Номенклатура и изомерия предельных одноатомных спиртов

Разделы: Химия


Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по теме “ Спирты”.

Задачи:

Личностные

  • продолжить формирование ценностного отношения к деятельности как основному способу получения знаний;
  • создать условия для развития грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе;
  • формирование навыков самоконтроля и самооценки, навыков работы с итерактивом.

Метапредметные:

  • развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, работать с текстом учебника, дополнительной литературой и кратко формулировать полученные сведения для записи в таблицу (“сворачивать информацию”), работать в заданном темпе;
  • умение самостоятельно определять цели и планирование своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки.
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы.
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие установки на здоровый образ жизни.

Предметные:

  • совершенствовать знаний о связи между строением и свойствами органических соединений.
  • способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией.

Технологии: Критического мышления, модульное обучение, проблемно-поисковый метод, работа с инструкционной картой

Тип урока (по ведущей дидактической цели): изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование. Интерактивная доска, инструктивная карта, диск(Химия.10 класс. Г.Е.Рудзитис и др.)

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Цель: Подготовить учащихся к работе на занятии, сконцентрировать внимание, определить форму работы на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.

 
Информирование учащихся о формах работы на уроке. Работа в парах или группах. Выполнение заданий с последующей самопроверкой и самооценкой согласно инструкционной карточки. (Приложение 1) Результатом работы должен быть конспект. Приветствие учителя.

Организация рабочих мест. Знакомятся с инструкционной карточкой.(за каждое самостоятельно выполненное задание 1 балл на полях тетради).Все задания дублируются на интерактивной доске.

2. Погружение в тему Цель: определить тему урока, обеспечить мотивацию к усвоению нового знания.

Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Вспомните биоэлементы.

Классификацию органических веществ. Принцип классификации

 
Учитель: О каких соединениях пойдет речь сегодня, вы узнаете, решив задачу.

Интерактивная доска (инструктивная карта).

Фронтальный опрос.
Задача (слайд 1) Приложение 4

Вещество известно человеку с глубокой древности. Его название означает с арабского языка “одурманивающий”. Оно широко применяется в различных областях народного хозяйства. Обладает дезинфицирующими свойствами. О каком веществе идет речь, если известно, что при сгорании 3,45г его образовалось 6,6г СО2 и вода массой 4,05г? Плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,59. (Ответ – С2Н6О.)

Учитель. Какую группу соединений мы будем изучать.

Ученик комментирует решение задачи.
Предложите тему наших последующих уроков. (слайд 2,3) Ученики предлагают, что это кислородосодержащие соединения.
3. Изучение новых знаний Задание 1

Попытайтесь записать структурную формулу полученного соединения.

(слайд 4)

Какой вариант более правильный, почему?

Подсказка.

Ученики предлагают варианты формул

Ученики предполагают возможный ответ.

Одно из этих соединений вступает в реакцию замещения с натрием с вытеснением водорода. Работа с учебником
Если судить по структурной формуле, какое это вещество? Учитель: В чем причина? Продуктивное чтение
Стр.учебника 80-81 прочитать абзац Электронное строение спирта. Вопрос: Назовите главную причину проявления спиртами кислотных свойств. (слайд 5) (Ответ: электроотрицательный кислород, который образует сильнополярную связь с углеродом, и водородом)
Задание 2. Выбери родственника(подчеркнуть)(слайд 6)

Учитель: ОН-функциональная группа(найти определение)

Как называются соединения с подобной функциональной группой

Работа с инструктивный картой.
Задание 3 (слайд 7)

Найди соответствие

CH4
C5H12
C4H10
C2H6
C3H8
C5H11-ОH
C3H7-ОH
C2H5-ОH
CH3-ОH
C4H9-ОH

Ученики предлагают решение теста и поясняют свои рассуждения.
Задание 4

Используя формулы данные в задании 3,предложите:

А)определение для спиртов
Б) общую формулу
В) расположите формулы в порядке возрастания молекулярной массы

Г) названия данным соединениям.

(слайд 8,9)

Учитель корректирует ответы, подводит учеников к формированию понятия гомологический ряд спиртов.

Записывают конспект.
3. Актуализация изучения темы. Учитель предлагает составить кластер.

Что вы уже знаете о спиртах.

Учитель .Часто спирт воспринимается негативно.

Экскурс в историю .Сообщение ученика.

(слайд 10, 11)

Учитель: Действительно ли спирт является врагом человечества. (Приложение 2)

Проблемный вопрос. Спирт друг или враг?

Ученики делают свои предложения по формированию кластера.
Учитель предлагает составить план дальнейшего изучения темы.(слайд 12)

– классификация спиртов
– Номенклатура
– Физические свойства
– Химические свойства
– получение
– Применение
– Физиологическое действие на организм

Ученики предлагают план изучения темы
4. Организация изучения новой темы Учитель организует работу с алгоритмом по группам. При необходимости предлагает подсказку.(Приложение 1) Работа в группах с поэтапной отработкой действий.

Продолжается работа с инструктивной картой.

Задание 5 (слайд 13-18)

1.Изучить классификацию спиртов.

Рассмотри предложенные формулы и распредели их на 3 группы. Предложи принцип распределения.

(Подсказка – обратите внимание на количество –ОН групп)

2.Изучить классификацию спиртов.

Рассмотри предложенные формулы и распредели их на 3 группы. Предложи принцип распределения.

(подсказка – обрати внимание на строение углеводородного радикала)

3. Изучить классификацию спиртов.

Рассмотри предложенные формулы и распредели их на 3 группы. Предложи принцип распределения.

(подсказка – обрати внимание количество соседних атомов углерода при С-ОН )

Пояснение учащихся с использованием слайдов.
Учитель. Согласно классификации охарактеризуйте этиловый спирт

Физкультминутка.

Вывод в виде схемы

“ Классификация спиртов”.

5. Организация изучения новой темы Учитель организует работу по изучению номенклатуры по алгоритму.  
Задание 6

Запиши название по международной номенклатуре для данного вещества.

Ученики выполняют задание и комментируют на доске.
Согласно алгоритма, назовите данное соединение. (слайд 19-20)

Проговаривают алгоритм названия предельных спиртов.
3метилбутанол – 1

Учитель. Можно ли изменить структуру данной формулы.

 
Как называются вещества с одинаковой молекулярной, но различной структурной формулой

Учитель: Какие виды изомерии характерны для спиртов. (слайд21)

Ученики предлагают варианты структурных формул. Запись на доске.
Дополнение межклассовая изомерия. Составление схемы
6. Закрепление новых знаний Цель: первичный контроль усвоения темы.

Закрепление материала проходит в форме выполнения тестовых упражнений на интерактивной доске или задания – диск (Химия.10 класс. Г.Е.Рудзитис и др.)

Задание 1: Среди приведенных формул найдите изомеры пентанола-1 и определите вид изомерии. Дайте названия всем соединениям. (слайд 22)

Индивидуальное решение задач с последующей проверкой.
Задание 2 (слайд 23)

3 – этил пентанол – 2

2,2 диметил бутанол – 1

Предварительный опрос по тестовым заданиям (Задачники) Выбери себе 5 заданий.

Ученики выполняют задания (более слабые при помощи учителя)
7. Итоги урока. Рефлексия Цель: оценка результативности урока.

узнал
Не узнал

интересно
Не интересно

трудно
легко

участвовал
наблюдал

справился
Не справился

постараюсь
сумею

Комментарии оценок.

Самооценка по количеству баллов.
8. Домашнее задание Учебник стр.88 (1, 5, 6, 7) карточки

(Приложение 3)