителей потребность в совместной деятельности с ребёнком.

№ п/п Наименование раздела. Всего часов В том числе
теоретические практические
1 Презентация программы семейного клуба “Растём вместе”. Знакомство родителей с пространством детского сада. 1 1 -
2 Родительские ожидания. Итоги анкетирования. 1 1 -
3 Развитие ребёнка раннего возраста. 1 1 -
4 Игрушка в жизни ребёнка. 1 0,5 0,5
5 Непослушный ребёнок. 1 0,5 0,5
6 Песочная терапия. 1 0,5 0,5
7 Водная терапия. 1 0,5 0,5
8 Арт-терапия. Новый год. 1 0,5 0,5
9 Капризы детей. Песочная терапия. 1 0,5 0,5
10 Стили общения в семье. Арт-терапия. Божья коровка. 1 0,5 0,5
11 Если ребёнок кусается…Водная терапия. 1 0,5 0,5
12 Безусловная любовь к ребёнку. Арт-терапия. Зайчик и его друзья. 1 0,5 0,5
13 Наказываете ли вы ребёнка? Песочная терапия. 1 0,5 0,5
14 Психомоторное развитие ребёнка. Арт-терапия. Мишка пришёл в гости. 1 0,5 0,5
15 Общение детей. Водная терапия. 1 0,5 0,5
16 Итоговое занятие. 1 0,5 0,5

Результатом реализации программы является повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития детей, возрастных особенностей и игрового взаимодействия с детьми, социализация ребёнка на основе оптимизации семейной микросреды в целом и взаимоотношений между детьми и родителями в процессе продуктивной игры, положительные изменения в умственном и эмоционально-личностном развитии детей.

Контроль за реализацией программы осуществляется педагогом-психологом в начале и конце учебного года в качестве диагностического инструментария используется методика психолого-педагогического обследования детей Е.А.Стребелевой. Родителям предлагается анкета, в которой они отмечают изменения, происходящие с ребёнком.

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и дошкольного учреждения.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Список литературы

  1. Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй / автор-составитель О.А.Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008.
  3. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет./– 4-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2001.
  5. Зенгелидзе В.Я. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №10. – 2008. – С. 28-42.
  6. Кожина А.Л. Психолого-педагогическая помощь семье в адаптации ребенка к детскому саду// Справочник старшего воспитателя, №8. – 2009. С.55-62.
  7. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/– Волгоград: Учитель, 2010.
  8. Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  10. Шерстобитова С.Ю. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование. Рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал/ авт.-сост. С.Ю.Шерстобитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  11. Шахова Т.Ю., Французова О.А. Игровой практикум для родителей// Справочник старшего воспитателя, №11. – 2009. – С.71-73.
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 “Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”.